ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-170/20 от 25.02.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Юдина Л.Н. Дело № 2а-170/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2021 года № 33а-882/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Ширяевской Е.С., Мещеряковой Н.В.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Харовского муниципального района Вологодской области на решение Харовского районного суда Вологодской области от 04 декабря 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Харовского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Харовского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоздании материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования на территории района и понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., объяснения представителя административного истца прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., представителя административного ответчика администрации Харовского муниципального района Вологодской области по доверенности Грибова Ю.А., представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Вологодской области по доверенности Корешкова О.А., судебная коллегия

установила:

прокуратурой Харовского района в феврале 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Харовского муниципального района законодательства, регламентирующего вопросы безопасности при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Прокурор Харовского района действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Харовского муниципального района, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать бездействие администрации Харовского муниципального района, выразившееся в несоздании материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района и в несоздании аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования, незаконным; возложить обязанность на администрацию Харовского муниципального района в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить в номенклатуру районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, средства индивидуальной защиты; в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда законную силу создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Харовского района в соответствии с номенклатурой и в объеме, установленном администрацией Харовского муниципального района; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать аварийно-спасательную службу или аварийно-спасательное формирование.

В обоснование заявленных требований указано, что отсутствие резервов материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории района, а также отсутствие аварийно-спасательной службы (формирования) не позволит выполнить аварийно - спасательные и другие неотложные работы по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Кроме того, данные нарушения создают предпосылки для нарушения законных прав и интересов граждан, которые в будущем могут попасть в зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.

Протокольными определениями суда от 24 июля, 07 августа, 03 сентября, 20 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области, Управление МЧС России по Вологодской области, БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», ООО «Лидер», ИП Морозова В.В., АО ЛПК «Кипелово», ИП Реев С.Ф., ИП Ибрагимов Н.Г., МБУ Защиты в чрезвычайных ситуациях Вожегодского городского поселения «Аварийно-спасательная служба», Управление образования администрации Харовского муниципального района.

Решением Харовского районного суда Вологодской области от 04 декабря 2020 года исковые требования прокурора Харовского района удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие администрации Харовского муниципального района, выразившееся в несоздании материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района и аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования.

На администрацию Харовского муниципального района возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить в номенклатуру районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера медицинское имущество, медикаменты, средства индивидуальной защиты.

На администрацию Харовского муниципального района возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда законную силу создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Харовского района в соответствии с номенклатурой и в объеме, установленном администрацией Харовского муниципального района.

На администрацию Харовского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать аварийно-спасательную службу или аварийно-спасательное формирование.

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Харовского района отказано.

В апелляционной жалобе администрация Харовского муниципального района, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных административных исковых требований и принятии нового решения в данной части. Указывает, что судом необоснованно не принят во внимание довод администрации о том, что утверждение резерва материальных ресурсов в номенклатуре и объеме, максимально дублирующем рекомендованную Методическими рекомендациями МЧС от 21 декабря 2017 года Примерную номенклатуру резервов материальных ресурсов, не имеет необходимости, поскольку прогнозируемые риски чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) на территории района позволяет иметь минимальный резерв материальных ресурсов. Кроме того, нормы права не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной службы и (или) формирования. Целесообразно создание материального резерва в части продовольствия на базе пищеблоков учебных заведений города Харовска, поскольку на пищеблоках имеется постоянный неснижаемый обновляемый запас продовольственных товаров в достаточных объемах, процедура возмещения учебным заведениям понесенных затрат возможна путем использования бюджетных ассигнований резервного фонда Харовского района или города Харовска.

Заместителем прокурора Харовского района Воробьевым И.В. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Вологодской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель административного ответчика администрации Харовского муниципального района по доверенности Грибов Ю.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение отменить.

Прокурор прокуратуры Вологодской области Рогозин А.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Вологодской области по доверенности Корешков О.А.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для вмешательства в судебное постановление.

В соответствии с положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Федерального закона, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В статье 4 указанного Закона установлено, что одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из положений статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

До 01 января 2021 года порядок создания органами местного самоуправления резервов материальных ресурсов был урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340, согласно положениям пунктов 2, 3, 4 и 5 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органом местного самоуправления. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещается на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Постановление утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25 июля 2020 года № 1119 «Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 указанных Правил резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы материальных ресурсов создаются федеральными органами исполнительной власти.

Резервы материальных ресурсов создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом.

Пунктом 5 постановления Правительства Вологодской области от 15 ноября 2010 года № 1295 «О Вологодском областном резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органам местного самоуправления области, руководителям организаций области рекомендовано привести номенклатуру и объем местных и объектовых резервов в соответствие с Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 20 августа 2020 года.

В соответствии с разделом 1 Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Разделом 2 указанных Методических рекомендаций установлено, что номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом: прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС; предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС; максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС; продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам, установленным в ЧС; природных, экономических и иных особенностей региона или объекта; величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.

Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Как установлено материалами дела, постановлением администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2019 года № 459 «О районном резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями, внесенными постановлениями от 12 марта 2020 года № 242, от 20 июня 2020 года №459), утверждена номенклатура и объем районного резерва материальных ресурсов.

Согласно приложению № 2 к постановлению администрации Харовского муниципального района от 12 марта 2020 года № 242, в резерв материальных ресурсов включается продовольствие, детское питание, сухие пайки, вещевое имущество, строительные материалы, горюче-смазочные материалы.

При этом проверкой прокуратуры Харовского района установлено, что резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Харовского муниципального района не сформирован, в натуральном виде не создан, в связи с чем 17 февраля 2020 года в адрес руководителя администрации Харовского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений закона.

Факт несоблюдения законодательства при формировании резерва материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций подтверждается результатами прокурорской проверки, другими исследованными доказательствами и административным ответчиком по существу не оспаривается.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что администрация района обязанность по созданию материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района исполнила путем заключения с поставщиками договоров создания материальных запасов, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно им были отклонены.

Как правильно указано судом, заключение администрацией Харовского муниципального района с поставщиками материальных ресурсов вышеуказанных договоров не свидетельствует о приобретении администрацией в собственность материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, т.к. фактически материальные запасы администрацией не приобретены, не являются собственностью администрации, их место хранения не определено. Заключение подобных договоров поставки взамен созданию резерва материальных ресурсов в натуральном виде не соответствует требованиям действующего в настоящее время законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что материальный резерв в части продовольствия создан на базе учебных заведений города Харовска, также обоснованно были отклонены судом первой инстанции, поскольку соглашения между администрацией района и учреждениями образования Харовского муниципального района по предоставлению продуктов питания в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не заключено, порядок предоставления продовольственных товаров отсутствует.

Кроме того, номенклатура районного резерва материальных ресурсов в нарушение пункта 5 постановления Правительства Вологодской области от 15 ноября 2010 года № 1295 «О Вологодском областном резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждена без учета Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, (утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 20 августа 2020 года), поскольку в номенклатуру не включены медицинское имущество, медикаменты, средства индивидуальной защиты.

Судебная коллегия учитывает, что, утвердив номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Харовского муниципального района, орган местного самоуправления не может действовать произвольно, без учета существующего нормативно-правового регулирования данных отношений, поскольку информация о накопленных запасах подлежит учету в органе местного самоуправления, резервы материальных ресурсов должны размещаться на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций, а также должен быть обеспечен постоянный соответствующий контроль.

При этом, согласно разделу 2 Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, (утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 20 августа 2020 года), учитывая, что по интенсивности протекания ряд ЧС классифицируется как ЧС с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны ЧС.

В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.

В этой связи доводы жалобы о том, что со стороны администрации Харовского муниципального района бездействия в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района не допущено, является несостоятельными.

Таким образом, по делу достоверно установлено, что администрацией Харовского муниципального района не исполнена надлежащим образом обязанность по созданию местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления бездействии.

Учитывая, что действующими Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, (утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 20 августа 2020 года) не предусмотрено включение в номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера транспортных средств и средств связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований о возложении обязанностей на администрацию Харовского муниципального района включить в номенклатуру районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера транспортные средства, средства связи.

Разрешая требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Харовского муниципального района, выразившегося в непринятии мер к созданию и содержанию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Харовского муниципального района и возложении обязанности на административного ответчика создать аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.

При этом судом учтено, что необходимость создания и организация аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирования на территории Харовского муниципального района вызвана количеством происшедших происшествий в районе, наличием опасных объектов: водные объекты (реки, озера), автомобильная дорога общего пользования регионального значения, железная дорога.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 2 статьи 8, статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения, к которым в частности относятся аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, которые привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Согласно Уставу Харовского муниципального района Вологодской области, принятого Комитетом районного самоуправления 08 января 2000 года, Харовский муниципальный район является муниципальным образованием, в состав которого входят территории следующих населенных пунктов: городское поселение - город Харовск, сельские поселения – Ильинское, Кубенское, Семигороднее, Харовское, Шапшинское.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Согласно части 4 статьи 14 указанного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения к вопросам местного значения сельских поселений не отнесено.

Учитывая изложенные положения действующего законодательства, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что создание аварийно-спасательных службы, аварийно-спасательных формирований на территории сельских поселений отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Материалами дела установлено, что при проведении прокуратурой Харовского района в феврале 2020 года проверки исполнения администрацией Харовского муниципального района законодательства, регламентирующего вопросы безопасности при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено, что аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, необходимость создания которых предусмотрена Федеральным законом от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», на территории Харовского муниципального района не созданы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией муниципального района обеспечивается защита населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций путем исполнения МБУ Защиты в чрезвычайных ситуациях Вожегодского городского поселения «Аварийно-спасательная служба» муниципального контракта от 01 марта 2020 года на оказание услуг аварийно-спасательной службы, заключенного с администрацией Харовского муниципального района, в связи с чем необходимость в создании аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования не имеется, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Как правильно указано судом, наличие заключенного муниципального контакта с МБУ Защиты в чрезвычайных ситуациях Вожегодского городского поселения «Аварийно-спасательная служба», само по себе не свидетельствует о выполнении административным ответчиком требований законодательства, является недостаточным для всей территории Харовского муниципального района и не позволит должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на всей территории Харовского муниципального района, который образуют территории вышеуказанных сельских поселений, городского поселения, а также учитывая при этом отдаленность местонахождения МБУ Защиты в чрезвычайных ситуациях Вожегодского городского поселения «Аварийно-спасательная служба».

Проанализировав информацию, представленную администрацией Харовского муниципального района о количестве происшествий, зарегистрированных Единой дежурной диспетчерской службой на территории Харвского района, оснований для иной оценки названных обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Харовского районного суда Вологодской области от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Харовского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи: