ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-684/2023 от 28.08.2023 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Лемешко А.С. Дело № 2-684/2023

(первая инстанция)

№ 33-2550/2023

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 28 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,

судей - Донсковой М.А., Анашкиной И.А.,

при секретаре - Пеньчук В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Департамента культуры города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 февраля 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7», Департаменту культуры города Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

15.12.2022 года Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7», Департаменту культуры города Севастополя, просит возложить на ответчика Департамент культуры города Севастополя обязанность профинансировать расходы ГБОУ ДО «СМШ №7» с целью устранения выявленных нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и приведения в соответствии с противопожарными нормами. Возложить на ответчика ГБОУ ДО «СМШ №7» обязанность в течение двух месяцев после доведения денежных средств устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и привести в соответствии с противопожарными нормами, а именно, в соответствии с п. 30, п. 56 ППР в РФ приобрести исправные ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного; в соответствии с п. 48 ППР в РФ обеспечить на здании указание направления движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; в соответствии с п. 25 ППР в РФ, ст. 134, ст. 145, табл. 27, табл. 29 Закона №123-ФЗ обеспечить хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, обивочных, набивочных и прокладочных материалов, привести в соответствие показатели пожарной опасности материала используемого для покрытия пола в музыкальном зале, в коридоре показателям по пожарной опасности не более чем В2, Д2, Т2, РП1; выполнить в соответствии с п. 54 ППР в РФ работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности с привлечением организаций или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации; провести в соответствии с п. 60 ППР в РФ на объекте защиты проверку огнетушителей; провести в соответствии с п. 13 ППР в РФ; ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 136, ст. 150 Закона №123-ФЗ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на объекте защиты огнезащитную обработку деревянных элементов кровли и проводить проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши не реже 1 раза в год с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения; обеспечить в соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ, п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» подъезд пожарной техники со всех сторон здания, на основании документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; в соответствии с главами 5, 7, 8 Закона №123-ФЗ провести категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также провести определение класса зоны, а в соответствие с п.п.12, 24 ППР в РФ помещения библиотеки, в том числе оборудовать двери помещений библиотеки приспособлением для самозакрывания; в соответствии с п. 35 (з) ППР в РФ проложить в служебном помещении электрическую проводку; оборудовать в соответствии п. 27(д) ППР в РФ; ст. 4, ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 53, ст. 64 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» двери эвакуационного выхода возле кабинета № 21; - в соответствии с СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение; - в соответствии с п. 3 ППР в РФ разработать и утвердить программы противопожарного инструктажа. Директору школы, ответственному и сотрудникам пройти обучение мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования; в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» провести обязательное обучение детей, посещающих объект защиты мерам пожарной безопасности; в соответствии с п.п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54 ППР в РФ ввести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, разработать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем объекта, разработать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем объекта; привести в соответствии с ч. 5 ст. 6, ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларацию пожарной безопасности на объекте, мотивируя исковые требования тем, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В адрес ГБОУДО «СМШ №7» 14.10.2022 года принесено представление об устранении выявленных нарушений, которые в полном объеме не устранены.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 февраля 2023 года частично удовлетворены исковые требования Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7», Департаменту культуры города Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия. На государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Музыкальная школа № 7» возложена обязанность в течение шести месяцев после доведения денежных средств, устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и привести в соответствии с противопожарными нормами, а именно: в соответствии с п. 25 ППР в РФ; ст. 134, ст. 145, табл. 27, табл. 29 Закона № 123-ФЗ обеспечить хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, обивочных, набивочных и прокладочных материалов, привести в соответствие показатели пожарной опасности материала используемого для покрытия пола в музыкальном зале, в коридоре показателям по пожарной опасности не более чем В2, Д2, Т2, РП1; в соответствии с СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение. На Департамент культуры города Севастополя возложена обязанность профинансировать расходы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Музыкальная школа №7» с целью устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и приведения в соответствии с противопожарными нормами.

Ответчиком Департаментом культуры города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда изменить в части, касающейся события, с момента которого должны быть устранены выявленные нарушения (6 месяцев с момента доведения денежных средств Департаментом культуры города Севастополя для выполнения обязательств по обеспечению хранения документации (сертификатов соответствия, протоколов испытаний), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия пола в музыкальном зале и коридоре), установить срок 6 месяцев с момента получения разрешения от уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов. Указывает о том, что здание СДМШ № 7 является объектом культурного наследия регионального значения. Для исполнения решения суда в части, касающейся приведения в соответствие показателей пожарной опасности материала, используемого для покрытия пола в музыкальном зале и коридоре (паркетного пола), ответчику необходимо пройти процедуру согласования и получения разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия (Севнаследие) на проведения работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов (шлифовка, подготовка и покрытие огнезащитным составом напольного покрытия (паркета) в помещении музыкального зала и на путях эвакуации (общих коридоров). Срок исполнения решения 6 месяцев с момента выделения денежных средств, может повлечь за собой нарушение установленного порядка проведения ремонтных и строительных работ на объекте культурного наследия, нарушение требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента культуры города Севастополя Аладина Т.Н., представитель ответчика ГБОУДО города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7» Кудрявцева М.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Прокурор Василенко С.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителей ответчиков Департамента культуры города Севастополя Аладина Т.Н. и ГБОУДО города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7» Кудрявцевой М.И., возражения прокурора Василенко С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Нахимовского района г. Севастополя проведена проверка исполнения ГБОУДО города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа № 7» требований федерального законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В нарушение п. 3 ППР в РФ отсутствуют утвержденные руководителем программы противопожарного инструктажа. Директор школы ответственные сотрудники не прошли обучение мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования. В нарушение ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится обязательное обучение учащихся мерам пожарной безопасности. В нарушение п.п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54 ППР в РФ отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем объекта. Отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем объекта. В нарушение п. 30, п. 56 ППР в РФ на объекте отсутствуют исправные ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного. В нарушение п. 48 ППР в РФ на здании не обеспечено указание направления движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. В нарушение п. 25 ППР в РФ; ст. 134, ст. 145, табл. 27, табл. 29 Закон №123-ФЗ не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний), подтверждающие показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, обивочных, набивочных и прокладочных материалов, в связи с чем не подтверждено соответствие показателей пожарной опасности материала используемого для покрытия пола в музыкальном зале, в коридоре показателям по пожарной опасности не более чем В2, Д2, Т2, РП1. В нарушение ч. 5 ст. 6, ст. 64 Закона №123-ФЗ декларация пожарной безопасности на объекте защиты содержит неполные, недостоверные сведения, недействующие документы по пожарной безопасности, соответствующая документация отсутствует. В нарушение п. 54 ППР в РФ к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности не привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации (договоры на обслуживание не предоставлены). Также в нарушение п. 60 ППР в РФ на объекте защиты не проведена проверка огнетушителей. В нарушение п. 13 ППР в РФ; ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 136, ст. 150 Закона №123-ФЗ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на объекте защиты не проведены огнезащитная обработка деревянных элементов кровли проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши (не реже 1 раза в год с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения). В нарушение установленного порядка, предусмотренного ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ; п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», не обеспечен подъезд пожарной техники со всех сторон здания. При этом на объекте защиты, ввиду отступления от требований нормативных документов в части устройства пожарных подъездов, документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ не разработаны. В соответствии с главами 5, 7, 8 Закона №123-ФЗ не проведены категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны, а в соответствии с п.п.12, 24 ППР в РФ помещения библиотеки, в том числе на дверях, отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. На противопожарных дверях библиотеки отсутствуют приспособления для самозакрывания. В нарушение требованиям п. 35 (з) ППР в РФ в служебном помещении электрическая проводка проложена по горючему основанию (удлинитель для холодильника). В нарушение п. 27(д) ППР в РФ; ст. 4, ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 53, ст. 64 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2020) двери эвакуационного выхода из коридора наружу, возле кабинета №21, открываются не по направлению выхода из здания. Вопреки требованиям СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора ГБОУ ДО «СМШ №7» 14.10.2022 года внесено представление , по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Нахимовского района города Севастополя, исходя из того, что ГБОУ ДО «СМШ №7» допущено осуществление образовательной деятельности с нарушением требований федерального законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования, непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей, тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации дополнительного образования. С учетом того, что ответчиком ГБОУ ДО «СМШ №7» были частично устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, на ответчика ГБОУ ДО «СМШ №7» возложена обязанность устранить выявленные нарушения в неустраненной части. Срок для устранения выявленных нарушений установлен судом шесть месяцев после доведения денежных средств до ГБОУ ДО «СМШ №7». Обязанность профинансировать расходы ГБОУ ДО «СМШ №7» по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, суд возложил на Департамент культуры города Севастополя.

С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Порядок создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статьей 38 указанного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479.

В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно части 2 данной статьи, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Судебной коллегией отказано протокольно в удовлетворении ходатайства представителя ответчика Департамента культуры города Севастополя Аладиной Т.Н. о привлечении к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление охраны объектов культуры по городу Севастополю, поскольку, согласно ч. 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц. В суде первой инстанции соответствующее ходатайство о привлечении третьего лица ответчиком заявлено не было.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия исходит из того, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения. Определенный судом в порядке части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования шесть месяцев после доведения денежных средств до ГБОУ ДО «СМШ №7», судебная коллегия считает разумным, определенным с учетом предполагаемой длительности и сложности выполнения необходимых работ, получения соответствующих согласований для их выполнения, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в установленный судом срок, ответчиком не предоставлено. Сами по себе обстоятельства того, что для осуществления ГБОУ ДО «СМШ №7», являющемуся объектом культурного наследия регионального значения, мероприятий по приведению в соответствие показателей пожарной опасности материала, используемого для покрытия пола в музыкальном зале и коридоре показателям по пожарной опасности, необходимо разрешение уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия (Севнаследие), не свидетельствуют о невозможности получения соответствующих согласований, разрешений и устранения выявленных нарушений в установленный судом срок.

Судебная коллегия обращает внимание, что предоставление более длительного срока исполнения решения суда, непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона в разумный срок может причинить ущерб жизни и здоровью детей, тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации дополнительного образования.

При этом ответчик не лишен права в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ответчика Департамента культуры города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 февраля 2023 года оставить без удовлетворения.

Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 февраля 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья: Е.В.Козуб

Судьи: М.А.Донскова

И.А.Анашкина