ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5858/15-2021 от 19.04.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Великих А.А.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лавриковой М.В.,

судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2022 года гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия <данные изъяты>, комитету образования города Курска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика комитета образования города Курска по доверенности Золотухиной Т.Г. на решение Ленинского районного суда города Курска от 6 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать МБОУ «Гимназия <данные изъяты> оборудовать объект по адресу: <адрес>, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); системой охранной сигнализации; системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать на первом этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Обязать Комитет образования г. Курска обеспечить финансирование мероприятий, возложенных на МБОУ «Гимназия <данные изъяты>, по оборудованию объекта по адресу: <адрес> контрольно – пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); системой охранной сигнализации; системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудованию на первом этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Центрального административного округа г. Курска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеназванным иском к МБОУ «Гимназия <данные изъяты>, комитету образования города Курска, в котором указал, что МБОУ «Гимназия » на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому присвоена первая категория опасности. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что указанный объект в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму (подп. «д.» п.24, подп. «а», «б» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), п.6.48 СП 118.13330 2012) не оборудован контрольно – пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); системой охранной сигнализации; системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекта (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на первом этаже здания отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии российской Федерации). В связи с этим прокурор просит суд обязать МБОУ «Гимназия <данные изъяты> устранить указанные нарушения, а комитет образования г. Курска обязать обеспечить финансирование мероприятий по их устранению.

Судом постановлено вышеприведенное решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета образования г. Курска по доверенности Золотухина Т.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика заместитель прокурора ЦАО г. Курска просит оставить решение суда без изменения.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков МБОУ «Гимназия » и комитета образования г. Курска, третьего лица администрации г. Курска, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность судебного решения судебной коллегией проверена в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика комитета образования города Курска.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области Польскую И.И., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика комитета образования г. Курска, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПКРФ).

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами. Не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении»).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли удовлетворению иск (п.1 ст. 196 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу п.п. «а» ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст.9); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28); образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28); охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41).

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория)).

Пунктом 1 Требований предусмотрено, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно – технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – объект (территория)).

Согласно указанным Требованиям перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения Российской Федерации – в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования. Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку «Для служебного пользования», если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности (п.4).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.5).

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п.6).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектного режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравленных веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п.17).

Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д»).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п.25 Требований).

Согласно п.26 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение выездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Согласно подп. «а» п.27 Требований оборудуются контрольно – пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории).

Помимо названных правовых актов, требования к антитеррористической защищенности учреждений образования установлены в п.6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. №635/10 (далее – СП 118.13330 2012), которым предусмотрено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов…» и ч.4 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» выполнение требований п.6.48 СП 118.13330.2012 является обязательным.

В соответствии с Положением о комитете образования города Курска, утвержденным Решением Курского городского Собрания от 08.04.2014 г. №75-5-РС Комитет в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий путем определения необходимости в соответствующих затратах и осуществления в установленном порядке финансирования подведомственных учреждений в пределах доведенных бюджетных ассигнований; осуществляет в установленном порядке функции получателя и главного распорядителя средств бюджета города Курска по отрасли «Образование» (за исключением средств, предусмотренных на содержание детских школ искусств, художественных школ, учреждений физической культуры и спорта и расходов на молодежную политику).

Постановлением Администрации г. Курска от 16.05.2014 г. №1761 «Об установлении расходных обязательств комитета образования города Курска» установлено, что комитет образования города Курска осуществляет в том числе проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Гимназия <данные изъяты> на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому в соответствии с п.13 Требований присвоена первая категория опасности.

В ходе проведенной прокуратурой Центрального административного округа г. Курска проверки исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения в принадлежащем МБОУ «Лицей » на праве оперативного управления здании, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что указанный объект в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму (подп. «д.» п.24, подп. «а», «б» п.25, подп. «а» п.27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), п.6.48 СП 118.13330 2012) не оборудован системой охранной сигнализации; на объекте не имеется систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на 1-м этаже объекта отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект не оборудован контрольно - пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории).

До настоящего времени указанные нарушения требований законодательства в области противодействия терроризму ответчиками не устранены.

Согласно информации комитета образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ основной причиной невыполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006, в части отсутствия на объектах первой, второй и третьей категории опасности систем охранной сигнализации, является отсутствие денежных средств.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования в части возложения на МБОУ «Гимназия <данные изъяты> обязанности оборудовать объект по адресу: <адрес> контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); системой охранной сигнализации; системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать на первом этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и в части возложения на Комитет образования г. Курска обеспечить финансирование указанных мероприятий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части и исходит из того, что охрана здания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве оперативного управления МБОУ «Гимназия <данные изъяты>, не соответствует предъявляемым требованиям. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении и работников образовательного учреждения. В МБОУ «Гимназия <данные изъяты> не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к первой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации. При этом Администрацией г. Курска не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что комитетом образования г. Курска и МБОУ «Гимназия <данные изъяты> были осуществлены все необходимые действия, направленные на выполнение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) в части оборудования гимназии системой охранной сигнализации, судебной коллегией отклоняются, так как предпринятые Комитетом меры к выделению образовательному учреждению денежных средств на охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций не являются достаточными для обеспечения антитеррористической защищенности данного объекта и не свидетельствует об устранении нарушений Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 поскольку документов, свидетельствующих об обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждения, ответчиками не представлено.

Ссылка ответчика комитета образования г. Курска в апелляционной жалобе на отсутствие финансирования на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности и дооснащение образовательного учреждения не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Исходя из пунктов 1.7 и 18 Положения о комитете образования города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 08.04.2014 № 75-5-РС, Комитет от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет функции и полномочия учреждения в отношении муниципальных учреждений города Курска, находящихся в его ведении, и является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Курска по отрасли «Образование», в том числе бюджетных инвестиций.

Таким образом, комитет образования г. Курска как главный распорядитель бюджетных средств не лишен возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика комитета образования г. Курска выводы суда первой инстанции так же не опровергают, о незаконности решения суда не свидетельствуют.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Курска от 6 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета образования г. Курска – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи