ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1165/20 от 31.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Кривицкая О.Г. дело № 33а-9982/2020

(№ 2а-1165/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.

судей – Лазаревой М.А., Навроцкой Н.А.

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

с участием прокурора- Атяскиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матюнина М.А. на решение Самарского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Матюнин М.А. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (далее ТИК) об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> М.А. Матюнина».

В обоснование заявленных административных требований указал, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. <адрес> второго созыва по одномандатному избирательному округу по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу подписных листов не соответствующих утвержденному решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования — отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации - «<адрес>».

Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> М.А. Матюнина», а также возложить на ответчика обязанность по его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 21.08.2020 года в удовлетворении требований Матюнина М.А. отказано.

В апелляционной жалобе Матюнин М.А., просил решение суда отменить, удовлетворить административный иск в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывается на соответствие представленных им подписных листов Приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку наименование представительного органа муниципального образования указано им в соответствии с п.1 ч.1 ст. 20 Устава Самарского внутригородского района г.о. <адрес>. Также указывается, что указанное в подписных листах наименование представительного органа не могло ввести в заблуждение поддержавших кандидата избирателей относительно того в какой именно представительный орган местного самоуправления они поддерживают кандидата на выборах.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Матюнин М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области по доверенности Шевырин Е.К. возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 –ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон 67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

Согласно пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.

Судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. <адрес> второго созыва по одномандатному избирательному округу по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу подписных листов не соответствующих утвержденному решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования - отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации - «<адрес>».

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.

Согласно пункту 8.1 Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных данным Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Во исполнение вышеуказанных требований указанного Федерального закона ТИК <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва» утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>. Данное решение опубликовано в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно утвержденному ТИК в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «Совет депутатов <адрес>».

Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в подписных листах, представленных Матюниным М.А., в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов <адрес>», что не соответствует утвержденному решением ТИК образцу заполнения в данной части подписного листа.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, признаются недействительными.

Сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком обоснованно принято оспариваемое решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> второго созыва по одномандатному избирательному округу Матюнина М.А., поскольку все представленные Матюниным М.А в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону № 67 -ФЗ.

Поскольку оспариваемое решение является законным, суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по регистрации Матюнина М.А. в качестве кандидата в депутаты совета депутатов <адрес>

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД и Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.

Доводы Матюнина М.А. о том, что соблюдение образца заполнения подписного листа в данном случае является необязательным, поскольку наименование представительного органа муниципального образования, утвержденного ТИК в образце подписного листа, не соответствует Уставу <адрес>, тогда как в представленных им подписных листах – соответствуют, основаны на неверном толковании норм Федерального закона.

В данном случае, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67 ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона.

При этом судом первой инстанции не установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного ТИК, не соответствует Уставу Самарского внутригородского района городского округа <адрес>.

Вопреки доводам апелляционной жалобы указание в подписных листах полного наименования представительного органа муниципального образования (с указанием субъекта Российской Федерации, в котором проводятся выборы соответствующего представительного органа муниципального образования), направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67 -ФЗ.

Данное истолкование вышеприведенных норм права соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 N 658-О.

Кроме того, решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов <адрес> второго созыва» не оспорено, незаконным не признано.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Матюниным М.А. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах.

Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Самарского районного суда г. Самары от 21.08.2020 является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Самарского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матюнина М.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2020 года.

Председательствующий

Судьи