ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1877/2021 от 24.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья

Пономарева Л.В.

Дело

59RS0027-01-2021-002235-74

№ 33-11740/2021 (№2-1877/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Ивановой К.А.

рассмотрела 24 ноября 2021 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 13августа 2021 года, которым постановлено:

«Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края выделить в полном объеме денежные средства Государственному казенному учреждению социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура на оборудование ограждения территории Государственного казенного учреждения социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура по адресу: Пермский край, г.Кунгур, ул.Ситникова, 102, в срок до 31.05.2022.

Возложить на Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура обязанность оборудовать территорию Государственного казенного учреждения социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура по адресу: Пермский край, г.Кунгур, ул.Ситникова, 102, ограждением высотой не менее 2 метров, выполненного в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение, с исключением лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток, в срок до 01.10.2022.

Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края выделить денежные средства Государственному казенному учреждению социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура на устранение нарушений пожарной безопасности, указанные в предписании 13 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 21.06.2021 № 114/1/1, в срок до 31.03.2022.

Возложить на Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании 13 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 21.06.2021 № 114/1/1 в срок до 31.05.2022.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Пермского края – Довнер Н.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры – ТретьяковойО.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кунгурский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, о возложении на Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Кунгура (далее – ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура, учреждение) обязанности в срок до 01.10.2022 устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании от 21.06.2021 № 114/1/1, и оборудовать ограждение территории ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура, высотой не менее 2 м и выполнять его в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение, с исключением лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток, а также возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность в срок до 01.03.2022 выделить денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности, антитеррористической защищенности ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой с привлечением специалистов 13 ОНПР по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишерстскому муниципальным районам ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения ГКУ СО ПК ЦПД г.Кунгура требований пожарной безопасности, 16.04.2019 внесено представление № 2-19-116-2019 об их устранении. В результате проведенной в 2021 году повторной проверки установлено, что выявленные в 2019 году нарушения в полном объеме не устранены, выявлены новые нарушения требований пожарной безопасности, о чем 21.06.2021 внесено предписание № 114/1/1, также были установлены нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий), согласно которым ограждение ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура должно быть выполнено высотой не менее 2 метров в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение, с исключением лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток, 22.04.2021 внесено представление № 5-5.2-107-2021. Необеспечение антитеррористической устойчивости объекта ГКУСО ПК ЦПД г. Кунгура может способствовать неправомерному проникновению на объект посторонних лиц, совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников учреждения, работников учреждения.

Прокурор в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель ответчика ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура против удовлетворения исковых требований не возражала, ссылаясь на неустранение выявленных нарушений в полном объеме.

Ответчик Министерство социального развития Пермского края своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без его участия, в возражениях указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности по финансированию, поскольку на 2021 год объем ассигнований на ремонт забора утвержден, запросов на дополнительное финансирование не поступало.

Представитель третьего лица 13 ОНПР по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю настаивал на удовлетворении исковых требований.

Третье лицо Кунгурский ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без его участия, в возражениях иск прокурора поддержал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит отменить решение в части возложения на него обязанности выделить ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура денежные средства на оборудование ограждения в полном объеме в срок до 31.05.2022, а также на устранение нарушений пожарной безопасности в срок до 31.03.2022. Судом не учтено, что Министерство как учредитель самостоятельно определят объем финансирования и не обязан выделять денежные средства в том объеме, в котором запрашиваются средства по смете учреждения. Принимая во внимание, что в судебном заседании истцом было указано на возможность не возлагать на Министерство обязанность по финансированию строительства ограждения, поскольку на момент рассмотрения дела указанная обязанность была выполнена, решение суда фактически направлено на установление двойного финансирования учреждения. Считает, что предмет рассмотрения искового заявления отсутствует, поскольку финансирование осуществляется, а выявленные нарушения устраняются.

В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращались. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края – Довнер Н.В. на доводах жалобы настаивала, прокурор Пермской краевой прокуратуры – Третьякова О.В. с доводами жалобы не согласилась. Ответчик ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура в направленном в суд апелляционной инстанции заявлении сообщил о заключении контракта от 04.10.2021 на текущий ремонт части ограждения, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно положениям статей 37, 38 Закона о пожарной безопасности юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «Опротиводействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта, что согласно пп.«а» п.15 постановления Правительства РФ от 13.05.2016 №410 обеспечивается путем осуществления воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию).

