ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2274/2021 от 10.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Порохов А.Ю. Дело № 33-8857/2022

(№ 2-2274/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 10 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Захаровой Е.Ю.,

судей Мантул Н.М., Чабан Л.Н.

по докладу судьи Захаровой Е.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Сусловой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» о возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности,

по апелляционной жалобе представителя АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» Нечипоренко Л.М. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой Е.Ю. об обстоятельствах дела, содержании решения суда, апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к АО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» в котором, с учетом уточненных исковых требований, просили возложить на ответчика обязанность по проведению мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Требования мотивированы тем, что истцом проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении ответчиком деятельности на территории Астраханской области, в ходе которой установлено, что Общество на праве собственности эксплуатирует объекты недвижимости, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 22,0037 га по адресу: <Адрес...> на котором расположена нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А, эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> сроком действия до <Дата ...>

В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-4А эксплуатируется пруд - испаритель, состоящий из четырех карт площадью 8977 м2: 2 карты для пресных сточных вод площадью 4840 м, 2 карты для солесодержащих сточных вод площадью 4137м. Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 28,2335 га по адресу: <Адрес...>, на котором расположена нефтеперекачивающая станция А-НПС-5А, эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> действия до <Дата ...>.

В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-5А эксплуатируется пруд- испаритель, состоящий из четырех карт площадью 13010 м2: 2 карты для пресных сточных вод площадью 6801,04м2, 2 карты для солесодержащих сточных вод площадью 6209,12 м2.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 22,1340 га по адресу: <Адрес...>, на котором расположена нефтеперекачивающая станция НПС «Астраханская» эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> сроком действия до <Дата ...>.

В составе нефтеперекачивающей станции НПС «Астраханская» эксплуатируется пруд- испаритель, состоящий из трех карт площадью 13227 м2 - для сточных вод. Согласно представленной проектной документации, информации Общества от <Дата ...><№...> на карты прудов-испарителей предусмотрено поступление бытовых и производственно-дождевых стоков. Пруды-испарители стоят на балансе юридического лица в качестве основных средств, изготовлены из бетона с гидроизоляционными добавками проникающего действия и противофильтрационным экраном из геотекстильного материала на основе натриевого бентонита.

В ходе проверки установлено, что эксплуатация указанных прудов- испарителей осуществляется Обществом с нарушением требований федерального законодательства, а именно в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; разработанных в установленном законом порядке критериев безопасности и декларации безопасности гидротехнического сооружения, материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС, заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.

На основании вышеизложенного просит суд обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений - трех прудов- испарителей, расположенных по месту нахождения нефтеперекачивающих станций посредством выполнения следующих мероприятий:

- произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

- обеспечить наличие материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС, а также финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности;

- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимую квалификацию работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Решением Приморского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования удовлетворены. Суд постановил:

Обязать ответчика - Акционерное общество «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений - трех прудов-испарителей, расположенных по месту нахождения нефтеперекачивающих станций по адресам: <Адрес...>, р-н Красноярский, на землях МО «Степновский сельсовет» (А-НПС-4А, кадастровый номер земельного участка <№...>); <Адрес...> (А-НПС-5А, кадастровый номер земельного участка <№...>); <Адрес...> (НПС «Астраханская», кадастровый номерземельного участка <№...>), посредством выполнения следующих мероприятий:

- произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на согласование в Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области;

- разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

- обеспечить наличие материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС, а также финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности;

- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимую квалификацию работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

В апелляционной жалобе представителя АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» Нечипоренко Л.М. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм действующего законодательства. Указано, что пруды-испарители не являются водными объектами, в них не используются поверхностные и подземные воды. Пруды-испарители являются составным элементом финальным звеном системы водоотведения нефтеперекачивающих станций.

В поступивших возражениях И.О. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Дымов А.А. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гущин С.В. (представитель АО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р») доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении.

Иные лица, участвующие в деле не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении слушания дела не просили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) путем направления судебных повесток с уведомлением по адресам, имеющимся в материалах дела, что подтверждается судебными уведомлениями.

Кроме того, информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заблаговременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда - Kraevoi.krd.sudrf.ru.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснений к апелляционной жалобе, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта, как постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), установлении обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружении и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).

