ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2196/2021 от 03.08.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Пакула М.Р. дело № 33-5761/2021

Симферопольский районный суд

Республики Крым

Гр. дело №2-2196/2021

УИД 91RS0002-01-2021-002513-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 3 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М. и Чистяковой Т.И.

при секретаре: Никифорове О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционное представление Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 октября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в интересах Вербенко Александры Романовны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, третье лицо Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым в интересах Вербенко А.Р. с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, третье лицо Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании права на получение мер социальной поддержки и о возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в период до 01 января 2015 года Вербенко А.Р. состояла на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Симферопольской районной администрации по категориям «Дети войны» и «Сельский педагог на пенсии». На основании решения 12 сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 23 января 2015 года № 129 Департамент труда и социальной защиты населения Симферопольского района Республики Крым является правопреемником Управления труда и социальной защиты населения Симферопольской районной администрации. С 01 января 2015 года Департаментом за Вербенко А.Р. сохранены меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, которым на время окончания Второй мировой войны (02 сентября 1945 года) было менее 18 лет. Вместе с тем согласно объяснениям Османовой М.Э. в начале 2015 года она помогала Вербенко А.Р. собрать пакет документов для предоставления социальному работнику Администрации Молодежненского сельского поселения Абибуллаевой Л.C. для последующего предоставления в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым. При этом среди представленных документов имелся документ, подтверждающий осуществление трудовой деятельности Вербенко А.Р. в качестве сельского педагога. Опрошенная Зенгина Т.В. также пояснила, что сбор документов на меры социальной поддержки осуществлялся Администрацией Молодежненского сельского поселения в рамках оказания помощи Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольской района Республики Крым, ввиду большого количества граждан, имевших право на получение мер социальной поддержки. Кроме того, в личном деле Вербенко А.Р. имеется справка от 27 октября 2004 года, выданная Красногвардейской районной администрацией Автономной Республики Крым, Украина, подтверждающая трудовой стаж педагогического работника сельской местности. Таким образом, Вербенко А.Р. представлены документы для получения мер социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников сельской местности в порядке, установленном пунктом 3 Приложения № 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 578, а меры социальной поддержки не назначены не по ее вине. При повторном обращении Вербенко А.Р., с 01 марта 2017 года отнесена Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым к получателям мер социальной поддержки по категории «Педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организациях, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым или местных бюджетов, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа». Однако с 2015 года меры социальной поддержки по категории «Специалисты, работающие и проживающие в сельской местности в поселках городского типа» Вербенко А.Р. не назначены, что свидетельствует о нарушении требований статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и статьи 6 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-3PK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», по указанным обстоятельствам истец просил признать право Вербенко А.Р. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статье 6 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗPK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» для педагогических работников сельской местности, начиная с 01 января 2015 года; обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района назначить Вербенко А.Р. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 6 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗPK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» для педагогических работников сельской местности, начиная с 01 января 2015 года.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда прокуратурой Симферопольского района Республики Крым подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с п. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о слушании дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третьи лица извещены надлежащим образом, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.

Заслушав докладчика, представителя прокуратуры Симферопольского района помощника прокурора Шалеву М.В., Вербенко А.Р., поддержавших апелляционное представление, представителя ответчика Сутырину А.А., возражавшую против апелляционного представления, проверив материалы дела и обсудив апелляционную жалобу в соответствии с положениями ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и его основными принципами равенства всех перед законом и судом (ст. 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) разрешить вопрос о правах и обязанностях решением суда возможно лишь в отношении лиц, которые были привлечены к участию в деле или в качестве стороны, или в качестве третьего лица.

Исходя из ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Как следует из п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» подготовка дел к судебному разбирательству является самостоятельной стадией гражданского процесса, имеющей целью обеспечить правильное и своевременное их рассмотрение и разрешение, и обязательна по каждому гражданскому делу (ст. 147 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), задачами которой являются, в том числе разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса (абз. 4 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 17 своего постановления от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснил, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.

Исходя из системной связи приведенных законоположений, одной из основных задач подготовки дел к судебному разбирательству является определение круга лиц, участвующих в деле.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», установив факт обращения Вербенко А.Р. за мерой социальной поддержки в 2017 году, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебной коллегией при изучении материалов дела, установлено, что суд первой инстанции, принимая решение по делу, не принял во внимание с учетом характера спорного правоотношения положения ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не определил круг лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты и необоснованно разрешил спор без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Разрешая исковые требования по правилам суда первой инстанции судебная коллегия приходит к выводу о законности заявленных требований.

Так, материалами дела установлено, что Вербенко А.Р., являлась получателем мер социальной поддержки по законодательству Украины до 31.12.2014 года.

Согласно материалам выплатного дела, ей представлялись меры социальной поддержки по категории «Дети войны» и «Сельский учитель».

С 01.01.2015 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым не могут представляться меры социальной поддержки по разным основаниям.

В связи с данными обстоятельствами, с 01.01.2015 года Вербенко А.Р. установлена мера социальной поддержки «Дети войны», согласно которой она имеет льготы в виде:

1) компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 25 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

2) получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год;

3) использование очередного отпуска в удобное для них время;

4) льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;

5) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.

При обращении к ответчику с заявлением о разъяснении оснований отказа Вербенко А.Р. в предоставлении меры социальной поддержки как «Сельскому Учителю» ответчиком указано, что в связи с отсутствием в материалах дела копии трудовой книжки, невозможно определить её стаж для права на указанную меру. По указанным основаниям, поскольку в материалах дела были сведения, что на конец ВОВ она не достигла 18 лет ей была установлена мера социальной поддержки как «Дети войны».

Кроме того, Вербенко А.Р. ответчиком разъяснено, что в случае предоставления ею копии трудовой книжки, ей будет назначена, мера как педагогу-пенсионеру, работающему в сельской местности.

После написания в 2017 году заявления и предоставления трудовой книжки Вербенко А.Р. назначена данная мера.

Вместе с тем, ответчик отказывается предоставить Вербенко А.Р. данную меру социальной поддержки с 01.01.2015 года.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии оснований для установления Вербенко А.Р. с 01.01.2015 года меры социальной поддержки как педагогическому работнику- пенсионеру, проживающему в сельской местности.

Статьей 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (редакция на момент принятия закона) установлены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки.

Так меры социальной поддержки предоставляются в том числе, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа:

а) медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения;

б) педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (за исключением педагогических работников федеральных образовательных организаций), финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым или местных бюджетов;

в) работникам учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым или местных бюджетов;

г) работникам государственной ветеринарной службы;

Пункт 7 данной статьи также устанавливает предоставление мер социальной поддержки гражданам из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет и другим категориям.

Статьёй 6 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (редакция на момент принятия закона) регламентировано, что меры социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа предоставляются:

Часть 1- гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 2 настоящего Закона (в том числе, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (за исключением педагогических работников федеральных образовательных организаций), финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым или местных бюджетов). Им предоставляется бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Часть 2, льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением предоставляются работникам при условии, если размер льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом льготника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины прожиточного минимума, установленного для соответствующей демографической группы населения нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии с частью 3 названной статьи, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой настоящей статьи, сохраняется за специалистами, вышедшими на пенсию, которые на день выхода на пенсию проработали не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым.

Таким образом, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (редакции на момент принятия закона) меры социальной поддержки представлялись не только работающим педагогам, но и сохранялись за специалистами, вышедшими на пенсию, и которые на день выхода на пенсию проработали не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым.

Согласно пояснениям представителя ответчика Швец Л.В., Департамент социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, является правопреемником Управления труда и социальной защиты населения Симферопольской районной администрации АРК Украины.

Обстоятельства того, что Вербенко А.Р. на 18 марта 2014 года, являлась получателем двух мер социальной поддержки таких как «педагог – пенсионер, который на день выхода на пенсию проработал не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжает проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым», а также «гражданин из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет» стороной ответчика не оспаривалось.

Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и был принят Закон Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым»

Поскольку Вербенко А.Р., на 31.12.2014 года являлась получателем мер социальной поддержки, судебной коллегией из Департамента социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым истребовано выплатное дело в отношении Вербенко А.Р.

Как установлено материалами данных выплатных дел (с идентичными номерами, (том-2; л.д.93-133)) Вербенко А.Р. на 31.12.2014 года, являлась получателем мер социальной поддержки в соответствии с Законодательством АРК Украины как: «педагог – пенсионер, который на день выхода на пенсию проработал не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжает проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым», а также «гражданин из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет», данные обстоятельства подтверждаются копиями документов из материалов выплатных дел .

Так, меры социальной поддержки в виде 100% оплаты за жилье и коммунальные услуги были представлены Вербенко А.Р. с 2006 года, о чем свидетельствует решение о назначении ей указанной меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Украины с 17.01.2006 года(том – 2 ; л.д.119, 130-132).

Для получения указанной меры социальной поддержки, Вербенко А.Р. в Управление труда и социальной защиты населения Симферопольской районной администрации АРК Украины представлены: справка о характере жилого помещения (том-2;л.д.120), паспорт гражданина Украины (том-2;л.д.121-123), справка №91 от 18.08.2006 года о ее работе в Трактовской вспомогательной школе – интернат в качестве учителя трудового обучения, согласно которой ее педагогический стаж составляет более 10 лет на 2006 год(том-2;л.д.126), справка №2787 от 27.10.2004 года, выданная пенсионеру учителю Трактовской ОШ III ступени в том, что она имеет право на льготы на коммунальные услуги на основании п. 4, ст. 57 Закона Украины «Об образовании» в размере 100%(том-2;л.д.127), пенсионное удостоверение от 23.06.1997 года (том -2; л.д.128), справка о составе семьи от 11.01.2007 года (том-2;л.д.129), справка о регистрации по месту жительства с 27.12.2003года (постоянно) по адресу <адрес>.

При этом в материалах выплатного дела после заявления Вербенко А.Р. датированного 09.02.2017 года об изменении ей меры социальной поддержки с «детей войны» на «сельский педагог», приобщена копия её трудовой книжки, заверенная директором Тракторовской ОШ III ступени Э.Ш.Семедляевой с печатью и подписью(образца 2006 года, л.д.110-113) аналогичными тем, что указаны в справке от 18.08.2006 года о ее работе в Тракторовской вспомогательной школе – интернат в качестве учителя трудового обучения, согласно которой ее педагогический стаж составляет более 10 лет на 2006 год( том-2;л.д.116).

Судебная коллегия обращает внимание на то, что и справка от 2006 года и копия трудовой книжки заверены одним и тем же лицом, и одной и той же печатью с символикой Министерства образования Украины, которая использовалась до 31.12.2014года, как и название учебного заведения, заверившего копию трудовой книжки, что позволяет судебной коллегии прийти к выводу о наличии копии трудовой книжки в выплатном деле Вербенко А.Р. в период принятия решения о предоставлении последней меры социальной поддержки на 01.01.2007 года.

По указанным обстоятельствам, доводы ответчика о невозможности представить Вербенко А.Р. меры социальной поддержки, как педагогу, проживающему в сельской местности и проработавшему не менее 3 лет, по тем основаниям, что в материалах дела отсутствовала копия трудовой книжки Вербенко А.Р., являются голословными.

Что касается доводов о заявительном характере предоставления данной меры и о том, что заявление Вербенко А.Р. подано лишь в 2017 году, то данные доводы также не соответствуют нормам материального права, регламентирующим сохранение прежнего объема оказываемых на 18.03.2014 года мер социальной поддержки, а также доказательствам, исследованным в ходе рассмотрения заявленного иска, в связи с чем, также признаются судебной коллегией голословными.

Действительно в материалах одного выплатного дела о предоставлении Вербенко А.Р. меры социальной защиты «Сельский педагог» имеется два заявления, одно из которых датировано 09.09.2017 года, и другое 07.09.2018 года.

