ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2127/20 от 23.09.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-2127/2020 судья Михайлова Т.Н. 2021 год

33-3256/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,

судей Климовой К.В., Кубаревой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Лининой М.А.,

по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прищепа С.М. на решение Московского районного суда г. Твери от 27 октября 2020 года и дополнительное решение Московского районного суда г. Твери от 02 марта 2021 года, которыми, с учетом дополнительного решения суда от 08 июля 2021 года, постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Прищепа С.М. к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – отказать.

Исключить из решения суда требование истца о признании права на получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении исковых требований Прищеп С.М. к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на получение дубликата удостоверения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.

В удовлетворении заявленных требований Прищепа С.М. к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения и возложении обязанности выдать дубликат удостоверения в подтверждение статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации, отказать».

Судебная коллегия

установила:

Прищеп С.М. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на получение дубликата удостоверения, предусмотренного ст. 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В обоснование заявленных требований указано, что он в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является гражданином, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается ранее выданным удостоверением серии . В настоящее время, вышеуказанное удостоверение истцом утеряно.

С целью получения дубликата удостоверения истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче дубликата удостоверения, с приложением необходимых документов.

Письмом Министерства социальной защиты населения Тверской области от 04 июля 2019 года исх. истцу было отказано, ввиду того, что не представлены документы, подтверждающие период проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271, Министерства финансов Российской Федерации № 63н от 11 апреля 2006 года «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена выдача удостоверений как гражданам постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, так и гражданам выехавшим добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение. Полагает, что Министерство социальной защиты населения Тверской области препятствует в осуществлении права на меры социальной поддержки, гарантированные ему государством.

Истец Прищеп С.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что его мать на момент катастрофы постоянно проживала в <адрес>, состояла на учете в женской консультации, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты, что дает ему право на получение удостоверения.

Представитель истца Солдаткина А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Министерство не согласно с исковыми требованиями, считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель Администрации Красногорского района Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Судом постановлено приведенное выше решение, дополнительное решение от 02 марта 2021 года и дополнительное решение от 08 июля 2021 года.

В апелляционных жалобах истец Прищеп С.М. просит решение суда от 27 октября 2020 года и дополнительное решение от 02 марта 2021 года отменить, принять новое решение по делу, которым исковые требования о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения и о выдаче дубликата удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации, удовлетворить.

В обоснование жалобы указал, что судом грубо нарушены нормы материального права, суд не учел представленные доказательства, разрешил требования, не заявленные в иске.

Судом не учтено, что право за истцом было признано государством 08.04.1994, когда было выдано удостоверение серии , в подтверждение статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации. Данное удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации. К исковому заявлению была приложена его нотариально заверенная копия.

Суд не дал оценки тому, что 08 февраля 1994 года истцу было выдано соответствующее удостоверение на законных основаниях, при соблюдении всех необходимых условий и проверки всех необходимых документов.

В апелляционной жалобе на дополнительное решение истец указывает на незаконность и необоснованность вынесенного судом решения, поскольку судом в нем также разрешены требования иные, чем заявлены в иске. При вынесении дополнительного решения основные заявленные требования судом так и не были рассмотрены, а отказано в удовлетворении требований, которые не были заявлены в исковом заявлении. Также судьей не изложены основания отказа в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социальной защиты населения Тверской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку населенный пункт <адрес> относился к зоне отселения, а не к зоне отчуждения, эвакуация населения из данного населенного пункта не производилась. Мать истца проживала в данном населенном пункте с 26.04.1986 по 28.03.1987, впоследствии выехала из зоны отселения, но не была эвакуирована.

Также указали, что правовых оснований для оформления и выдачи истцу дубликата удостоверения не имеется, поскольку удостоверение серии от 08.02.1994 было выдано в нарушении действующего на тот период порядка выдачи удостоверений. Бланк удостоверения на основании заявления истца мог быть выдан для оформления удостоверения установленного образца только детям, которые на момент эвакуации, а не отселения находились в состоянии внутриутробного развития. В виду отсутствия оснований для выдачи удостоверения истцу было отказано.

Истец в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержал, просил решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, представитель третьего лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции, не явились.

На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что истец Прищеп С.М. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

08.02.1994 истцу выдано удостоверение серии в подтверждение статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации, которое впоследствии им было утеряно.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходил из того, что правовых оснований для выдачи истцу дубликата удостоверения не имеется, поскольку им не доказан факт проживания матери в зоне отчуждения, из которой все проживающие лица подлежали обязательной эвакуации.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Указанным требованиям решение суда по настоящему делу не соответствует, поскольку судом допущены нарушения норм материального права.

Постановлением Администрации Тверской области от 15 марта 2005 года № 105-па уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области для выполнения функций по оформлению и выдаче удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ) (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции с целью установления юридически значимых обстоятельств по делу приобщены к материалам дела дополнительные доказательства.

По запросу судебной коллегии Министерством социальной защиты населения Тверской области представлено заявление Прищеп С.М. от 20.06.2019 о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки как подвергшемуся воздействию радиации, согласно закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с приложенными к нему документами.

Кроме того, на запрос судебной коллегии Министерством сообщено о том, что данное заявление является единым, в том числе, и для выдачи дубликата удостоверения, в случае необходимости.

Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Тверской области от 04.07.2019 на заявление Прищеп С.М. не имеется правовых оснований для оформления истцу удостоверения, подвергшегося радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку документов, подтверждающих период проживания в зоне радиоактивного загрязнения истцом не представлено, мать истца проживала в населенном пункте в период с 26.04.1986 по 28.03.1987, впоследствии выехала из зоны отселения и не была эвакуирована. Законодательством не предусмотрено оформление удостоверений детям первого и последующего поколений, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 статьи 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

В силу части 1 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие этого закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 2 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано (часть 1 статьи 8 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Зона отселения в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км (часть 1 статьи 9 названного закона).

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом (часть 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В этом перечне населенный пункт <адрес> отнесен к зоне отселения.

В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного закона.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части 1 статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца (часть 11 статьи 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 2 названного порядка определено, что удостоверение выдается, в частности, гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В пункте 3 данного порядка содержится норма о том, что удостоверение по форме, предусмотренной приложением N 1 к этому порядку, оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 декабря 2017 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" указал, что Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1, 3 и 13 названного закона) (абзац первый пункта 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статьи 9 и 27 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац четвертый пункта 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 г. N 273-О и от 1 марта 2007 г. N 26-О).

Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения - в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного закона (абзацы второй и третий пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, которые подверглись непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения, пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" причисляет к лицам, выехавшим из этих зон, детей, находившихся на момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.

Исходя из того, что моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (часть 1 статьи 53 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами (абзацы первый и второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абзац первый пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Конституцией Российской Федерации на государство возложена обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека, а также созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предполагает организацию охраны окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках реализации этой обязанности на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Так, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, установлены гарантии как возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, так и гарантии предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 6 части 1 статьи 13 этого закона отнесены:

- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;

- граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

К гражданам, поименованным в пункте 6 части 1 статьи 13 названного закона, относятся и дети, в том числе дети, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

В зависимости от уровня радиоактивного загрязнения зона отселения подразделяется на территорию, где запрещено постоянное проживание населения и оно подлежит обязательному отселению, и на остальную территорию зоны отселения, на которой граждане самостоятельно принимают решение о дальнейшем проживании или переселении на другое место жительства. При этом граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства с остальной территории зоны отселения, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом.

По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 6 части 1 статьи 13 этого закона, граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, где установлен запрет на постоянное проживание, и граждане, выехавшие с остальной территории зоны отселения в добровольном порядке, относятся к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем имеют равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом.

Такое же равное право наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, подвергшимися непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения и выехавшими из этих зон, с учетом указанных положений закона имеют дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации (выезда) их матерей из зоны отчуждения и зоны отселения, безотносительно к тому, в каком порядке (в порядке эвакуации, переселения или добровольно) они покинули населенные пункты, находившиеся на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Равенство оснований для возмещения вреда, предоставления мер социальной поддержки и, соответственно, для присвоения статуса пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы гражданам из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития, и их матерям обусловлено тем, что проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом влечет радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Защита ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития, от неблагоприятных последствий радиационного воздействия неотделима от защиты, предоставляемой вынашивающей его женщине (матери), в том числе посредством выезда на другое место жительства.

Право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для граждан, в том числе выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей, находившихся в момент выезда их матерей в состоянии внутриутробного развития, подтверждается специальным удостоверением единого образца, выдаваемым гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно свидетельству о рождении Прищеп С.М. он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями являются ФИО2 и ФИО.

Как следует из представленных документов, мать истца ФИО с 1983 года по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из лицевого счета, выданной на основании похозяйственной книги и лицевого счета ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от 07.08.2018 , выданной ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она постоянно проживала в населенном пункте <адрес> с 26.04.1986 по 28.03.1987, который согласно постановлению Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 отнесен к зоне отселения и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991. Плотность загрязнения составляет Cs-137 - 33,83 Ки/кв.км, Sr-90 – 0,57 Ки/кв.км.

Аналогичные обстоятельства подтверждаются справкой администрации Красногорского района Брянской области от 29.09.2020 , в которой плотность загрязнения указана: Cs-137 - 22,7 Ки/кв.км, Sr-90 – 3,60 Ки/кв.км.

Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от 22.09.2020 <адрес> в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 относится к зоне № 2 отселения.

Из амбулаторной карты, карты беременной за 1986 год на имя ФИО<данные изъяты> следует, что по состоянию на 26.04.1986 срок беременности составлял 10 недель.

Судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства по делу приобщена копия удостоверения серии , выданного 08.02.1994 на имя ФИО переселенной из зоны отселения – <адрес>, как лицу, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.

Подлинник удостоверения обозревался судебной коллегией в ходе судебного заседания.

Сведений о том, что указанное удостоверение отозвано либо признано недействительным в материалы дела не представлено.

Также в материалы дела по ходатайству истца судом апелляционной инстанции приобщена копия удостоверения серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Прищеп С.М., как лица, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Подлинник удостоверения истцом утрачен.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к категории подвергшихся воздействию радиации граждан, на которых распространяется действие названного закона, отнесены не только граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, но и выехавшие из этих зон добровольно, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.1 постановления от 13 декабря 2017 г. N 40-П, использование законодателем в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I термина "эвакуация" для обозначения способа выезда с территории зоны отселения женщины, вынашивавшей ребенка, в целях решения вопроса о признании такого ребенка после его рождения гражданином, выехавшим из зоны отселения, не может исключать присвоения ему указанного статуса и в том случае, если его мать покинула зону отселения не в порядке эвакуации, а в порядке переселения, в том числе добровольного.

По смыслу положений части 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с нормой пункта 6 части 1 статьи 13 этого закона равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом, имеют как граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, откуда население подлежит обязательному отселению, так и граждане, выехавшие с остальной территории зоны отселения в добровольном порядке.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, матери истца ФИО было выдано удостоверение гражданина, переселенного из зоны отселения, в момент выезда матери из зоны отселения истец находился в состоянии внутриутробного развития, его статус как ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не может отличаться от статуса матери (ФИО.). Иное приведет к нарушению конституционного принципа равенства, который гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права.

Поскольку на момент выезда из зоны отселения ФИО являлась беременной, то в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом радиационное воздействие на Прищеп С.М., находившегося в состоянии внутриутробного развития, было равным радиационному воздействию на организм его матери.

Согласно п. 10 Порядка утвержденного приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 11 апреля 2006 № 228/271/63н в случае утраты (порчи) удостоверения уполномоченные органы по месту жительства выдают дубликат удостоверения на основании письменного заявления гражданина, в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) удостоверения и место его получения. При утрате удостоверения уполномоченный орган по месту жительства гражданина в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается по месту получения дубликата удостоверения.

Представленными суду доказательствами подтверждается факт выдачи ранее истцу удостоверения, подтверждающего его статус, как лица, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, территория, на которой проживала мать истца ФИО, будучи беременной, относится к зоне отселения. Таким образом, судебная коллегия полагает незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Тверской области в выдаче Прищеп С.М. дубликата удостоверения гражданина, подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным отказа в выдаче истцу удостоверения и возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности выдать Прищеп С.М. дубликат удостоверения гражданина, подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Твери от 27 октября 2020 года, дополнительное решение Московского районного суда г. Твери от 02 марта 2021 года и дополнительное решение Московского районного суда г. Твери от 08 июля 2021 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Тверской области в выдаче Прищеп С.М. дубликата удостоверения гражданина, подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области выдать Прищеп С.М. дубликат удостоверения гражданина, подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 сентября 2021 года

Председательствующий Ю.Ю. Солдатова

Судьи К.В. Климова

Т.В. Кубарева