ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1796/2022 от 07.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сайфуллин М.Ш. УИД 16RS0046-01-2022-001274-34

Дело № 2-1796/2022

33-9400/2022

учёт № 120г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2022 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Никулиной О.В., Плюшкина К.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арслановым И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Шаймарданова Алмаза Касимовича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 марта 2022 года, которым исковые требования Шаймарданова Алмаза Касимовича к Республиканскому фонду поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков (далее – Фонд) о возложении обязанности по включению в реестр пострадавших граждан, предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Фонда – Гусевой Т.Г., возражавшей доводам жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Шаймарданов А.К. обратился в суд с иском к Фонду о возложении обязанности по включению в реестр пострадавших граждан, предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указано, что 21 января 2014 года между обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Маг-Строй», действующим от имени и в интересах ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора, и Чукиной Алиной Эдуардовной был заключен договор № .... участия в долевом строительстве, согласно которому застройщик по завершению строительства обязался передать в собственность участника долевого строительства ряд объектов недвижимого имущества, в том числе двухкомнатную квартиру № .... общей проектной площадью 83,6 кв.м на 10 этаже в 18-этажном 5-секционном жилом доме со строительным номером .... по улице . Договор прошел установленную законом процедуру государственной регистрации. 27 мая 2014 года между Чукиной А.Э. и открытым акционерным обществом (далее – ОАО) «Промсвязьмонтаж» был заключен договора уступки права требования № ...., в соответствии с которым право требования предоставления вышеназванной строящейся квартиры перешло к Обществу, данный договор также прошел государственную регистрацию. 13 января 2020 года между ОАО «Промсвязьмонтаж» и истцом был заключен договор уступки права требования № ...., в соответствии с которым Общество уступило, а истец принял на себя право требования строящегося жилого помещения. Данный договор также зарегистрирован органом Росреестра. При этом решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2011 года ООО Фирма «Свей» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, с указанного момента ООО «Фирма «Свей» не могло осуществлять строительство жилого дома по причине своей несостоятельности. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года к делу о банкротстве ООО Фирма «Свей» применены правила параграфа 7 Банкротство застройщиков главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Впоследствии, в результате рассмотрения требований Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, построенный объект капитального строительства – каркас 18-этажного дома, расположенного по адресу: признан самовольной постройкой, принято решение о сносе надстроенных этажей свыше 9-го этажа. В настоящее время завершено строительство 8-этажного жилого дома по указанному адресу. В связи с изложенным 30 сентября 2021 года истец обратился в Фонд с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства жилых домов № .... и № .... , требования истца оставлены без удовлетворения. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд возложить на Фонд обязанность по включению в реестр пострадавших граждан требования Шаймарданова А.К. о предоставлении ему жилого помещения в компенсационном доме взамен отсутствующего жилого помещения - квартиры № .... в жилом доме со строительным номером .... по ул. .

Шаймарданов А.К. в судебное заседание не явился.

Представитель Фонда – Гусева Т.Г. в судебном заседании иск не признала.

Третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание представителей не направили.

Суд в иске отказал в полном объеме.

В апелляционной жалобе Шаймарданов А.К. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Повторно ссылается на то, что отказ во включении его в реестр пострадавших граждан носит неправомерный характер и нарушает его права. Указывает, что вывод суда о самостоятельности Фонда в вопросах установления критериев, по которым лица будут включаться в реестр пострадавших граждан, является необоснованным, поскольку критерии пострадавших граждан определены на законодательном уровне и не могут произвольно устанавливаться ответчиком. При этом критерии, установленные ответчиком, являются дискриминационными по отношению к гражданам, они противоречат действующему законодательству. Приобретая права на строящийся объект, истец не мог предвидеть, что Фонд примет собственные правила, согласно которым будет установлен запрет на совершение подобного рода сделок. Вывод суда о приведении критериев Фонда в соответствие с положениями Федерального законодательства является необоснованным. Ссылается, что судом не приняты во внимание обстоятельства, установленные судебными актами арбитражного суда и носящие обязательный характер при рассмотрении настоящего дела, нарушены правила преюдиции.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Фонда – Гусева Т.Г. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Представитель Фонда – Гусева Т.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с жалобой не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Пунктом 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В силу п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулирует, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об участии в долевом строительстве).

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Закона об участии в долевом строительстве, по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве, государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 23.1 Закона об участии в долевом строительстве единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.

Судом установлено, что 21 января 2014 года между ООО «Маг-Строй», действующим от имени и в интересах ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора, и Чукиной А.Э. был заключен договор № .... участия в долевом строительстве, согласно которому застройщик по завершению строительства обязался передать в собственность участника долевого строительства ряд объектов недвижимого имущества, в том числе двухкомнатную квартиру № .... общей проектной площадью 83,6 кв.м на 10 этаже в 18-этажном 5-секционном жилом доме со строительным номером .... по улице . Договор прошел установленную законом процедуру государственной регистрации (л.д. 14-23).

27 мая 2014 года между Чукиной А.Э. и ОАО «Промсвязьмонтаж» был заключен договора уступки права требования № ...., в соответствии с которым право требования предоставления вышеназванной строящейся квартиры перешло к Обществу, данный договор также прошел государственную регистрацию (л.д. 24-26).

13 января 2020 года между ОАО «Промсвязьмонтаж» и истцом был заключен договор уступки права требования № ...., в соответствии с которым Общество уступило, а истец принял на себя право требования строящегося жилого помещения. Данный договор также зарегистрирован органом Росреестра (л.д. 27-28).

При этом решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2011 года ООО Фирма «Свей» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, с указанного момента ООО «Фирма «Свей» не могло осуществлять строительство жилого дома по причине своей несостоятельности.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года к делу о банкротстве ООО Фирма «Свей» применены правила параграфа 7 Банкротство застройщиков главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Впоследствии, в результате рассмотрения требований Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, построенный объект капитального строительства – каркас 18-этажного дома, расположенного по адресу: признан самовольной постройкой, принято решение о сносе надстроенных этажей свыше 9-го этажа. В настоящее время завершено строительство 8-этажного жилого дома по указанному адресу.

В целях получения государственной поддержки 30 сентября 2021 года истец обратился в Фонд с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства жилых домов № .... и № .... , в число которых входит и жилой дом, на строящуюся квартиру в котором истец приобрел право требования, заявленные истцом требования оставлены без удовлетворения, о чем Фондом принято решение № .... от 27 октября 2021 года (л.д. 36-38).

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не подходит под критерии пострадавших дольщиков, установленные ответчиком, в связи с чем у ответчика не возникло перед истцом никаких гражданско-правовых обязательств.

Данные выводы суда являются правильными.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», такие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Фонд создан на основании Указа Президента Республики Татарстан от 09 марта 2018 года № УП-219 «О Республиканском фонде поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков».

Из пункта 2 данного Указа следует, что ответчику предоставлены полномочия на выполнение функций специализированной организации, участвующей в реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан».

Фонд является некоммерческой организацией, оказывающей поддержку пострадавшим дольщикам, но не в рамках Закона об участии в долевом строительстве, а по правилам указанного Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года.

В целях организации деятельности фонда был принят его устав, утверждены органы управления фондом, а также утверждены критерии, по которым Фонд определяет пострадавших дольщиков.

Согласно п.п. 2.1, 2.8 устава Фонда он создан в целях оказания поддержки участникам долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Фонд вправе самостоятельно определять круг лиц, на защиту и социальную поддержку которых направлена его деятельность. Фонд, как независимый субъект в рамках своей уставной деятельности вправе самостоятельно определять механизм, критерии и адресатов поддержки. Восстановление прав граждан путем строительства компенсационных домов является инициативой самого Фонда, а не обязанностью, закрепленной законом.

Решением Совета Фонда, протокол № .... от 23 июля 2021 года, утверждено Положение о порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства домов № .... и № .... , и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам.

Данным Положением дано определение понятия пострадавший гражданин. Им является гражданин – участник долевого строительства, отвечающий требованиям указанного Положения и имеющий право на оказание поддержки.

Приведенное Положение устанавливает критерии определения пострадавших граждан, основные правила оказания поддержки, порядок приема и рассмотрения заявлений об оказании поддержки, порядок формирования и ведения реестра пострадавших граждан (пункт 1.1.).

Главой 2 Положения определены критерии определения пострадавших граждан и основные правила оказания поддержки.

Для целей Положения пострадавшими гражданами признаются физические лица, которые соответствуют следующим критериям: являются участниками долевого строительства в отношении отсутствующего жилого помещения; требование о передаче отсутствующего жилого помещения включено в реестр требований участников строительства ООО Фирма «Свей» в установленном законом порядке; на 17 ноября 2020 года или позднее не имели (не имеют) требований о передаче жилого помещения, предусмотренного проектом, общей площадью более 120 кв.м (согласно договоров долевого участия); отсутствует ограничения, установленные в п. 2.2. Положения (пункт 2.1., подпункты 2.1.1. – 2.1.4.).

Не являются пострадавшими гражданами физические лица, которые: по состоянию на 17 ноября 2020 года не подали документы на государственную регистрацию договора долевого участия (договора уступки требования по договору долевого участия) и не подали документы на включение в реестр требований участников строительства ООО Фирма «Свей»; приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у другого физического лица после 13 июля 2020 года; приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у юридического лица после 30 июля 2017 года (пункт 2.2., подпункты 2.2.1. – 2.2.3.).

Поскольку право требования строящегося жилого помещения истец приобрел у юридического лица ОАО «Промсвязьмонтаж» 13 января 2020 года, то есть после 30 июля 2017 года, при этом фактически жилое помещение построено не было – истец приобрел право требования квартиры на отсутствующем 10 этаже, поскольку спорный дом был достроен 8-этажным, и в соответствии с критериями, установленными ответчиком, он не относится к категории пострадавших граждан, ему обоснованно было отказано в предоставлении мер государственной поддержки.

Судом верно отмечено, что поскольку ответчик является самостоятельной некоммерческой организацией, его руководящие органы вправе самостоятельно определять критерии лиц, которым будет оказана помощь не зависимо от установленных Законом об участии в долевом строительстве.

При этом, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 октября 2019 года № 912 создан Фонд Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства, являющийся самостоятельной некоммерческой организацией, не связанной с ответчиком.

Как следует из данного постановления, Фонд Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства создан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 21.1 Закона об участии в долевом строительстве, в целях урегулирования обязательств застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества на территории Республики Татарстан и признанных банкротами.

Доводы жалобы о том, что вышеприведенное положение Фонда носит дискриминационный характер, а отказ во включении истца в список нарушает действующее законодательство и его права, обоснованно не приняты судом первой инстанции, данные доводы также не могут служить основанием для отмены решения, как не соответствующие материалам дела и установленным обстоятельствам.

Передача квартиры истцу, которая должна была располагаться на 10 этаже строящегося дома, невозможна в силу отсутствия такового объекта в натуре. Механизм поддержки граждан-участников долевого строительства, не может быть применен, так как помещений для удовлетворения требований истца недостаточно. Фонду не были переданы обязательства перед участниками долевого строительства помещений, которые находятся выше 9 этажа спорного дома. Фактически у Фонда перед истцом каких-либо обязательств не возникало.

Критерий, содержащийся в пункте 2.2.3. указанного выше Положения Фонда, на основании которого истцу было отказано в включении в реестр пострадавших граждан, был разработан Фондом по аналогии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в редакции от 29 июля 2017 года, который в ч. 3 ст. 13 установил отсутствие права на получение возмещения в случае, если договор уступки права заключен с юридическим лицом после возбуждения производства по делу о банкротстве. Как указано ответной стороной, законодателем ограничена возможность уступки квартир, поскольку защита прав дольщиков не распространяется на юридических лиц, имеют место случаи, когда юридические лица переуступают свои квартиры на физических лиц для того, чтобы попасть под критерии защиты прав дольщиков.

При этом судебная коллегия отмечает, что истец не лишен возможности включения с соответствующими денежным требованием в реестр требований кредиторов в порядке ст.ст. 201.5, 201.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия признает несостоятельными. Они приводились истцом в суде первой инстанции, их оценка нашла свое отражение в решении суда. Оснований для переоценки соответствующих выводов у судебной коллегии не имеется, поскольку все представленные суду доказательства, в том числе письменные доказательства, объяснения сторон, оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, каких-либо новых доказательств суду апелляционной инстанции не представлено.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаймарданова Алмаза Касимовича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11 июля 2022 года

Председательствующий

Судьи

Определение11.07.2022