УИД: 11RS0009-01-2022-000134-11 Дело № 33а-4086/2022
(номер дела в суде первой инстанции № 2а-144/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Пристром И.Г., Баранова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 27 июня 2022 года апелляционную жалобу административного ответчика администрации городского поселения «Емва» на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Емва» и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия по административным делам
установила:
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения «Емва» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование требований указал, что в ходе проверки были выявлены недоставки в содержании улично-дорожной сети на территории городского поселения «Емва».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СПК «Княжпогостский», ООО «Тепличный комплекс «Княжпогостский», командир ОДПС ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району Зятюк В.Н.
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 апреля 2022 административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации городского поселения «Емва» в части непринятия мер по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения «Емва» в части несоблюдения требований пунктов 5.2.1, 5.2.4 РОСТ Р 50597-2017, пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 4.1 ГОСТ 33150. На администрацию городского поселения «Емва» возложена обязанность в срок до 01 октября 2022 организовать и провести мероприятия по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского поселения «Емва»: в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» на участке протяженностью 370 метров автомобильной дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК « Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми, на участке улицы Сенюкова от железнодорожного переезда до дома № 2 г. Емвы, на участке улицы Сенюкова дом № 52 г. Емвы, на участке ул. Сенюкова от дома № 69 до дома № 99 г. Емвы, путем устранения дефектов, образовавшихся на проезжей части в виде выбоин, предельные размеры которых составляют более 15 см и глубиной более 5 см; обеспечить в соответствии с требованием пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» на проезжей части въезда, выезда кругового движения железнодорожного вокзала по ул. Гущина д. 1 г. Емвы протяженность 4-5 метра продольную ровность соответствующую требованиям настоящего стандарта; оборудовать тротуар, предусмотренный проектом организации дорожного движения в соответствии с требованиями пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» от пересечения от ул. Гущина-Дзержинского до кругового движения железнодорожного вокзала г. Емвы со стороны здания ОМВД России по Княжпогостскому району (г. Емва, ул. Гущина, д.5).
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, администрацией городского поселения «Емва» ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Участвующий в суде апелляционной инстанции прокурор возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 05 октября 2021 государственным инспектором ОГИБДД по Княжпогостскому району проведено обследование эксплуатационного состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения на территории городского поселения «Емва», в ходе которого были выявлены следующие недостатки дороги:
- на участке протяженность 370 метров автомобильной дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми, на участке улицы Сенюкова от железнодорожного переезда до дома № 2 г. Емвы, на участке улицы Сенюкова дом № 52 г. Емвы, на участке ул. Сенюкова от дома № 69 до дома № 99 г. Емвы, не обеспечено проведение мероприятий по устранению недостатков в содержании улично-дорожной сети, а именно дефектов, образовавшихся на проезжей части в виде выбоин, предельные размеры которых составляют более 15 см и глубиной более 5 см;
- на проезжей части въезда, выезда кругового движения железнодорожного вокзала по ул. Гущина дом № 1 г. Емвы протяженностью 4-5 метра продольная ровность не соответствует пункту 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017;
- от пересечения от ул. Гущина-Дзержинского до кругового движения железнодорожного вокзала г. Емвы со стороны здания ОМВД России по Княжпогостскому району отсутствует тротуар, предусмотренный проектом организации дорожного движения.
Перечисленные дефекты отражены в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) № 118, и подтверждаются представленным фотоматериалом.
За вышеуказанное ненадлежащее состояние дороги администрация городского поселения «Емва» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 07.12.2021.
Установив приведенные фактические обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что спорный участок является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, расположенный в границах городского поселения «Емва», эксплуатационное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения не отвечает предъявляемым требованиям действующих ГОСТов и Стандартов, и лицом, ответственным за содержание данной дороги, безопасность дорожного движения, является орган местного самоуправления – администрация городского поселения «Емва», который допустил незаконное бездействие при ее содержании и эксплуатации, в связи с чем, именно на него должна быть возложена обязанность по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованного принятого решения суда, соглашается с выводами суда, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Статей 6 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 3 этого Федерального закона автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
При этом статья 17 этого закона устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования городского поселения «Емва» к вопросам местного значения, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Названный ГОСТ Р 50597-2017 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).
Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно подпунктами 5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.; покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В частности, размеры отдельного повреждения (выбоины) не должны превышать длину 15 см и более, глубину 5 см и более.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (пункт 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).
В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III, IV и V категорий твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3)
Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 33150. «ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования» пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.
Поскольку спорные участки дороги являются автомобильными дорогами общего пользования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что административным ответчиком, как лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, в пределах его полномочий по осуществлению дорожной деятельности, допущено незаконное бездействие, выразившееся в не устранении выявленных недостатков дорог местного значения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования прокурора, возложив на администрацию городского поселения обязанность организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги общего пользования местного значения на территории городского поселения «Емва» в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный иск прокурора не подлежал удовлетворению в части автомобильной дороги протяженностью 370 метров от пересечения ул. Пионерской г. Емвы (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми, в связи с тем, что указанный участок является внутрихозяйственной дорогой СПК «Княжпогостский», предназначенной для осуществления его хозяйственной деятельности, подлежит отклонению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в 2017 году администрацией городского поселения «Емва» утвержден проект организации дорожного движения по автомобильной дороге г. Емва, Совхозная ул., Октябрьская ул., подъезд к м. Совхоз в г. Емва (км 0+000 – км 2-606).
Сведения в Едином государственном реестре автомобильных дорог о собственнике автомобильной дороги протяженностью 370 метров от пересечения ул. Пионерской г. Емвы (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми отсутствуют.
Спорный участок дороги неразрывно связан с автомобильной дороги общего пользования «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», в силу чего является автомобильной дорогой общего пользования местного значения «Подъезд к м. Совхоз в г. Емве» протяженностью 830 м. Так, в рамках проверки проводимой ГИБДД, в ответе администрация сообщила, что дорога, ведущая от гаража СПК «Княжпогостский» до автомобильной дороги ««Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогосткого района Республики Коми является автомобильной дорогой общего пользования местного значения «Подъезд к м. Совхоз в г. Емва» протяженностью 830 м. В суде первой инстанции, в том числе из пояснений представителя административного ответчика, установлено, что участок указанной дороги (за исключением участка протяженностью 370 м) отремонтирован силами администрации ГП «Емва» в предыдущем году. Из объяснений сотрудника ГИБДД Зятюк В.Н., проводившего осмотр дороги, и допрошенного в суде первой инстанции следует, что в случае проведения мероприятий, связанных с перекрытием проезжей части на центральной улице, весь поток движения транспортных средств перенаправляется через спорный участок дороги, который находится в ненадлежащем состоянии и высока вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что право собственности на указанный участок автомобильной дороги не зарегистрировано в Росреестре, данный участок автомобильной дороги примыкает к автомобильной дороге общего пользования и находится в границах городского поселения, используется неопределённым кругом лиц, и предназначен для организации объезда транспорта в случае ограничения движения по другому маршруту, ведущему к дороге «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», за ненадлежащее его содержание администрация городского поселения «Емва» привлечена к административной ответственности, то в силу вышеприведенных требований законодательства оснований для исключения этого участка автомобильной дороги из числа автомобильных дорог общего пользования, в отношении которых осуществляет свою деятельность администрация городского поселения «Емва», не имеется.
При таких обстоятельствах, сама по себе ссылка административного ответчика о том, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения «Емва» спорный участок расположен на земельных участках, находящихся в зоне сельскохозяйственных угодий, не является основанием для отмены решения суда.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения «Емва» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 июня 2022 года.
Председательствующий -
Судьи –