ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-618/2021 от 17.05.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-618/2021 судья Панасюк Т.Я. 2022 год

17 мая 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Дмитриевой И.И., Рязанцева В.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ерастовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Дмитриевой И.И.

дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 03 июня 2021 года, которым постановлено:

«заявленные исковые требования Родинковой Марины Александровны удовлетворить частично.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по виду работ: замена лифтового оборудования, в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп.

В удовлетворении оставшейся части заявленных Родинковой Мариной Александровной исковых требований отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в пользу истца Родинковой Марины Александровны понесённые расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 рублей».

Судебная коллегия

установила:

Родинкова М.А. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Возложенную на нее, как собственника, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт она исполняет надлежащим образом. Протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома 12 августа 2018 года принято решение о проведении капитального ремонта в виде замены лифтов, лифтового оборудования. Однако на момент подачи искового заявления капитальный ремонт дома по замене лифтового оборудования ответчиком не организован и не проведен. Фондом не исполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством в части организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Непроведение капитального ремонта общего имущества, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан в установленные законодательством сроки, существенно нарушает жилищные права истца. Данное обстоятельство может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью и имуществу людей или повлечь значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а также приводит к порче общего имущества дома. Лифтовое оборудование многоквартирного дома подлежит капитальному ремонту ввиду сильного износа. Таким образом, ответчиком ненадлежащим образом организована работа по организации и проведению капитального ремонта лифтового оборудования многоквартирного жилого дома.

На основании изложенного просила признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении краткосрочного плана капитального ремонта на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 06 марта 2019 года № 250 в части проведения капитального ремонта по замене лифтового оборудования дома 45 корпус 7 по Зеленому проезду города Твери; обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта по замене лифтового оборудования дома 45 корпус 7 по Зеленому проезду города Твери, в том числе: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Определениями суда от 13 апреля 2021 года, 12 мая 2021 года, занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, ООО Инженерный центр «Лифт».

Истец Родинкова М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Гусейнова З.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области Котов И.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьих лиц Администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери Цымбал М.А. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержала письменные пояснения по иску.

Представитель третьего лица ООО «ГУК Московского района города Твери» Фанин И.С. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ранее представитель третьего лица Громова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований относительно предмета спора.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, ООО Инженерный центр «Лифт», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме по виду работ: замена лифтового оборудования, в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года
№ 690-пп, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца в данной части отказать.

В обоснование жалобы указано, что решение суда является незаконным и необоснованным. Ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, судебный акт подлежит отмене. Функции и обязанности Фонда, порядок выполнения действий по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Тверской области детально сформулированы в нормативно-правовых актах федерального, регионального уровней.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря
2013 года № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы» (далее Региональная программа), в которую был включен спорный многоквартирный дом.

В силу части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 раздела IV Региональной программы, части 1 статьи 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО для реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Согласно части 2 статьи 16 Закона Тверской области от 28 июня
2013 года № 43-ЗО необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в порядке, утвержденном постановлением Правительства Тверской области
от 24 марта 2015 года № 125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 № 210-пп» (далее по тексту - Порядок утверждения краткосрочных планов).

Этапы подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы предусмотрены пунктом 2 Порядка утверждения краткосрочных планов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка утверждения краткосрочных планов муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Порядка утверждения краткосрочных планов, муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев, отраженных в приложении № 1, в соответствии с которыми наибольшее количество баллов, набранных многоквартирным домом, определяет первоочередность проведения капитального ремонта в этом многоквартирном доме, в том числе процента собираемости взносов по состоянию на 31 декабря года, предшествующего формированию краткосрочного плана на соответствующий период по наибольшему коэффициенту весомости.

Постановлением Администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь» был утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.

Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта
2017 года № 62-пп был утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017-2019 годы.

В обоснование незаконности действий Фонда истец ссылался на постановление Администрации города Твери от 06 марта 2019 № 250 «О внесении изменения в постановление Администрации города Твери от 08 февраля 2017 № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь», в соответствии с которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, Зеленый пр-д, д.45, корп.7, был включен в краткосрочный план в графе «не обеспеченных финансированием средствами Фонда капитального ремонта МКД».

Так как вышеуказанный многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, а также не был отражен в постановлениях Правительства от 18 августа 2017 года № 251-пп, 29 декабря 2017 года № 458-пп, от 12 апреля 2019 года № 109-пп о внесении изменений в региональный краткосрочный план, Фонд капитального ремонта не осуществил капитальный ремонт указанного многоквартирного дома.

Ввиду вышеизложенного федеральным законодательством определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора. Неисполнение требований краткосрочных региональных планов является нарушением норм жилищного законодательства.

Расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, является нарушением пункта 12 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I постановления Правительства Тверской области от 10 марта
2017 года № 62-пп (предписания Управления федерального казначейства по Тверской области от 12 августа 2019 года № 36-22-09/2844).

В силу федерального и регионального законодательства Тверской области реализация региональных программ капитального ремонта осуществляется исключительно посредством принятия краткосрочных планов. Каких-либо иных способов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, без учета сведений, содержащихся в краткосрочных планах, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, обязательств по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома у Фонда не возникло.

Нормы материального права, допускающие возможность проведения Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу, без учета сведений, содержащихся в краткосрочных планах, утверждаемых Правительством Тверской области, отсутствуют.

