судья Верцимак Н.А. дело № 33-3609/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 21 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Ждановой С.В., Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Григорьевой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/2021 по иску Макарова Алексея Викторовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее – Пенсионный фонд) о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Макарова Алексея Викторовича
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года, которым в удовлетворении иска отказано, судом постановлено:
«Макарову А.В. в удовлетворении искового заявления к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Светлоярском районе Волгоградской области о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2 период работы с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 год, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 год в качестве слесаря - ремонтника цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик» отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Ждановой С.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Ивановой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика Пенсионного фонда Бочкаревой Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Макаров А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Пенсионному фонду о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска Макаров А.В. пояснил, что решением № 314334/20 от 3 июля 2020 года ГУ - УПФ РФ в Светлоярском районе Волгоградской области ему было отказано в назначении досрочной льготной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) по причине отсутствия на дату обращения – 18 июня 2020 года необходимой продолжительности специального стажа (7 лет 6 месяцев).
Так, ответчиком из специального стажа исключены следующие периоды его работы в АООТ «Каустик» («АО «Каустик»):
- с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год (6 лет 00 месяцев 10 дней), слесарь-ремонтник 4 разряда участок биологической очистки сточных вод в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленно-сточных вод (с 29 декабря 2000 года присвоена вторая профессия стропальщика), в том числе 5 дней простои (с 29 по 31 июля, 30, 31 декабря 1996 года), которые не подлежат зачёту в специальный стаж согласно Постановлению № 516;
- с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 года (1 год 00 месяцев 00 дней) слесарь - ремонтник на участке по ремонту и очистке канализационных сетей цеха № 40;
- с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 года (1 год 1 месяц 5 дней), слесарь - ремонтник 5 разряда на участке по ремонту и очистке канализационных сетей в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод.
В обоснование отказа ответчик сослался на то, что названные выше периоды работы в должности слесаря - ремонтника цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик» не подлежат зачёту в специальный стаж, так как п.п.2 подраздела «А» разделом X Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 октября 1991 года № 10, предусмотрены работники, которые заняты на выполнении конкретных работ, а именно, на нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, тогда как ремонт оборудования, используемого при нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, подразделом «А» раздела Х «Химическое производство» Списка № 2 от 1991 года не предусмотрен.
С указанным решением истец не согласился, в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж Макарова А.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, периоды работы с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 год, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 год в качестве слесаря – ремонтника цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик» и назначить ему льготную пенсию в соответствии со статьёй 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения - 18 июня 2020 года.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением суда, Макаров А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ремонтный персонал цехов нейтрализации и очистки промышленных сточных вод пользуется правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку нейтрализация и очистка промышленных сточных вод невозможна без участия ремонтного персонала. Поскольку ремонтные работы производятся непосредственно на местах установки оборудования, то есть в цехе нейтрализации и очистки промышленных сточных вод, всё своё рабочее время он проводит в цехе, а не в ремонтной мастерской.
Относительно доводов апелляционной жалобы Пенсионным фондом поданы возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона № 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Списком № 2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 п.п. 2 подраздел «А» раздел Х предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости приобретают рабочие, руководители, специалисты независимо от наименования профессии или должности предприятий и нефтехимической промышленности, которые заняты полный рабочий день на нейтрализации и очистке сточных вод от химических производств.
Ремонт оборудования, используемого при нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, выполнение работ, не связанных с непосредственной нейтрализацией и очисткой сточных вод от химических производств, пунктом 2 подраздела «А» раздела X Списка № 2 не предусмотрен.
Таким образом, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, определён Списками № 1 и № 2 производств, работ, которые утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», т.е. указанными Списками определены наименования профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. При назначении пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо соблюдение следующих условий: постоянная занятость во вредных условиях труда, то есть, полный рабочий день на такой должности, правильная запись наименования должности в трудовой книжке гражданина в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что при подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 июня 2020 года Макаров А.В. обратился в ГУ УПФ РФ по Волгоградской области в Светлоярском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (т.1 л.д.60-62).
Решением № 314334/20 от 3 июля 2020 года ГУ - УПФ РФ в Светлоярском районе Волгоградской области ему было отказано в назначении досрочной льготной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ по причине отсутствия на дату обращения - 18 июня 2020 года необходимой продолжительности специального стажа (7 лет 6 месяцев).
Так, ответчиком из специального стажа исключены следующие периоды его работы в АООТ «Каустик» («АО «Каустик»):
- с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год (6 лет 00 месяцев 10 дней), слесарь-ремонтник 4 разряда участок биологической очистки сточных вод в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленно-сточных вод (с 29 декабря 2000 года присвоена вторая профессия стропальщика), в том числе 5 дней простои (с 29 по 31 июля, 30, 31 декабря 1996 года), которые не подлежат зачёту в специальный стаж согласно Постановлению № 516;
- с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 года (1 год 00 месяцев 00 дней) слесарь - ремонтник на участке по ремонту и очистке канализационных сетей цеха № 40;
- с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 года (1 год 1 месяц 5 дней), слесарь - ремонтник 5 разряда на участке по ремонту и очистке канализационных сетей в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод.
В обоснование отказа указано на то, что названные выше периоды работы в должности слесаря - ремонтника цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик» не подлежат зачёту в специальный стаж, так как п.п.2 подраздела «А» разделом X Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 октября 1991 года № 10, предусмотрены работники, которые заняты на выполнении конкретных работ, а именно, на нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, тогда как ремонт оборудования, используемого при нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, подразделом «А» раздела Х «Химическое производство» Списка № 2 от 1991 года не предусмотрен.
Как следует из справки № 043/80 от 8 июня 2018 года, уточняющей особый характер работ или условия труда, Макаров А.В. с 20 июня по 31 декабря 1996 года работал слесарем - ремонтником участка биологической очистки сточных вод цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленно - сточных вод по Списку № 2 раздел Х подраздел 2 код 2110А020 (т.1 л.д.49).
Согласно акту от 12 мая 2006 года, составленному должностным лицом органа пенсионного фонда в присутствии начальника бюро по социальным вопросам отдела кадров ОАО «Каустик», цех № 40 профессия «слесарь-ремонтник» необходимо исключить из «Перечня…», т.к. пункт 2 раздел Х Списка № 2 предусмотрены работники, которые заняты выполнением конкретных работ, а именно нейтрализации и очисткой промышленных сточных вод (пункт 8 акта). С указанным актом не согласились начальник бюро по социальным вопросам отдела кадров ОАО «Каустик» <.......> зам.директора по Управлению персоналом, начальник ОК ОАО «Каустик» <.......> руководитель организации <.......> о чём они указали в акте (т.1 л.д.50-51).
Из трудовой книжки Макарова А.В. следует, что в период с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год он работал в должности слесаря-ремонтника 4 и 5 разряда - участок биологической очистки сточных вод в цехе № 40 нейтрализации и очистки промышленно-сточных вод (т.1 л.д.75-77).
С 1 июля 2002 года Макаров А.В. переведён слесарем-ремонтником 5 разряда на участок по ремонту и очистке канализационных сетей ОАО в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод, где работал до 5 августа 2004 года (т.1 л.д.78).
В инструкции № 40-10 по охране труда для слесаря - ремонтника цеха № 40 ОАО «Каустик» перечислены опасные и вредные производственные факторы, которые слесарь-ремонтник должен учитывать при ремонте, монтаже, демонтаже, испытании и наладке сложного оборудования, агрегатов, машин. Как указано в инструкции рабочим местом слесаря- ремонтника является слесарная мастерская, а также места непосредственного размещения технологического оборудования и коммуникаций, напорных и самотечных трубопроводов питьевой воды, промышленных, хозфекальных стоков и других технологических трубопроводов (т.1 л.д.91-99).
Как следует из постоянного технологического регламента № <...> биологических очистных сооружений, в цехе № 40 существует механическая, биологическая очистка хозяйственно - бытовых, промышленных сточных вод. Все виды очистки, меры безопасности при эксплуатации, меры гигиены и индивидуальные средства защиты закреплены технологическим регламентом, утверждённым главным инженером ОАО «Каустик» (т.1 л.д.100-166).
В карте аттестации № 40-01-01, № 40-01-01-3, № 40-01-01-2, № 40-01-01-1 указаны сведения о рабочих местах, оценка условий труда по степени вредности, где льготное пенсионное обеспечение слесаря-ремонтника ОАО «Каустик» указано по Списку № 2, раздел Х под. А, п. 2 (т.1 л.д.167-182).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства того, что, работая в ОАО «Каустик» с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год в должности слесаря-ремонтника 4 разряда участка биологической очистки сточных вод в цехе нейтрализации и очистки промышленно-сточных вод, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 года в должности слесаря-ремонтника на участке по ремонту и очистке канализационных сетей цеха № 40, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 года в должности слесаря-ремонтника 5 разряда на участке по ремонту и очистке канализационных сетей в цехе № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод, истец выполнял в течение полного рабочего дня работы по нейтрализации и очистке промышленных сточных вод.
При этом суд исходил из того, что основным документом для подтверждения стажа является трудовая книжка. Все записи в трудовой книжке должны соответствовать тексту приказа предприятия (распоряжения). Наименование профессии устанавливается в строгом соответствии с ЕТКС, в зависимости от характера выполняемой работы.
Кроме того, работники из числа ремонтного персонала предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение, если их работа осуществляется в цехах, отделениях, участках, где осуществляется технологический процесс получения химической продукции.
Как указано в инструкции № 40-10 по охране труда для слесаря-ремонтника цеха № 40 ОАО «Каустик», рабочим местом слесаря- ремонтника является слесарная мастерская, а также места непосредственного размещения технологического оборудования и коммуникаций, напорных и самотечных трубопроводов питьевой воды, промышленных, хозфекальных стоков и других технологических трубопроводов.
Под очисткой промышленных сточных вод понимается их обработка с целью разрушения или удаления из них вредных веществ, которая производится различными методами: механическими, биологическими, химическими и т.д. Ремонт оборудования, его монтаж, демонтаж и обслуживание не относится к технологическому процессу какой - либо очистки сточных промышленных вод, а относится к ремонтным работам и работам по обслуживанию оборудования. Работники данного вида работ льготами при назначении льготной пенсии по старости не пользуются, так как их работы не связаны непосредственно с технологическим процессом химического производства.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие особый характер работы или условий труда.
На основании пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как усматривается из материалов дела, Макаров А.В. в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 17 ноября 1997 года.
По данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы Макарова А.В. в должности слесаря-ремонтника АООТ Каустик, АООТ «Каустик», акционерное общество «Каустик» отражены в системе обязательного пенсионного страхования по коду особые условия труда.
Принимая решение об отказе во включении Макарову А.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ спорных периодов его работы в должности слесаря-ремонтника цеха № 40 – нейтрализации и очистке промышленных сточных вод ОАО «Каустик», суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств наличия льготного характера работы истца, его постоянной занятости в течение полного рабочего времени в особых условиях труда.
Статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчёта о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по её заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьёй 26 Федерального закона № 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Как следует из материалов дела, результаты проведённой в 2005 году аттестации рабочего места истца, в соответствии с которыми его условия труда отнесены к тяжёлым условиям труда по Списку № 2, что даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ (в связи с работой в тяжёлых условиях труда) в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными не признаны.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательства и отражение её результатов в судебном решении является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
С учётом приведённых требований процессуального закона и установленных обстоятельств дела, исходя из предмета спора и оснований заявленного Макаровым А.В. иска, юридически значимым обстоятельством по делу является оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой Макаровым А.В. должности слесаря-ремонтника цеха № 40 – нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик».
Поскольку указанная оценка относится к области специальных познаний, судебной коллегией по гражданским делам Волгоградского областного суда на основании определения от 11 мая 2021 года назначена судебная экспертиза определения условий труда, производство которой поручено комитету по труду и занятости населения Волгоградской области.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда от 20 сентября 2021 года № К-004/21 Макаров А.В. работал слесарем-ремонтником на предприятии химической отрасти промышленности ОАО «Каустик» в цехе № 40 – нейтрализации и очистки промышелнных сточных вод на участке биологической очистки сточных вод с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 года, на участке по ремонту и очистке канализационных сетей с 1 июля 2002 года по 5 августа 2004 год; условия труда вредные и особо вредные соответственно.
За работу с вредными и особо вредными условиями труда локальными нормативными актами работодателя было предусмотрено предоставление работникам, занятым на рабочем месте слесаря-ремонтника на участках биологической очистки сточных вод и по ремонту и очистке канализационных сетей цеха № 40 – нейтрализации и очистки промышленных сточных вод, гарантий и компенсаций в порядке и объёме, установленных трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
За работу с вредными и особо вредными условиями труда на основании нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, Макарову А.В. были предусмотрены и предоставлялись следующие гарантии и компенсации: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Цех № 4 - это производственное подразделение предприятия химической отрасли промышленности ОАО «Каустик», технологический процесс которого заключается в очистке промышленных (химически загрязнённых) и хозяйственно-бытовых сточных вод методами нейтрализации, механической и биологической очистки с целью создания биологически очищенной воды и материала для рекультивации земель и улучшения почвогрунтов с использованием первичных и промежуточных факторов производства.
Производство цеха № 40 предусмотрено Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел «Х. Химическое производство», подраздел А, п.2: «на нейтрализации и очистке промышленных сточных вод».
В зону обслуживания и ремонта Макаровым А.В. входило оборудование, технологические коммуникации и сооружения участка биологической очистки сточных вод и участка по ремонту и очистке канализационных сетей цеха № 40; для выполнения ремонтно-профилактических работ производились вспомогательные работы в слесарной мастерской.