Из материалов дела следует, что Кунгурской городской прокуратурой с привлечением органов пожарного контроля в 2019 году проведена проверка, в ходе которой в деятельности ГКУ СО ПК ЦПД г.Кунгура выявлены нарушения требований пожарной безопасности, внесено представление от 16.04.2019 №2-19-116-2019 об устранении нарушений противопожарного законодательства.

В ходе проведенной в 2021 году проверки установлено, что выявленные в 2019 году нарушения в полном объеме устранены не были, выявлены новые нарушения требований пожарной безопасности, о чем 21.06.2021 внесено предписание № 114/1/1 со сроком исполнения до 31.05.2022.

Также по результатам проверки было установлено нарушение законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий), 22.04.2021 внесено представление № 5-5.2-107-2021 об устранении нарушений.

Учитывая, что нарушения законодательства о противопожарной безопасности могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, а ненадлежащее обеспечение антитеррористической устойчивости объекта может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения, прокурор обратился 28.06.2021 в суд с настоящим иском.

Факт не устранения в полном объеме нарушений законодательства о противопожарной безопасности, о безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) ответчиками не оспаривался.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.2, 15 Конституции РФ, ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «Опожарной безопасности», ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «Опротиводействии терроризму», а также Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410, Стандарта безопасности объектов образовательной сферы, утвержденного решением антитеррористической комиссии в Пермском крае от 31.07.2013, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора, поскольку являющиеся предметом данного дела нарушения в области обязательных требований пожарной безопасности и требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устранены не в полном объеме, а несоблюдение указанных требований влечет нарушение прав неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних детей, на безопасное пребывание в ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура, а также посягает на жизнь и здоровье граждан.

При этом судом возложена обязанность на Министерство социального развития Пермского края по выделению денежных средств в полном объеме на оборудование ограждения территории ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура, а также на устранение нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании 13 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 21.06.2021 № 114/1/1.

Судебная коллегия оснований не согласиться с указанными выводами суда не усматривает, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы, которые фактически сводятся к несогласию Министерства социального развития Пермского края с решением суда в части возложения обязанности по выделению в полном объеме денежных средств на устранение выявленных нарушений, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверной оценке обстоятельств дела и толковании норм действующего законодательства, отмену либо изменение решения суда не влекут.

Как правильно установлено судом первой инстанции исходя из представленного в материалы дела устава, учредителем ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура является субъект Российской Федерации – Пермский край, функции и полномочия учредителя от имени которого в пределах своей компетенции осуществляет Министерство социального развития Пермского края, финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета Пермского края и на основании бюджетной сметы.

Учитывая изложенное и принимая решение о возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности по выделению ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура денежных средств в полном объеме на оборудование ограждения территории, а также для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Министерство социального развития Пермского края как учредитель государственного казенного учреждения несет обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений, которые на момент рассмотрения дела не проведены и нарушения не устранены.

Доводы жалобы о выполнении Министерством обязанности по финансированию учреждения в полном объеме воспроизводят приведенные в суде первой инстанции доводы, которым судом дана оценка и приведены мотивы об их отклонении, несогласие с которыми не может являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта.

Доказательств того, что учреждению было выделено финансирование на устранение указанных нарушений в полном объеме либо, что имеющихся у учреждения денежных средств в распоряжении безусловно достаточно для производства необходимых работ по устранению нарушений в полном размере, а их не устранение связано именно с действиями и усмотрением учреждения, в деле не имеется.

Факт выделения Министерством социального развития Пермского края денежных средств на текущий ремонт ограждения территории ГКУСО ПК ЦПД г.Кунгура в объеме, согласованном и утвержденном с Министерством 12.07.2021 в локально-сметном расчете №30-01-06 в размере 1599,08760 тыс. руб., не установлен и опровергается материалами дела, согласно которым на ремонт выделены денежные средства в сумме 1200000 руб.

Ссылка в жалобе на то, что в судебном заседании истец указывал на возможность не возлагать на Министерство обязанность по финансированию строительства ограждения, не может служить основанием к отмене судебного акта, поскольку отказ от иска, подписанного Кунгурским городским прокурором, в соответствии со ст.39 ГПК РФ заявлен не был.

Судебная коллегия отмечает, что указание в жалобе на устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии предмета искового заявления, указывая лишь на продолжающееся исполнение внесенного в адрес учреждения 21.06.2021 предписания и не опровергает его не исполнение в полном объеме на момент вынесения судом решения.

Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной судебной проверке, выражают субъективное несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, направлены на их переоценку, о наличии оснований для отмены судебного решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ не свидетельствуют, вследствие чего по заявленным доводам правильное по существу судебное решение отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 13августа 2021 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: