ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5343/20 от 04.03.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-611/2021

судья Сергеева Д.П. 1 инст. № 2-5343/2020

УИД 75RS0001-02-2020-007219-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кожиной Е.А.,

судей краевого суда Комковой С.В., Кардаша В.В.,

при секретаре Печеревиной О.В.,

с участием прокурора Друковой Я.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 04 марта 2021 г. гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе и дополнении к ней представителя ответчика ОАО «РЖД» Шутровой О.Г.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» до 31 октября 2021 года организовать расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 метров.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Комковой С.В., судебная коллегия

установила:

Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее. Свободненской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства при погрузке-разгрузке опасных грузов и безопасности движения на подъездных путях Свободненского отдела МТО Забайкальской дирекции снабжения ОАО «РЖД». В ходе проведения указанной проверки в период времени с 10 по 28 февраля 2020 года на складах топлива <адрес> Свободненского отдела материально-технического обеспечения Забайкальской дирекции снабжения ОАО «РЖД» установлено, что на примыкающих железнодорожных путях к указанным складам топлива на постоянной основе осуществляется производственная деятельность, связанная с погрузкой (разгрузкой) опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, однако указанная производственная деятельность с опасными грузами осуществляется с нарушениями установленных правил перевозок опасных грузов, а именно: на сливных эстакадах складов топлива на <адрес> отсутствуют ручные извещатели пожарной сигнализации, в нарушение п. 9.5 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10), п. 13.1.2 СП 155.13130.2014. Свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N837; площадка на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива <адрес> не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м., и уклоны не менее 2% в сторону лотков, для стока жидкости к приемным устройствам, в нарушение п. 5.7 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10); п. 7.119 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, п. 270 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады менее 20 м. (по факту 4 м.), в нарушение п. 10.5 СП 155.13130.2014. Свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от <Дата> N 837; выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> осуществляется на железнодорожном пути общего пользования в нарушение п. 3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от <Дата> N50; фронт слива опасных грузов склада топлива <адрес> расположен на железнодорожном пути общего пользования , предназначенный для сквозного проезда в нарушение п. 5.3 СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы (утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10), п. 7.102 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232. Эксплуатация в течение длительного времени складов топлива, в том числе железнодорожных сливоналивных эстакад с указанными нарушениями ответчиком ОАО «РЖД» создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе работников ОАО «РЖД», иных лиц, пребывающих временно на указанных участках. Просил суд обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Забайкальской железной дороги произвести следующие действия: сливные эстакады складов топлива на <адрес> оснастить ручными извещателями пожарной сигнализации; оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива <адрес> твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м., и уклонами не менее 2% в сторону лотков; организовать расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м.; организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда (л.д. 7-10).

Определением суда от 25.11.2020 г. производство по делу было прекращено в части исковых требований о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оснастить сливные эстакады складов топлива на <адрес> ручными извещателями пожарной сигнализации, оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива <адрес> твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м, и уклонами не менее 2% в сторону лотков, в связи с отказом истца от иска (л.д. 214).

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика ОАО «РЖД» Шутрова О.Г. просила решение суда отменить. В обоснование требований указала, что согласно п. 1.2. Свода правил, его действие не распространяется на текущую эксплуатацию складов нефти и нефтепродуктов. Сфера действия свода правил ограничена, их соблюдение необходимо при возведении вновь создаваемых складов нефти и нефтепродуктов, а также при осуществлении мер по переустройству или при прекращении деятельности уже введенных в эксплуатацию складов. Сводом правил не предусмотрена необходимость приведения в соответствие с правилами уже действующих и введенных в эксплуатацию складов нефти и нефтепродуктов. Склад топлива <адрес> введен в эксплуатацию значительно раньше 01.01.2014 г., т.е. до даты введения в действие свода правил.

