Судья Фисюк О.И. № 2-1868/2020
(в первой инстанции)
№ 33-190/2021 (33-3682/2020)
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2021 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре Малаховой Н.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ю.П. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Департаменту здравоохранения города Севастополя о взыскании ущерба,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Ю.П. обратился в суд с иском ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Департаменту здравоохранения города Севастополя, в котором просил взыскать убытки в сумме 1 289 100 рублей.
В обоснование своих требований указал, что является инвалидом 2 группы, в связи с поставленным диагнозом ему в соответствии с решением экспертной комиссии рекомендовано лечение препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки, о чём ответчикам достоверно было известно. Однако, они систематически нарушали его право на постоянное льготное обеспечение жизненно важным препаратом несмотря на заявки, имеющиеся в Департаменте. Ю.П. в связи с наличием угрозы жизни был вынужден самостоятельно приобретать указанный медицинский препарат, ввиду чего, в 2017 году истец потратил личных денежных средств на сумму 739 100 рублей, а в 2018 году - 550 000 рублей, всего на сумму - 1 289 100 рублей, которые просил взыскать с ответчиков.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года требования Ю.П. удовлетворены полностью.
С таким решением суда Департамент здравоохранения города Севастополя не согласен и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, приняв по делу новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что заболевание истца – миелофиброз было включено в перечень орфанных только 07 декабря 2019 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановой период 2021 и 2022 голов», и в действующем в спорный период Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 отсутствовало. Кроме того, инвалидности второй группы Ю.П. впервые была установлена 02 февраля 2018 года. С учётом этих обстоятельств у апеллянта обязанность по обеспечение истца необходимым ему лекарственным препаратом в период с 2016 года и до установления инвалидности, в том числе по основаниям статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отсутствовала. Также отмечает пропуск истцом срока исковой давности и отсутствие правовых мотивов для его восстановления истцу.
ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» в отзыве просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента здравоохранения города Севастополя В.А., действующий на основании доверенности от 11 января 2021 года № 3, и ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» В.В., действующий на основании доверенности от 06 апреля 2020 года №, апелляционную жалобу поддержали, просили её удовлетворить.
Ю.П. и его представитель Г.Г., действующий на основании доверенности от 09 июля 2020 года, решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ю.П. в 2001 году установлен диагноз - первичный миелофиброз (МF-3), JAK2V617F-позитивный с долей мутантного гена 100%. Внепеченочная портальная гипертензия. Выраженная спленомегалия. Хронический вирусный гепатита В.
На основания акта освидетельствования в ФГУ «МСЭ» от 17 января 2018 года истцу с 01 февраля 2018 года впервые была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, в подтверждение чего 08 февраля 2018 года выдана справка серии МСЭ-2014 № сроком до 15 января 2019 года. По результатам переосвидетельствования инвалидности той же группы Ю.П. установлена повторно на период 01 февраля 2020 года до 12 января 2021 года (справка серии МСЭ-2018 №).
На основании медицинского заключения ФГБУ ГНЦ МЗ РФ от 29 апреля 2016 года в соответствии с решением экспертной комиссии ФГБУ ГНЦ МЗ РФ по рациональному использованию дорогостоящих лекарственных средств (протокол № от 29 апреля 2016 года) истцу ввиду имеющегося заболевания рекомендовано лечение препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки.
Заключениями клинико-экспертной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» № от 14 января 2017 года и № от 29 июня 2018 года отмечена нуждаемость Ю.П. в обеспечении на льготной основе препаратом «Руксолитиниб», диагноз - идиопатический остеомиелофиброз.
07 сентября 2017 года протоколом Врачебной комиссии № ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» утверждена персонифицированная заявка на обеспечение лекарственным препаратом «Руксолитиниб» в дозе 15 мг 2 раза в сутки в течении года пациента Ю.П.
По состоянию на 01 января 2017 года лекарственный препарат «Руксолитиниб» не был включен ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» в централизованную заявку на 2017 год.
22 февраля 2017 года ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» в Департамент здравоохранения города Севастополя было направлено письмо от 22 февраля 2017 года № 542 о необходимости обеспечения истца указанным лекарственным препаратом.
Вместе с тем, в 2017 году Ю.П. необходимым ему лекарственным препаратом был обеспечен единожды в декабре 2017 года.
ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» внесла в годовую заявку на 2018 год лекарственный препарат «Руксолитиниб» в дозировке 20 мг № 56 в количестве 12 упаковок по региональной льготе и в декабре 2017 года. После чего, данная заявка с индивидуальной потребностью истца в льготном лекарственном обеспечении была направлена в Департамент здравоохранения города Севастополя.
Материалами дела подтверждено, что в период с 01 января 2017 года по 01 августа 2018 года меры по закупке лекарственного препарата «Руксолитиниб» и по обеспечению истца указанным препаратом в полном объёме не принимались; в спорный период рецепт Ю.П. выписывался единожды 07 декабря 2017 года, и тогда же препарат получен Ю.П. на льготной основе. В остальное время выписка рецепта не производилась виду отсутствия препарата в аптеке.
Ввиду отсутствия лекарственного обеспечения истец нёс самостоятельные расходы по приобретению необходимого для его лечения препарата «Руксолитиниб». Так в период с 16 мая 2017 года по 09 марта 2018 года им за счёт личных денежных средств оплачено приобретение лекарства на общую сумму 1 289 100 рублей.
Полагая данную сумму ущербом, наступившим по вине ответчиков, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая данный спор, и полностью удовлетворяя требования Ю.П., суд первой инстанции исходил из того, что истец ввиду наличия у него инвалидности и решения врачебной комиссии медицинской организации нуждается в лечении лекарственным препаратом «Руксолитиниб», в силу положений законодательства имеет право на бесплатное обеспечение данным лекарственным препаратом по рецепту врача, которое не было обеспечено Департаментом здравоохранения города Севастополя, в связи с чем, истец был вынужден приобрести указанный препарат без рецепта врача за счёт собственных средств, что причинило ему убытки в размере 1 289 100 рублей, которые суд взыскал с ответчиков в солидарном порядке.
Проверяя законность постановленного решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно постановлено в нарушении требований закона и без учёта всех фактических обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61 и 67 ГПК РФ) а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, и его регионального сегмента» утверждён Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В данный перечень заболевание «первичный миелофиброз» не включено.
Гарантии социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, в том числе на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при каких заболеваниях.
В V Разделе Программы указано, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
Аналогичные положения закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановой период 2019 и 2020 годов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года № 1492.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.
Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 года № 1302-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программа), которая устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V названной Программы, за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя осуществляются:
обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы.
Обеспечение инвалидов, страдающих хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Приведёнными выше нормативным регулированием лекарственный препарат «Руксолитиниб» (Джакави) в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи не включен, в связи с чем, его назначение возможно по решению врачебной комиссии медицинской организации.
Применяя приведённые выше нормативные положения, районный суд, однако, не учёл, что инвалидность второй группы Ю.П., позволявшая ему претендовать на бесплатное получение показанного и необходимого лекарственного препарата, в первые была установлена с 01 февраля 2018 года, и что имеющееся у него заболевание - «первичный миелофиброз» было включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», только 07 декабря 2019 года на основании Постановления Правительства № от 07 декабря 2019 года «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановой период 2021 и 2020 годов».
При таких данных, в соответствии с действующими в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403, а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Ю.П. до установления ему инвалидности право на бесплатное обеспечение указанным выше медицинским лекарством не приобрёл, в связи с чем, у Департамента отсутствовала обязанность по обеспечению его данным льготным препаратом.
В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для признания затрат истца на приобретение указанного выше лекарственного препарата в 2017 году и 19 января 2018 года – причиненными убытками.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно положениям статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 установлено, что льготное обеспечение инвалидов лекарственными средствами осуществляется в соответствии с назначением врача.
В соответствии с пунктом 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (пункт 2.3).
Приказом Департамента от 26.01.2017 г. № 57, утвержден порядок взаимодействия участников льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с которым, назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется гражданам, имеющим в соответствии с действующим федеральным и законодательством города Севастополя право на получение лекарственных препаратов, закупленных за счет средств федерального и регионального бюджетов, включенным в Регистры федеральных и региональных льготников (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 2.14 Порядка, лечащий врач самостоятельно назначает и выписывает лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания в случае типичного течения заболевания, исходя из его тяжести и характера, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Лечащий врач самостоятельно использует для назначения лекарственные препараты, включенные в утвержденную заявку Департаментом здравоохранения города Севастополя (пункт 2.15.).
Лечащие врачи выписывают рецепты в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Аптечная организация в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным или группировочным наименованием отпускает имеющееся в наличии торговое наименование лекарственного препарата. При наличии нескольких синонимов одного международного непатентованного или группировочного наименования синонимический подбор осуществляется по согласованию с гражданином, для которого выписан рецепт, или его лечащим врачом (пункт 3.4.)
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных отсроченных рецептов, согласовывают с УФО поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней (пункт 3.6.).
Уполномоченная фармацевтическая организация в случае обоснованной невозможности обеспечения отсроченных рецептов в рамках действующих контрактов письменно уведомляет об этом Департаментом, который на основании обращения УФО принимает решение об обеспечении рецептов (пункт 3.7).
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Судом первой инстанции на основании материалов дела, в том числе акта проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю №С/18 от 31 августа 2018 года, было достоверно установлено, что в период после установления истцу с 01 февраля 2018 года второй группы инвалидности в нарушении его прав и по вине ответчиков медицинским учреждением рецепты на рассматриваемый лекарственный препарат не выдавались, в связи с отсутствием его в аптечных учреждениях города Севастополя.
С учётом этого, а также того, что приведёнными нормами права закупка и обеспечение бесперебойного снабжения лекарственным препаратом на бесплатной основе для данной группы льготников возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае на Департамент здравоохранения города Севастополя, который надлежащих доказательств исполнения такой обязанности не представил, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что незаконное бездействие ответчиков привело к необходимости приобретения гражданином указанного лекарственного препарата за счёт собственных средств, что причинило ему убытки.
Принимая во внимание, что факт несения убытков подтверждён относимыми и допустимыми доказательствами, а именно товарным чеком № от 09 февраля 2018 года на сумму 148 000 рублей, а товарным чеком № от 09 марта 2018 года на сумму 250 000 рублей, то решение суда в части взыскания суммы ущерба в общем размере 398 000 рублей является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения города Севастополя о том, что платёжные документы не содержат фамилии истца, и что кассовый от 08 февраля 2018 года на сумму 148 000 рублей датирован ранее, нежели к нему товарный чек № от 09 февраля 2018 года, правовым мотивом для отказа в иске в этой части, как верно указал суд первой инстанции, не являются. Эти доводы, основанные на предположении апеллянта, не исключают выводы о том, что указанный препарат приобретался истцом за личные денежные средства для собственного лечения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части размера взыскания изменить, снизив присужденную истцу сумму до 398 000 рублей
Судебная коллегия отмечает также и то, что в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции стороной ответчика было заявлено о применении срока исковой давности по расходам, понесённым истцом 16 мая 2017 года и 15 июня 2016 года. Отклоняя его, и соглашаясь с позицией Ю.П. об уважительных причинах пропуска этого срока, суд первой инстанции указал лишь на состояние здоровья истца и факт нарушения его прав.
Вместе с тем, коллегия судей также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о солидарном взыскании с ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» и Департамента здравоохранения города Севастополя понесенных судом убытков.
Как было установлено судом, в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года № 182-ПП, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города Севастополя, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, региональных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Департамент здравоохранения города Севастополя.
В силу положений названных выше региональных программ города Севастополя Департамент здравоохранения города Севастополя является получателем бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При таких обстоятельствах, поскольку Департамент здравоохранения города Севастополя осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета города Севастополя, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Департамента в целях обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, осуществляет финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в данной части, то по требованиям истца о взыскании понесенных убытков с ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» иск удовлетворен к ненадлежащему ответчику.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований к ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И.Пирогова» подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года в части удовлетворения требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» - отменить.
В части размера присужденной суммы решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года изменить, снизив размер взыскания и взыскав с Департамента здравоохранения города Севастополя в пользу Ю.П. ущерб в размере 398 000 рублей.
В иной части указанное решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента здравоохранения города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Балацкий