Оспариваемое решение суда первой инстанции фактически направлено на нивелирование порядка реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, предусмотренного частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 16 Закона № 43-ЗО и устанавливает совершенно иной порядок.

Министерством строительства Тверской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Министерство полагает жалобу подлежащей удовлетворению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 сентября 2021 года решение Центрального районного суда города Твери от 03 июня 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Тверской области – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 сентября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Мамочкин Д.В., представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области Громова С.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, полагали решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте апелляционного рассмотрения в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились, своих представителей не направили. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Тверской области, Администрация города Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

С учетом указанных обстоятельств, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Родинкова М.А. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

Указанный выше многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014 – 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года
№ 690-пп.

Данной программой предусмотрено проведение в период с 2017 года по 2019 год в указанном выше многоквартирном доме следующих видов работ: ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Постановлением Администрации города Твери от 27 мая 2014 года
№ 638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», опубликованном в газете «Вся Тверь» от 30 мая 2014 года № 34, орган местного самоуправления, в рамках возложенных на него полномочий, принял решение о формировании фонда капитального ремонта указанного выше многоквартирного дома на счете регионального оператора (порядковый номер в приложении к постановлению 565).

Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, Зеленый пр-д, д.45, к.7, от 12 августа 2018 года принято решение о проведении капитального ремонта, в том числе по виду работ: замена лифтов, лифтового оборудования.

На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10 июля 2014 года № 781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.

Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта
2017 года № 62-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017-2019 годы.

Предусмотренные региональной программой работы по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в указанном выше жилом доме в краткосрочный план реализации данной программы на 2017 – 2019 год, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта
2017 года № 62-пп, не включены.

Обращаясь в суд с иском о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившегося в невыполнении краткосрочного плана реализации региональной программы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области, и возложении на Фонд обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, Родинкова М.А. ссылалась на невыполнение ответчиком включенных в региональную программу на 2017 – 2019 годы, а также в краткосрочный план реализации данной программы на эти же годы, утвержденный постановлением Администрации города Твери, работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Фонда капитального ремонта Тверской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 167, 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями статей 10, 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», а также Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, исходил из того, что заявленный в иске многоквартирный жилой дом в краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области, включен не был.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в части возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в указанном выше многоквартирном доме по виду работ: замена лифтового оборудования, в соответствии с указанной выше региональной программой, суд первой инстанции руководствуясь положениями 168, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обязанность по проведению капитального ремонта возложена на Фонд законом, в том числе за счет любых не запрещенных законом средств, а непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома нарушает права проживающих в указанном доме лиц, в том числе являющейся собственником одного из жилых помещений данного дома Родинковой М.А., создает угрозу их безопасности, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью данных лиц, их имуществу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Отменяя приведенное выше апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции указала, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права; не учтено, что порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, является действующим нормативным правовым актом; а возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта вопреки указанному постановлению Правительства Тверской области оставлено судами без правового обоснования.

Указанные обстоятельства явились основанием к отмене апелляционного определения и направлению дела на новое апелляционное рассмотрение.

В силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Следовательно, для судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда обязательны указания судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции по данному делу, связанные с необходимостью устранения существенных нарушений норм материального и процессуального права в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судебная коллегия при новом рассмотрении дела по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 03 июня 2021 года, проверяя законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, с учетом указаний кассационного суда, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Закона № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда. Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013
№ 306-рп «О создании некоммерческой организации – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно части 4 статьи 14 Закона № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года
№ 125-пп.

Согласно пункту 3 Порядка краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

В силу пункта 5 Порядка муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Предварительный сметный расчет составляется Фондом на основании:

актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона № 43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта многоквартирных жомов на территории города Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявленный в иске многоквартирный дом был включен в утвержденный постановлением Администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 – 2019 годы муниципального образования город Тверь, как дом, не обеспеченный финансированием фонда капитального ремонта, по видам работ: ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 22 июля 2014 года № 352-пп «Об утверждении порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 Раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

Спорный жилой дом в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, а также в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 августа 2020 года
№ 360-пп, включен не был.

Невключение указанного дома в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области в рамках рассматриваемого дела не оспаривается.

При этом Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года
№ 125-пп, является действующим нормативным правовым актом. Данный акт никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, соответственно, указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При изложенных обстоятельствах возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта с несоблюдением требований указанного выше Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24 марта года 2015 № 125-пп, противоречит нормам действующего федерального и регионального законодательства.

Являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части, а именно в части возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности обеспечить проведение капитального ремонта в указанном выше многоквартирном доме по виду работ: замена лифтового оборудования, на нормах действующего законодательства не основано, в связи с чем оно подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением норм материального и процессуального права с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении названных исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Правительства Тверской области удовлетворить.

Решение Центрального районного суда города Твери от 03 июня
2021 года в части удовлетворения исковых требований Родинковой Марины Александровны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, Зелёный проезд, д.45, корп.7, по виду работ: замена лифтового оборудования отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым исковые требования Родинковой Марины Александровны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, Зелёный проезд, д.45, корп.7, по виду работ: замена лифтового оборудования, оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Центрального районного суда города Твери от 03 июня 2021 года оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 мая
2022 года.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи И.И. Дмитриева

А.В. Рязанцев