Согласно в п. 3.1.4 Правил Гостехнадзора от <Дата> речь идет о местах общего пользования, а не о путях общего пользования, запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования, также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов. Склад топлива <адрес> местом общего пользования не является, выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования не осуществляется. Нарушения требований п. 3.1.4. Правил Гостехнадзора от 16 августа 1994 г. № 50 ответчиком не допущено. К перевозке опасные грузы на складе топлива <адрес> не предъявляются. Не согласна с выводом суда о том, что путь является путем общего пользования и это является нарушением федерального законодательства. Действительно путь является общим, однако это не является нарушением п. 3.1.4. Приказа Гостехнадзора от 16 августа 1994 г. № 50, т.к. в данном пункте не идет речь о пути общего пользования. Требование истца сформулировано относительно пути необщего пользования. В обоснование заявленного требования о выгрузке опасных грузов на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути, не предназначенном для сквозного проезда, истец ссылается на п. 5.3 СНиП 2.11.03-93 склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1993 г. № 18-10, и п. 7.102 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232. Путь является тупиковым, для сквозного проезда он не предназначен. Суд первой инстанции указал, что на участке от склада топлива до тупикового упора имеется три стрелочных перевода , и , из-за наличия стрелочных переводов данный железнодорожный путь не становится сквозным. На участке пути, расположенном на территории склада топлива <адрес>, стрелочных переводов не имеется, въезд и выезд с территории склада возможен только после открытия ворот.

При заявлении требований организовать в соответствии с техническими нормами расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м., а также организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного прохода, прокурором не учтено, что данные работы требуют соответствующих погодных условий (теплое время года) и значительных финансовых затрат, которые должны быть предусмотрены инвестиционной программой компании. В инвестиционной программе на 2020-2021 г.г. указанные средства не предусмотрены. Данные требования идут в ущерб плановому (в рамках инвестиционной программы) подходу к обеспечению безопасности граждан и качества оказываемых услуг, исполнение вышеуказанных требований прокурора нарушит баланс финансовых возможностей компании, процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство РФ. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» направлена на реализацию таких проектов как развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса. Инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройству ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов. Выполнять инвестиционную программу компании и осуществлять строительство и реконструкцию указанных объектов по искам транспортных прокуроров одновременно невозможно, на это требуются значительные финансовые затраты.

Доказательств, подтверждающих опасность эксплуатации пассажирских платформ для жизни и здоровья пассажиров, истцом не представлено. Доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями технических специалистов, не предоставлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение ОАО «РЖД» прав и свобод граждан Российской Федерации. До настоящего времени в адрес ОАО «РЖД» обращений от физических и юридических лиц по поводу угрозы жизни и здоровью в связи с несоответствием расстояния от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м. и проведением операций по выгрузке опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного прохода, не поступало (л.д. 230-236).

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнение к ней прокурор просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу и дополнение к ней, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ОАО «РЖД» Шутрову О.Г., полагавшей необходимым решение суда отменить, апелляционную жалобу и дополнение к ней удовлетворить, прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положения абз. 8 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях перевозки, выполнения маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранения может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что актом проверки исполнения требований законодательства при погрузке выгрузке опасных грузов и безопасности движения на подъездных путях Свободненского отдела МТО Забайкальской дирекции снабжения-филиала ОАО «РЖД» от 10.02.2020, установлено, что на базе <адрес> расстояние от оси железнодорожного пути склада до оси железнодорожного пути со сливоналивной эстакадой менее 20 м. (выявлено 4 м.). Нарушены требования п.1 ст.16, п.3 ст.21 Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ», п.10.5 Свода правил Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 26.12.2013 №837. База топлива на <адрес>. Выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, осуществляется на железнодорожном пути общего пользования . Нарушение требования п.21 ст.25 Федерального закона, п.3.1.4 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 №50 (л.д.13-14).

Согласно замечаний, выявленных при совместной проверке Свободненского отдела материально-технического обеспечения со Свободненской прокуратурой на <адрес>, расстояние от оси железнодорожного пути со сливоналивной эстакадой менее 20 м. (выявлено 4 м.) Нарушены требования п.1 ст.16, п.3 ст.21 Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ», п.10.5 Свода правил склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 10.12.2013 №837. База топлива на <адрес>: Выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, осуществляется на железнодорожном пути общего пользования , что является нарушением требований п.21, ст.25 Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ», п.3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 №50 (л.д.15).

