ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1962/2023 от 19.12.2023 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-1962/2023 (№ 33а-4473/2023) судья Королева А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2023 г. город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Орловой И.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дацковского А.В. на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 28 сентября 2023 г. по делу по административному иску Тульской таможни к Дацковскому А.В. о взыскании пени.

Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

установила:

Тульская таможня обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что 22 июля 2021 г. Дацковским А.В. подана пассажирская таможенная декларация № "..." в отношении транспортного средства – "...", "..." год выпуска, которое выпущено в свободное обращение 22 июля 2021 г.

В отношении указанного транспортного средства таможенные пошлины были уплачены в виде единой ставки ввозных таможенных пошлин, налогов в размере 1,5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя, как за автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.

После выпуска транспортного средства "..." в свободное обращение таможенным органом проведена проверка документов и сведений, указанных в таможенной декларации № "...", в ходе проведения которой было установлено, что указанное транспортное средство должно квалифицироваться по товарной субпозиции 870 38000002 ТН ВЭД ЕАЭС, как транспортное средство приводимое в движение только электрическим двигателем, категории М1 или М1G. Неверно указанная субпозиция транспортного средства повлияла на применение ставки таможенных платежей и таможенных пошлин.

Поскольку Дацковским А.В. при декларировании были указаны недостоверные сведения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, таможенным органом были пересчитаны платежи, подлежащие уплате и начислены пени.

19 декабря 2022 г. Дацковскому А.В. направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидепинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № "..." на общую сумму "..." руб., где "..." руб. –разница между подлежащими уплате и уплаченными платежами, а "..." руб. – пени за просрочку. Срок добровольной уплаты - до 18 января 2023 г.

28 декабря 2022 г. от Дацковского А.В. поступило заявление об использовании авансового платежа в связи с получением уведомления, в связи с чем денежные средства в размере "..." руб. списаны с единого лицевого счета. Остаток неуплаченной суммы пени составил "..." руб.

В связи с неуплатой в установленный срок пени таможенный орган обратился к мировому судье судебного участка № 32 Новомосковского судебного района Тульской области с заявлением о взыскании с Дацковского А.В. пени в размере "..." руб., которое было удовлетворено 20 марта 2023 г.

В связи с поданными Дацковским А.В. возражениями, судебный приказ отменен 10 июня 2023 г.

До настоящего времени задолженность по пени административным ответчиком не погашена.

На основании изложенного просил взыскать с Дацковского А.В. в пользу Тульской таможни с дальнейшим перечислением в федеральный бюджет неуплаченные пени в размере "..." руб.

Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 28 сентября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик Дацковский А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства административного ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Акулова М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Так, согласно п. 1 ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В соответствии со ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; таможенные сборы. В отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 июля 2021 г. Дацковским А.В. была подана пассажирская таможенная декларация № "..." на Тульский таможенный пост Тульской таможни в отношении транспортного средства – "...", "..." года выпуска, стоимостью "..." с указанием объема двигателя "..."

При подаче пассажирской таможенной декларации Дацковским А.В. представлен инвойс (ПТС), транзитная декларация, заключение по определению идентификационных данных автомобиля от 19 июля 2021 года.

От Дацковского А.В. получены письменные объяснения, что автомобиль "...", "..." года выпуска, куплен им в США для личных целей.

Согласно заключению по определению идентификационных данных автомобиля от 19 июля 2021 года, на автомобиле "...", "..." года выпуска установлен бензиновый двигатель объемом "...", мощностью "...".

В таможенной декларации № "..." административным ответчиком субпозиция ввозимого транспортного средства была указана – 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенные пошлины уплачены в виде единой ставки ввозных таможенных пошлин, налогов в размере 1,5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя, как за автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, в размере "..." рублей. Также уплачен таможенный сбор за таможенные операции в отношении транспортного средства, выпущенного в свободное обращение, в размере "..." рублей.

22 июля 2021 г. вышеуказанное транспортное средство выпущено в свободное обращение.

По результатам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства таможенным органом установлено, что Дацковский А.В. при декларировании заявил недостоверные сведения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, так как вышеуказанное транспортное средство должно быть классифицировано по товарной субпозиции 870 38000002 ТН ВЭД ЕАЭС, как транспортное средство приводимое в движение только электрическим двигателем, категории М1 или М1G.

Неверно указанная субпозиция транспортного средства повлияла на применение ставки таможенных платежей и таможенных пошлин. Сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет "..." рублей (акциз – "..." рублей, НДС – "..." рублей); разница между таможенными платежами, подлежащими уплате в виде совокупного таможенного платежа, и фактически уплаченными по единой ставке в отношении транспортного средства, выпущенного в свободное обращение по ПТД № "...", составляет "..." рублей.

Главным государственным таможенным инспектором отдела таможенных процедур и таможенного контроля ФИО составлен акт № "..." от 6 июля 2022 г. (с учетом изменений, внесенных 19.12.2022), направленный в адрес административного ответчика, согласно которому выявлены нарушения международных договоров, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле в части правильности применения ставок таможенных платежей, исчисления и уплаты таможенных платежей и таможенных сборов в отношении транспортного средства "...", задекларированного по таможенной декларации № "...". Сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет "..." рублей. С учетом уплаченных платежей в размере "..." руб., дополнительно подлежат начислению и уплате таможенные платежи в размере "..." руб.

Поскольку Дацковским А.В. при декларировании были заявлены недостоверные сведения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, таможенным органом были пересчитаны платежи, подлежащие уплате и начислены пени.

19 декабря 2022 г. Дацковскому А.В. направлены уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидепинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № "..." и таможенный приходный ордер на общую сумму "..." руб., где, "..." руб. – совокупный таможенный платеж, а "..." руб. – пени за просрочку. Срок добровольной уплаты - 18 января 2023 г.

28 декабря 2022 г. от Дацковского А.В. поступило заявление об использовании авансового платежа в связи с получением уведомления, в связи с чем денежные средства в размере "..." рублей были списаны с единого лицевого счета. Остаток неуплаченной суммы пени составил "..." рублей.

В связи с неуплатой в установленный срок пени таможенный орган обратился к мировому судье судебного участка № 32 Новомосковского судебного района Тульской области с заявлением о взыскании с Дацковского А.В. пени в размере "..." руб., которое было удовлетворено 20 марта 2023 г.

В связи с поданными Дацковским А.В. возражениями, судебный приказ отменен 10 июня 2023 г.

С административным иском в суд Тульская таможня обратилась 24 июля 2023 г.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен Федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, что предусмотрено частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации. Декларант несет ответственность за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

Согласно ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 Кодекса, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3, 6 статьи 324 Кодекса может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

В силу пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 Кодекса.

Результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 326 ТК ЕАЭС).

По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 326 ТК ЕАЭС).

Приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 утвержден Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка проверка документов и сведений является формой таможенного контроля и проводится в целях установления подлинности документов, представленных при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, согласно образцу, приведенному в приложении № 1 к Порядку (пункт 24 Порядка).

На основании п. 8 Порядка проверка осуществляется должностными лицами структурных подразделений таможенного органа, наделенных в соответствии с положениями о подразделениях, должностными инструкциями и должностными регламентами полномочиями по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Полномочиями по проведению таможенного контроля после выпуска товаров наделены службы таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен в соответствии с типовыми положениями, утвержденными приказом ФТС России от 08.11.2019 № 1713.

Служба таможенного контроля после выпуска товаров является структурным подразделением регионального таможенного управления.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами РТУ, а также указанными типовым положением.

Задачами службы, в том числе является организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля, проводимого в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, для обеспечения соблюдения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров и обеспечение принятия мер, направленных на дополнительное исчисление и уплату (взыскание) таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в случае выявления нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании по результатам таможенной проверки, а также иных мер, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Исходя из приведенных положений, акт проверки таможенных и иных документов и сведений № 11 от 6 июля 2022 г. составлен уполномоченным лицом, в соответствии с действующим таможенным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС к сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, в том числе относится классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В пункте 1 статьи 19 ТК ЕАЭС указано, что ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

На основании п. 25 ст. 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля. Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.

В соответствии со ст. 270 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 266, 268 и 269 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации. В отношении товаров для личного пользования, декларируемых с целью свободного обращения, за исключением товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

На основании п. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.

Согласно положениям статьи 72 от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме.

Обязанность по уплате пеней исполняется независимо от применения иных мер ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.

Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, процентов и пеней, не уплаченных в срок.

Уведомление (уточнение к уведомлению), предусмотренное статьей 73 Федерального закона № 289-ФЗ, является ненормативным правовым актом, принимаемым в начале процедуры принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, выявленной таможенным органом по результатам мероприятий таможенного контроля.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ содержащегося в п. 30 постановления от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона о таможенном регулировании, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона о таможенном регулировании).

Согласно части 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Поскольку в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке распространяется шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая сроки исполнения уведомления № "..." от 19 декабря 2022 г. о неуплате таможенных платежей, специальных, антидопинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - 18 января 2023 г., даты обращения таможенного органа с заявлением о вынесении судебного приказа – 20 марта 2023 г., в районный суд 24 июля 2023 г. с административным иском после отмены 10 июня 2023 г. судебного приказа, то таможенным органом установленный законом срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ, на принудительное взыскание недоимки соблюден.

Расчет задолженности, представленный административным истцом, судом проверен и сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Административным ответчиком не выражается несогласие с выводами суда о том, что размер исчисленной недоимки и пени рассчитан таможенным органом верно, в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы по существу спора и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Этот вывод мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Довод Дацковского А.В. о необоснованном начислении пени со ссылкой на пп. 11 п. 19 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ, не состоятелен.

Согласно пп. 11 п. 19 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ пени не подлежат начислению при направлении уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, дополнительно начисленных по результатам принятия после выпуска товаров решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, обусловленных указанием в такой декларации на товары неверного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и преступления, предусмотренного статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законодатель связывает основания начисления пени с наличием в действиях плательщика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ, а не факта непривлечения лица к административной ответственности.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В соответствии с п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование (подпункт 2); документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования или части такого транспортного средства для личного пользования, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 260 настоящего Кодекса (подпункт 7).

В случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, такие сведения могут быть подтверждены иными документами (п. 2 ст. 261 ТК ЕАЭС).

Дацковским А.В. к ПТД в подтверждение заявленных сведений было представлено Заключение по определению идентификационных данных автомобиля "...", выданное "..." от 19.07.2021, в котором указано, что на данном транспортном средстве установлен бензиновый двигатель объемом "...", мощностью "...".

Между тем, из материалов дела следует, что транспортное средство является гибридным с режимом работы – только электродвигатель с максимальной мощностью "...".

Принимая во внимание, что акт № "..." от 06.07.2022 не оспорен, вышеизложенное свидетельствует о том, что административный истец в заявлении при таможенном декларировании транспортного средства указал неполные (недостоверные) сведения об объеме двигателя, послуживших основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов. В материалы дела не представлено доказательств отсутствия у Дацковского А.В. возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, принятия всех зависящих от административного истца мер по их соблюдению.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на подлежащие проверке в рамках рассмотрения настоящего административного дела обстоятельства и не опровергают выводы суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что установленные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Новомосковского районного суда Тульской области от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дацковского А.В. - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."

"..."