На основании ст. 3 указанного Федерального закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодною водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 410-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» на праве собственности эксплуатирует следующие объекты недвижимости: нефтепроводная система КТК. Корректировка. А-НПС-4А; нефтепроводная система КТК. Корректировка. А-НПС-5А; нефтепроводная система КТК. Корректировка. НПС «Астраханская».

Согласно свидетельствам об актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...> соответственно нефтеперекачивающие станции А-НПС-4А, А- НПС-5А, НПС «Астраханская» имеют II категорию негативного воздействия на окружающую среду.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 22,0037 га по адресу: <Адрес...>, на котором расположена нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А, эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> сроком действия до <Дата ...>

В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-4А эксплуатируется пруд-испаритель, состоящий из четырех карт площадью 8977 м2: 2 карты для пресных сточных вод площадью 4840 м2, 2 карты для солесодержащих сточных вод площадью 4137м2.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 28,2335 га по адресу: <Адрес...>, на котором расположена нефтеперекачивающая станция А-НПС-5А, эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> сроком действия до <Дата ...>.

В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-5А эксплуатируется пруд-испаритель, состоящий из четырех карт площадью 13010 м : 2 карты для пресных сточных вод площадью 6801,04 м2, 2 карты для солесодержащих сточных вод площадью 6209,12 м2.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 22,1340 га по адресу: <Адрес...>, на котором расположена нефтеперекачивающая станция НПС «Астраханская» эксплуатируется Обществом на основании договора аренды от <Дата ...><№...> сроком действия до <Дата ...>.

В составе нефтеперекачивающей станции НПС «Астраханская» эксплуатируется пруд-испаритель, состоящий из трех карт площадью 13227 м2 - для сточных вод.

Согласно представленной проектной документации и информации Общества от <Дата ...><№...> на карты прудов- испарителей предусмотрено поступление бытовых и производственно- дождевых стоков. Пруды-испарители стоят на балансе юридического лица в качестве основных средств, изготовлены из бетона с гидроизоляционными добавками проникающего действия и противофильтрационным экраном из геотекстильного материала на основе натриевого бентонита.

В ходе проверки установлено, что эксплуатация указанных прудов- испарителей осуществляется Обществом с нарушением требований федерального законодательства.

В связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика и его должностное лицо постановлениями начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от <Дата ...>. привлечены к административной ответственности по ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в адрес руководителя юридического лица прокуратурой <Дата ...> внесено представление <№...> об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако ответчиком надлежащих мер по устранению выявленных нарушений закона не принято, что подтверждается ответами на представление от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>.

Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до настоящего времени ответчиком требования представления не исполнены, деятельность ответчика по эксплуатации ГТС - трех прудов-испарителей осуществляется в отсутствие мероприятий по обеспечению их безопасной эксплуатации. При этом ответчиком нарушаются одни из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренные статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц - принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется посредством обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно ст. 10 Закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и Правила проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 4 указанного Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения 1, 11 или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, И, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Согласно ст. ст. 15, 16, 17 Закона № 117-ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, подлежит обязательному страхованию. Страхователем является собственник или эксплуатирующая организация. Они же обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на ГТС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596

В силу п.п. 2,3 Правил финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Согласно п. <№...> постановления Правительства Астраханской области от <Дата ...><№...>, органом, согласовывающим расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, на территории Астраханской области выступает Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области.

Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждена приказом Ростехнадзора от <Дата ...>. <№...>.

Кроме того, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <Дата ...><№...> утверждены требования к содержанию правил эксплуатации ГТС, в соответствии с которыми собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию ГТС.

Собственник ГТС или эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с указанными требованиями к содержанию правил.

Также, в силу ст.9.1 Закона №117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружении, в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспеченно безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Аттестация осуществляется Ростехнадзором (его территориальным органом) в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Ростехнадзора от <Дата ...><№...>.

Согласно пункту 1.1 рекомендации о содержании и порядке составления паспорта ГТС, утв. Госгортехнадзором РФ <Дата ...>, действие рекомендаций распространяется на предприятия и организации всех форм собственности, эксплуатирующие поднадзорные Гостехнадзору России ГТС, в том числе пруды-испарители, что также подтверждает отнесение эксплуатируемых обществом прудов-испарителей к ГТС.

При этои статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено понятие экологического риска - вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также понятие экологической безопасности - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с требованиями ст.ст. 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, а также установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» Нечипоренко Л.М. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Е.Ю. Захарова

Судьи Н.М. Мантул

Л.Н. Чабан