Согласно паспорта на сливную эстакаду склада топлива <адрес>, утвержденного главным инженером Свободненского отдела материально-технического обеспечения 15.05.2019, место расположения эстакады территория склада <адрес> Свободненского отдела материально-технического обеспечения Читинской дирекции материально-технического обеспечения СП Росжелдорснаба-филиала ОАО «РЖД». Назначение: сливная эстакада используется для обеспечения выполнения операций по сливу нефтепродуктов и безопасного доступа на железнодорожные цистерны (л.д.16).

Согласно технического паспорта железнодорожного пути общего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», находящегося в ведении Читинской дирекции материально-технического обеспечения-структурного подразделения Росжелдорснаба, примыкающего к железнодорожной станции Завитая Забайкальской железной дороги и используемого Базой топлива Свободненского ОМТО (в редакции акта о внесении изменений в технический паспорт железнодорожного пути , используемого Базой топлива Свободненского ОМТО Читинской ДМТО СП Росжелдорснаба филиала ОАО «РЖД», примыкающего к станции Завитая от 03.10.2018), железнодорожный путь общего пользования База топлива расположена на продолжении пути за стрелочным перево<адрес>, принадлежит ОАО «РЖД» и находится на балансе и техническом обслуживании Завитинской дистанции пути. Границами железнодорожного пути общего пользования База топлива является с одной стороны изолирующий стык маневрового светофора М29, с другой стороны передний стык рамного рельса стрелочного перевода №248 (т.1, л.д.193).

Согласно паспорта на сливную эстакаду склада топлива <адрес>, место расположения-территория склада <адрес> Свободненского отдела материально-технического обеспечения Читинской дирекции материально-технического обеспечения сп.Росжелдорснаба-филиала ОАО «РЖД». Назначение: сливная эстакада используется для обеспечения выполнения операций по сливу нефтепродуктов и безопасного доступа на железнодорожные цистерны (л.д.19).

Представлением, направленным в адрес начальника Свободненского отдела МТО Забайкальской дирекции снабжения-структурное подразделение центральной дирекции закупок и снабжения-филиала ОАО «РЖД», прокурор указал на необходимость устранения выявленных нарушений (л.д.26).

Согласно пояснений специалиста начальника отдела государственного железнодорожного надзора Макарова А.Ю., данных в суде апелляционной инстанции, путь 53А-это путь общего пользования, с его помощью производится маневровая работа, после эстакады продолжается далее путь, куда ОАО «РЖД» может ставить любые вагоны и производить грузовые операции. Таким образом, путь 53А не ограничен, является сквозным, проходным путем.

Согласно пояснений специалиста начальника технического отдела службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Старовойт Д.И., данных в суде апелляционной инстанции, путь не является сквозным, так как он оборудован тупиковым упором, через указанный путь невозможно выехать за пределы станции.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, указал, что железнодорожный путь является путем общего пользования, используется как для маневровых станционных работ, так и для сквозного проезда, что свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о безопасности движения, указанных в исковом заявлении. Наличие выявленных на <адрес> нарушений ответчиком не опровергнуто. Обязанность по организации расстояния от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м. должна быть возложена на собственника ОАО «РЖД». В соответствии со ст.206 ГПК РФ с учетом необходимости проведения мероприятий по финансированию реконструкции станции Бурея, осуществления строительных работ, в том числе с учетом погодных условий, с учетом мнения сторон, суд установил срок исполнения решения суда в данной части до 31.10.2021.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Довод жалобы о том, что Сводом правил не предусмотрена необходимость приведения в соответствие с правилами уже действующих и введенных в эксплуатацию складов нефти и нефтепродуктов, склад топлива <адрес> введен в эксплуатацию 01.01.2014 г., до даты введения в действие Свода правил, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с п.10.3 Свода Правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 26.12.2013 №837, не допускается предусматривать эстакады на железнодорожных путях, предназначенных для сквозного проезда. Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливоналивных эстакад (расположенных на параллельных путях) должно быть не менее 20 м. (10.5).

В соответствии с п.1.2 настоящего Свода правил, Сводом правил следует руководствоваться при разработке нормативных документов, регламентирующих требования пожарной безопасности СНН (склад нефти и нефтепродуктов), при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и ликвидации СНН. В соответствии с п. 1.1, настоящий свод правил, разработанный на основе положений и требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устанавливает требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов (далее - СНН). Таким образом, Свод правил не подменяет положения и требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который устанавливает требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 ФЗ N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Понятие субъектов транспортной инфраструктуры содержится в п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, под которыми понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению (п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).

За неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).

Анализ указанных актов позволяет прийти к выводу о том, что Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", как единый хозяйствующий субъект (ст.2 ФЗ от 27.02.2003 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта») обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, содержать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Довод апелляционной жалобы о том, что требования п.3.1.4. Правил Гостехнадзора от 16.08.1994 г. №50 распространяются на места общего пользования, а истцом заявлены требования о пути общего пользования, однако склад топлива <адрес> местом общего пользования не является, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью.

В соответствии с п.3.1.4 Правил Гостехнадзора от 16.08.1994 г. №50, запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.

В соответствии с п.2 ст.21 ФЗ от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния об указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, применяемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно положений ст.2 ФЗ от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», места общего пользования–крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операции по погрузки, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Места необщего пользования-железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта

Железнодорожный путь общего пользования это железнодорожный путь на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Согласно акта о внесении изменений в технический паспорт железнодорожного пути , используемого Базой топлива Свободненского ОМТО Читинской ДМТО СП Росжелдорснаба филиала ОАО «РЖД», примыкающего к станции Завитая, железнодорожный путь общего пользования База топлива расположен на продолжении пути за стрелочным переводом .

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, расположение Базы топлива <адрес> на железнодорожном пути общего пользования, то есть открытого для выполнения различных операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, то склад топлива <адрес> является местом общего пользования и указание ответчика о том, что база топлива является не местом общего пользования не подтверждается материалами дела. В связи с чем выполнение требований п.3.1.4. Правил Гостехнадзора от 16.08.1994 г. №50 при эксплуатации железнодорожного пути общего пользования , используемого Базой топлива Свободненского ОМТО Читинской ДМТО СП Росжелдоснаба филиала ОАО «РЖД», примыкающего к станции Завитая является обязательным. Согласно пояснений специалиста Макарова, с учетом имеющихся подъездных путем к базе топлива <адрес>, учитывая расположение базы на железнодорожном пути общего пользования, наличия возможности подъезда к складу автомобильного транспорта, бытовых помещений, рассматриваемая база топлива является местом общего пользования.

Консультация специалиста Макарова А.Ю. не противоречит акту прокурорской проверки, согласно которого на момент проверки со стороны тупикового упора <адрес> находился железнодорожный состав, не предназначенный для перевозки опасных грузов. Таким образом, судебной коллегией указанная консультация специалиста признается в качестве допустимого и относимого доказательства по делу. С учетом совокупности исследованных по делу доказательств не признается в качестве такового пояснение специалиста начальника технического отдела службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Старовойт Д.И., как противоречащее материалами дела. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что специалист Старовойт Д.И. является работником ОАО «РЖД» (начальник технического отдела службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»), в связи с чем специалистом даны пояснения с целью ухода ответчика от ответственности за нарушение законодательства о безопасности железнодорожного движения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором при заявлении требований организовать в соответствии с техническими нормами расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м., а также организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного прохода, не учтено, что данные работы требуют соответствующих погодных условий (теплое время года) и значительных финансовых затрат, которые должны быть предусмотрены инвестиционной программой компании, в которой на 2020-2021 г.г. указанные средства не предусмотрены, судебной коллегией отклоняются за необоснованностью. Решением суда первой инстанции в соответствии со ст.206 ГПК РФ с учетом мнения сторон и объема мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений установлен срок для исполнения судебного решения 6 месяцев. Кроме того сторона не лишена права на обращение в суд с отсрочкой исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора идут в ущерб плановому (в рамках инвестиционной программы) подходу к обеспечению безопасности граждан и качества оказываемых услуг, исполнение вышеуказанных требований прокурора нарушит баланс финансовых возможностей компании, процесса государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», доказательств, подтверждающих опасность эксплуатации пассажирских платформ для жизни и здоровья пассажиров, истцом не представлено, доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями технических специалистов, не предоставлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение ОАО «РЖД» прав и свобод граждан Российской Федерации, выполнять инвестиционную программу компании и осуществлять строительство и реконструкцию указанных объектов по искам транспортных прокуроров одновременно невозможно, на это требуются значительные финансовые затраты, судебной коллегией отклоняются за необоснованностью.

Безопасность и качество оказываемых услуг отнесено к принципам функционирования железнодорожного транспорта (п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

С учетом принципов функционирования железнодорожного транспорта, выявленные нарушения не соответствуют безопасности и качеству оказываемых услуг, не обеспечивают безопасность для жизни и здоровья пассажиров, условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности. Выполнение инвестиционных программ не должно идти в разрез с безопасностью и качеством оказываемых услуг. Факт выявленных нарушений подтвержден не техническими обоснованиями и заключениями технических специалистов, как на то указано в апелляционной жалобе, а актом прокурорской проверки, замечаниями, подготовленными главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Ространснадзора. Кроме того, согласно имеющейся переписки филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Забайкальской дирекции инфраструктуры Завитинская дистанции пути в материалах дела, все рассматриваемые нарушения законодательства РФ, указанные прокурором, ответчиком признавались и предпринимались меры для их устранения, например, демонтаж части пути <адрес>, перевод пути с общего пользования в путь необщего пользования.

Довод жалобы об отсутствии обращений от физических и юридических лиц по поводу угрозы жизни и здоровью в связи с несоответствием расстояния от оси железнодорожного пути склада топлива <адрес> до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м. и проведением операций по выгрузке опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива <адрес> на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного прохода, не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения, так как железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" - функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов: устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг; развития конкуренции и становления развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованности функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам не зависимо от наличия или поступления обращений от физических и юридических лиц по поводу угрозы жизни и здоровью.

Довод апелляционной жалобы о том, что путь не является сквозным, согласно техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Завитая Забайкальского железной дороги-филиала ОАО «РЖД», железнодорожный путь не содержится в таблице 1.5. «Ведомость парков и железнодорожных путей ТРА <адрес>, предназначен только для экипировки маневровых локомотивов, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. При проведении прокурорской проверки было установлено, что с восточной стороны от сливной эстакады (со стороны тупикового упора) <адрес> находился железнодорожный состав, состоящий из не менее 3 грузовых вагонов, который не был предназначен для перевозки опасных грузов-дизтоплива. Указанное свидетельствует, что спорный путь используется и для сквозного проезда, в том числе и для проезда железнодорожных составов, не предназначенных для перевозки опасных грузов-дизтоплива, что является нарушением законодательства о безопасности движения. Кроме того согласно схематического плана железнодорожной станции Завитая (т.1, л.д.159) имеется возможность для производства маневровых работ, заехав из базы через стрелочный перевод , стрелочный перевод и имеется возможность выезда на дальнейшее структурное предприятие на железной дороге. С учетом технического паспорта железнодорожного пути общего пользования (в редакции акта о внесении изменений в технический паспорт железнодорожного пути ) путь предназначен для общего пользования, то есть разрешено производство маневровых работ. Таким образом, довод о том, что при наличии трех стрелочных переводов железнодорожный путь не является сквозным не соответствует действительности.

С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней-без удовлетворения.

Председательствующий: Е.А.Кожина

Судьи: С.В.Комкова

В.В.Кардаш