Правом на льготное пенсионное обеспечение по подразделу А раздела «Х. Химическое производство» Списка № 2 пользуются рабочие предприятий химической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день на производствах и работах, в том числе в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твёрдых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке № 1, в том числе, на нейтрализации и очистке промышленных сточных вод (пункт 2, позиция 2110А020).
Слесарь-ремонтник - это профессия рабочего.
Таким образом, работа Макарова А.В. в период с 20 июня 1996 года по 5 августа 2004 года в качестве слесаря-ремонтника цеха № 40 - нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик» соответствует положениям пункта 2 подраздела А раздела «Х. Химическое производство» Списка № 2 (позиция 2110А020).
Записи в трудовой книжке №№ 9-15, сведения расчётных листков начисления заработной платы (количество отработанного времени, предоставление основного и дополнительного отпуска в полном объёме), сведения, указанные в справках, уточняющих особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости, от 8 июня 2018 года № 043/80 и от 20 июля 2021 года № 043/79, выданных АО «Каустик» Макарову А.В., указывают на то, что Макаров А.В. в период работы с 20 июня 1996 года по 5 августа 2004 год был занят полный рабочий день, то есть не менее 80% рабочего времени.
Документов, подтверждающих изменение условий труда Макарова А.В. в период работы с 20 июня 1996 года по 5 августа 2004 год, на экспертизу не предоставлено. Документов, подтверждающих обратное, не представлено (т.2 л.д.209-222).
Поскольку государственная экспертиза условий труда в силу пункта 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда» осуществляется в целях правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, определения фактических условий труда работников, и оценив заключение проведённой комитетом по труду и занятости населения Волгоградской области по настоящему делу судебной экспертизы условий труда Макарова А.В. в ОАО «Каустик» в спорный период (с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 год, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 год), в совокупности с иными письменными доказательствами по делу (картами специальной оценки условий труда работников и картами аттестации рабочего места слесаря-ремонтника цеха № 40 нейтрализации и очистки промышленных сточных вод участка по ремонту и очистке канализационных сетей ОАО «Каустик», канализации, канализационных сетей, согласно которым слесарь-ремонтник ОАО «Каустик» имеет право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, раздел Х под. А, п.2 (т.1 л.д.167-182); справками работодателя от 8 июня 2018 года № 043/80 и от 20 июля 2021 года № 043/79, уточняющими особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость в особых условиях труда, полный рабочий день, полную рабочую неделю; данными индивидуального персонифицированного учёта, согласно которым спорные периоды работы Макарова А.В. в должности слесаря-ремонтника АООТ «Каустик», АО «Каустик» отражены в системе обязательного пенсионного страхования по коду особые условия труда; штатными расписаниями рабочих цеха № 40 ОАО «Каустик» за 1996-2002 годы и 2002-2004 годы, из которых следует, что слесарю-ремонтнику участка биологической очистки сточных вод и слесарю-ремонтнику участка по ремонту и очистке канализационных сетей установлены: повременная оплата труда по тарифным ставкам, увеличение тарифной ставки (оклада) на 24% за вредные и особо вредные условия труда, 7-часовой рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 12 рабочих дней; приказом-постановлением по АООТ «Каустик от 7 февраля 2001 года № 168 и приказом ОАО «Каустик» от 31 июля 2003 года № 1015, согласно которым слесарю-ремонтнику цеха № 40 предусмотрено право на получение лечебно-профилактического питания (ЛПП) по рациону № 4 на основании Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых даёт право на бесплатное получение ЛПП в связи с особо вредными условиями труда, утверждённого постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1, и молока (или других равноценных пищевых продуктов) на основании Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждённого приказом Минздрава РФ от 28 марта 2003 года № 126), судебная коллегия признаёт это экспертное заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим факт работы Макарова А.В. в АООТ «Каустик», (АО «Каустик») с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 год, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 год в тяжёлых условиях труда, в связи с чем приходит к выводу о том, что Макаров А.В. в названный период времени не менее 80% рабочего времени работал в качестве слесаря-ремонтника цеха № 40 нейтрализации и очистки промышленных строчных вод ОАО «Каустик» и данная работа соответствует работе, предусмотренной пунктом 2 подраздела А раздела «Х. Химическое производство» Списка № 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (позиция 2110А020).
С учётом приведённого выше решение суда первой инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что является основанием для его отмены и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований Макарова А.В.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Макарова Алексея Викторовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить в специальный страховой стаж Макарова Алексея Викторовича, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды его работы с 20 июня 1996 года по 30 июня 2002 год, с 1 июля 2002 года по 30 июня 2003 год, с 1 июля 2003 года по 5 августа 2004 год в качестве слесаря-ремонтника цеха № 40 нейтрализации и очистки промышленных сточных вод ОАО «Каустик», и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18 июня 2020 года.
Председательствующий
Судьи