Однако из материалов другого выплатного дела (том-2; л.д.93-103) усматривается, что Вербенко А.Р. подано в Департамент труда и социальной защиты заявление от 11.02.2015 года, в котором она выражает просьбу установить ей ежемесячную денежную выплату в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», без указания категории.

Вместе с тем, часть 1 ст.2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» регламентирует установление мер социальной поддержки тридцати двум категориям граждан, в том числе и пенсионерам – педагогам, проживающим в сельской местности и гражданам из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет.

В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика пояснила, что мера социальной поддержки по категории «Дети войны», была выбрана департаментом социальной защиты по их усмотрению из документов, имеющихся в материалах выплатного дела, указав при этом что назначить меру «Сельский педагог» было невозможно из – за отсутствия в деле копии трудовой книжки Вербенко А.Р.

Однако, как установлено судебной коллегией копия трудовой книжки Вербенко А.Р., принятая ответчиком при подаче якобы заявления в 2017 году, как пояснила представитель ответчика Швец Л.В., заверена печатью с символикой Украины, как уже отмечалось выше, и свидетельствует о её наличии в материалах выплатного дела на 01.01.2015 года.

При этом, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что ответчиком представлено два выплатных дела в отношении Вербенко А.Р. за одним и тем же номером, однако пояснить по каким причинам из одного выплатного дела выделено два, представитель ответчика пояснить не могла, при наличии разных льгот по указанным мерам.

При данных обстоятельствах, установленных судебной коллегией при рассмотрении иска, судебная коллегия приходит к выводу, что на 01.01.2015 года у ответчика имелось достаточно материалов, подтверждающих работу Вербенко А.Р. педагогом в сельской местности более 10 лет, и подтверждающих её проживание в сельской местности, в связи с чем, судебная коллегия доводы искового заявления прокурора заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, находит заслуживающими внимание и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика об истечении срока исковой давности для обращения с указанным иском, судебная коллегия находит противоречащими нормам материального права, поскольку к требованиям не материально – правового характера, относящимся к социальному, пенсионному обеспечению и о праве на меры социальной поддержки гарантированные Конституцией Российской Федерации сроки исковой давности не применяются.

Данные дела рассматриваются на основании норм специальных законов, к которым нормы Гражданского кодекса РФ не применяются.

Более того, судебная коллегия отмечает, что часть 3 статьи 6 в соответствии со ст. 1, Закон Республики Крым от 02.03.2017 N 361-ЗРК/2017 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» изложена в следующей редакции:

«Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой настоящей статьи, сохраняется:

1) за специалистами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и вышедшими на пенсию, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года предоставлялось бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением;

2) специалистами, вышедшими на пенсию, которые на день выхода на пенсию проработали не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым».

часть 3 статьи 6 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 19.09.2018 N 525-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым в сфере социальной защиты населения Республики Крым» часть 3 статьи 6 дополнена абзацем 3

«3) за специалистами при достижении возраста 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины, которые на день наступления указанного возраста проработали не менее трех лет в сельской местности и поселках городского типа и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым.»

При этом действие новой редакции и 2017 года и 2018 года как отмечено в законе, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

При указанных обстоятельствах доводы о том, что Закон не имеет обратной силы и может применяться только с 2017 или 2018 года и носит заявительный характер, также противоречат нормам материального права.

Допущенные судом первой инстанции нарушения являются основаниями для отмены решения по основаниям п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отменяя решение суда, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 октября 2020 года отменить. Вынести по делу новое решение.

Исковые требования заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в интересах Вербенко Александры Романовны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, третье лицо Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Вербенко А.Р. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статье 6 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗPK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» для педагогических работников сельской местности, начиная с 01 января 2015 года.

Возложить не Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым предоставить Вербенко А.Р. меры социальной поддержки, предусмотренные статье 6 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗPK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» для педагогических работников сельской местности, начиная с 01 января 2015 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 11.08.2021 года

Председательствующий:

Судьи: