Судья Горошникова Л.Н. УИД 16RS0044-01-2020-002571-97 Дело № 2-862/2020 Дело № 33-15846/2020 Учет № 072г АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 ноября 2020 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Муртазина А.И., судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шакировым И.М. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2020 года, которым постановлено: исковые требования удовлетворить частично. Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность включить в специальный стаж Ёгиной Т.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, период ее работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера, медсестры палатной ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан. Признать право Ёгиной Т.А. на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность назначить ей указанную пенсию с 9 января 2020 года. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан в пользу Ёгиной Т.А. судебные расходы в размере 300 рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца – Чиркова И.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ёгина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 9 января 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначением трудовой пенсии по старости по подпункту 17 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан от 22 января 2020 года № 3765/20 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. С данным отказом истец не согласен, считает, что следственный изолятор относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и в спорные периоды она постоянно, в течении полного рабочего дня была занята на работе с осужденными. На основании изложенного истец просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата> (2 года 2 месяца) в должности фельдшера, с <дата> по <дата> (6 лет 9 месяцев) в должности медсестры палатной ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан, а также период с <дата> по <дата> (26 дней) нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности фельдшера в филиале «Медицинская часть № 11» (СИЗО – 1 город Казань), обязать ответчика назначить пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с момента обращения с <дата>. В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просил включить в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с <дата> по <дата> в должности фельдшера, с <дата> по <дата> в должности медсестры палатной ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан, в остальной части иск не поддержал. Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представив письменный отзыв на иск. Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке. В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда в части включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, периода работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера, медсестры палатной ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан отменить, и принять новое решение об отказе в заявленных требованиях. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в обоснование позиции ответчика, приведенной в письменном отзыве на иск, представленном в суд первой инстанции. Указывается, что истец была занята на работах не только с осужденными, а также со следственными арестованными, повзрываемыми, обвиняемыми. Истцом не доказан факт занятости на работах непосредственно с осужденными постоянно в течении полного рабочего дня. На индивидуальном лицевом счете истца работодателем периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> отражены без коды особых условий труда. В суде апелляционной инстанции представитель истца с жалобой не согласился. Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, извещен. Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. В силу пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой же статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Подпунктом «к» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, – список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список). Указанным Списком предусмотрены, в частности, медицинские работники постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе младший и средний медицинский персонал. Порядок применения Списка разъяснен в постановлении Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 39. В силу пунктов 2 и 10 указанного постановления Минтруда правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня. Судом установлено, 9 января 2020 года Ёгина Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан от 22 января 2020 года № 3765/20 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы ввиду отсутствия требуемого стажа не менее 10 лет, выработано 7 лет 1 месяц 20 дней. Периоды работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера, с <дата> по <дата> в должности медсестры палатной ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан в специальный стаж не включены, со ссылкой на то, что не подтверждается постоянная в течение полного рабочего дня занятость истца занята на работах с осужденными, работодателем представлены индивидуальные сведения без кода особых условий труда, за период с <дата> по <дата> не уплачивались страховые взносы по дополнительным тарифам. Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском. Разрешая спор, суд пришел к выводу о необходимости включения указанного периода работы истца в специальный стаж при назначении досрочной пенсии. Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. По делу установлено, что <дата> Ёгина Т.А. принята на работу в учреждение УЭ-148/Т УИН Минюста России по Республике Татарстан на должность фельдшера медицинской части, позднее назначена на должность медицинской сестры палатной медицинской части, уволена <дата> по собственному желанию. Приказом ФСИН России от 14 февраля 2006 года № 51 учреждение УЭ-148/Т УИН Минюста России по Республике Татарстан переименовано в ФГУ ИЗ-16/5 ГУФСИН России по Республике Татарстан (в настоящее время – ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан). Как следует из Устава ФКУ «Следственный изолятор № 5 УФСИН по Республике Татарстан», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 21 января 2011 года № 18, данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительного учреждения в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Согласно должностным инструкциям в обязанности фельдшера медицинской части, палатной медицинской сестры медицинской части следственного изолятора входит работа с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми. Справка ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан, свидетельствует о том, что за период с 2006 года по 2013 год численность осужденных, содержащихся в следственном изоляторе, составляла более 80 %. Пенсионным законодательством не предусмотрено конкретное количество (процент) осужденных, с которыми должно работать лицо, претендующее на пенсию на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Представленная истцом справка № 19, выданная ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Республике Татарстан, подтверждает выплату истцу в спорный период надбавок за особые условия труда. Представитель ответчика суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о неполной занятости истца при работе в спорный период в опровержение доводов Ёгиной Т.А. не предоставил, в связи с чем довод жалобы о неполной занятости истца является необоснованным. С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Ёгиной Т.А. представлены доказательства, свидетельствующие о том, что она была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными в течение полного рабочего дня. Пенсионным законодательством не предусмотрено конкретное количество (процент) осужденных, с которыми должно работать лицо, претендующее на пенсию на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При таких обстоятельствах исковые требования истца в указанной части удовлетворены судом правомерно. С учетом включения указанного периода в специальный стаж истца, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Ёгиной Т.А. страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 9 января 2020 года. Ссылка в жалобе на то, что в спорный период за Ёгину Т.А. не уплачивались дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд России, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов не может лишать истицу права на получение досрочной страховой пенсии при наличии предусмотренных законом оснований (особых условий труда) для ее назначения. Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено. Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, представленных по делу доказательств, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка. Нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств судом не допущено. Судебная коллегия соглашается с выводами суда. С учетом изложенного судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательств, которым дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда. Суд установил имеющие значение обстоятельства на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех предусмотренных законом доказательств, оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |