ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2166/19 от 11.03.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Рахматуллина З.М. № дела суда 1 инст.2а-2166/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-4319/2020

город Уфа 11 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Куловой Г.Р.,

Субхангулова А.Н.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ и МУП «Нефтекамскводоканал» на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года, которым постановлено:

административные исковые требования Баянова Айдара Рамилевича, Габдуллина Рамиля Азатовича, Гайнцевой Натальи Геннадьевны, Гельфанова Артема Рафисовича, Гильмановой Гузалии Аскатовны, Жуковой Валентины Михайловны, Кравчука Олега Миколовича, Косовой Ирины Борисовны, Мирзина Булата Шамилевича, Мамыкина Максима Николаевича, Махмутьяновой Ирины Витальевны, Муллаяновой Гузель Расимовны, Плотникова Сергея Сергеевича, Пущай Олеси Владимировны, Сабрикова Ильдара Мансуровича, Савельева Дмитрия Давидовича, Салаховой Ляйсан Савиряновны, Сафиной Риммы Касировны, Сулеймановой Лиины Шамилевны, Шарафутдинова Ильмира Сабитовича, Фазлтдинова Фанзира Раисовича, Фаттаховой Оксаны Павловны, Фаттахова Линара Рафисовича, Харчиковой Елены Николаевны, Хохрякова Николая Александровича, Шафиковой Веры Глебовны к Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ, МУП «Нефтекамскводоканал» о признании бездействия Администрации городского округа город Нефтекамск, МУП «Нефтекамскводоканал» незаконным и возложении обязанности на Администрацию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, МУП «Нефтекамскводоканал» разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект зон санитарной охраны для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского округа г.Нефтекамск, МУП «Нефтекамскводоканал» незаконным.

Обязать Администрацию городского округа г.Нефтекамск, МУП «Нефтекамскводоканал» разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект зон санитарной охраны для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шафикова В.Г., Салахов И.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа г.Нефтекамск о признании бездействия администрации городского округа город Нефтекамск незаконным и возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект зон санитарной охраны для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан. В обоснование заявления указывают, что 15 февраля 2013 года было принято решение Совета № 3-10/01 «Об утверждении объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 года. Заказчик программы - Администрация городского округ г.Нефтекамск. Конечный результат программы - бесперебойное обеспечение населения городского округа качественной питьевой водой. В программе указаны два источника питьевой воды: поверхностный водозабор «Кама» и подземный Камский (Патраковский) инфильтрационный водозабор, состоящий из 55 скважин. В разделе 1.2.3 говорится о невозможности организации зон санитарной охраны, так как II и III пояса зон санитарной охраны водозабора находятся на территории трех субъектов Федерации. 26 сентября 2019 года на очередной сессии Нефтекамского городского Совета стало известно, что границы зон санитарной охраны поверхностного водозабора «Кама» и подземного источника Камский (Патраковский) инфильтрационный до сих пор не определены. На сессии была далее информация, о том, что границы третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевой воды находятся за городом Сарапул Удмуртской Республики. Учитывая вышеизложенное, истцам, как потребителям питьевой воды, стало известно о нарушении наших конституционных прав: на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ) и на благополучную окружающую среду (с.42 Конституции РФ). В соответствии с СанПин «Зоны санитарных источников водоснабжения» в каждом поясе должны проводиться мероприятия, предупреждающие питьевую воду от химического и бактериологического заражения. Во 2-3 поясах ЗСО не должно быть кладбищ, скотомогильников, захоронений опасных отходов и т.д. В реку Кама сливаются стоки предприятий г.Камбарка (что указано в Программе). При организации поясов зоны санитарной охраны будет организован санитарно-эпидемиологический надзор, который будет защищать конституционные права граждан. Решением от 22 июля 2016 года по делу № А28-2279/2016 Первомайский районный суд г.Кирова обязал орган местного самоуправления разработать проект зон санитарной охраны источников питьевой воды, в связи с нарушениями конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду. Суды Республики Татарстан также обязали органы местного самоуправления разработать проекты ЗСО на 55 источников питьевой воды. Истцы считают, что их права могут быть нарушены и тем, что в настоящее время в городе Камбарке планируется строительство полигона по захоронению особо опасных отходов, финансовые средства на которые выделены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 540. Границы 2-3 поясов зоны санитарной охраны не должны находиться в районе строительства полигона опасных отходов, это запрещается природоохранным законодательством, поэтому границы зон санитарной охраны обоих нефтекамских источников питьевой воды срочно должны быть определены на местности и внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Это гарантирует соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст.4) и благоприятную окружающую среду (ст. 42). Истцы полагают, что бездействие ответчика заключается в неопределении границ зоны санитарной охраны источников питьевой воды горожан, что является грубейшим нарушением норм российского законодательства, а также является причиной отсутствия надзора уполномоченных органов в этих зонах.

Просят обязать Администрацию городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект зон санитарной охраны для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан.

В дальнейшем административный истец Салахов И.С. от исковых требований отказался, определением суда от 19.11.2019 отказ Салахова И.С. принят судом, производство по делу в части административных исковых требований Салахова И.С. прекращено.

Административные истцы Баянов А.Р., Габдуллин Р.А., Гайнцева Н.Г., Гельфанов А.Р., Гильманова Г.А., Жукова В.М., Кравчук О.М., Косова И.Б., Мирзин Б.Ш., Мамыкин М.Н., Махмутьянова И.В., Муллаянова Г.Р., Плотников С.С., Пущай О.В., Сабриков И.М., Савельев Д.Д., Салахова Л.С., Сафина Р.К., Сулейманова Л.Ш., Шарафутдинов И.С., Фазлтдинов Ф.Р., Фаттахова О.П., Фаттахов Л.Р., Харчикова Е.Н., Хохряков Н.А. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ, о признании бездействия администрации городского округа город Нефтекамск незаконным и возложении обязанности на администрацию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект зон санитарной охраны для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан. Указав в обоснование доводы, аналогичные доводам административного иска Шафиковой В.Г., Салахова И.С.

Определением суда от 13 ноября 2019 года производства по двум административным искам объединены в одно производство.

Определением суда от 25 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Управление Роспотребнадзора по РБ и Управление Росприроднадзора по РБ.

Определением суда от 10 декабря 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУП «Нефтекамскводоканал».

Судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ и МУП «Нефтекамскводоканал», ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав представителя МУП «Нефтекамскводоканал» Богомазову Г.А., поддержавшую доводы жалобы, Жукову В.М., Пущай О.В., Савельева Д.Д., Шафикову В.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Десяткина В.Г. и Сафину Л.З., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации,, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Пункт 4 часть 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшением качества жизни населения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства

Указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучие окружающей среды (ст. 4).

Часть 2 статьи 2 названного закона обязывает органы местного самоуправления обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия население за счет собственных средств, а статья 18 регламентирует необходимость разработки проекта зон санитарной охраны.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43).

В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 (далее - Санитарные правила, САНПИН 2.1.4.1110-02).

Санитарными правилами предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так ж из подземных источников (пункт 1.4).

Согласно абзацу первому пункта 1.5 Санитарных правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта.

Отсутствие утверждённого проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопроводов от выполнения требований, предъявляемых СанПиН (пункт 1.17).

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Принципиальное решение о возможности организации зоны санитарной охраны принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 февраля 2013 года было принято решение Совета №3-10/01 «Об утверждении Инвестиционной программы «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы. Заказчик (программы - Администрация городского округа г.Нефтекамск. Разработчик – МУП «Нефтекамскводоканал». Конечный результат программы - бесперебойное обеспечение населения городского округа качественной питьевой водой. В программе указаны два источника питьевой воды: поверхностный водозабор «Кама» и подземный Камский (Патраковский) инфильтрационный водозабор, состоящий из 55 скважин.

В разделе 1.2.3 Инвестиционной программы говорится о невозможности организации зон санитарной охраны, так как II и III пояса зон санитарной охраны водозабора находятся на территории трех субъектов Федерации.

15 октября 2019 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обратилось к Генеральному директору ФГУП «РосРАО» в Лузину В.И. «О необходимости учета на предпроектной стадии подготовки документации Производственно-технического комплекса в г.Камбарка места расположения этого завода в границах поясов зон санитарной охраны (ЗСО) питьевых источников городов Нефтекамска, Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан».

Таким образом, истцам, как потребителям питьевой воды, стало известно о нарушении их конституционных прав на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ) и на благополучную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). В соответствии с СанПиН «Зоны санитарных источников водоснабжения» в каждом поясе должны проводится мероприятия, предупреждающие питьевую воду от химического и бактериологического заражения. Во 2-3 поясах ЗСО не должно быть кладбищ, скотомогильников, захоронений опасных отходов и т.д.

В обоснование своих требований административные истцы указывают, что в реку Кама сливаются стоки предприятий г.Камбарка (что указано в Программе). При организации поясов зоны санитарной охраны, будет организован санитарно-эпидемиологический надзор, который будет защищать конституционные права граждан.

Считают, что права граждан могут быть нарушены и тем, что в настоящее время в городе Камбарке планируется строительство производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, финансовые средства на которые выделены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. №540. Границы зон санитарной охраны обоих нефтекамских источников питьевой воды срочно должны быть определены на местности и внесены в Единый государственный недвижимости, что гарантирует соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст.41) и благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что собранными по делу доказательствами подтверждается факт наличия бездействия ответчиков, выразившегося в длительном непринятии мер по утверждению проектов санитарной охраны источников питьевой воды, что привело к неопределению в официальном порядке границ зоны санитарной охраны источников питьевой воды горожан, и вытекающему из этого отсутствию надзора уполномоченных органов в этих зонах.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда, судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям закона и подтверждены исследованными судом доказательствами.

Постановлением Главного санитарного врача 14 марта 2002 года за №10 введены в действие Санитарные правила и нормы зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятной окружающей среды (ст. 4 ФЗ-52).

Вопросы соблюдения требований к проектированию вновь строящихся промышленных предприятий в зонах санитарной охраны источников водоснабжения регулируются санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 апреля 2003 года на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.

Уполномоченным органом по соблюдению требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ является Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.

Согласно отзыву Южно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования данной организацией была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Нефтекамскводоканал» в период с 07 ноября 2017 по 27 декабря 2017 года (приказы № 2037-П от 16.10.2017, № 2151-П от 01.11.2017, № 2428-П от 30.11.2017). По результатам проверки составлен акт проверки № 542 от 27 декабря 2017 года.

На основании акта проверки были выданы следующие предписания:

- № 04-03/542-Н/ОС-1 от 27 декабря 2017 года, которым предписывалось согласовать и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны питьевых подземных вод на Камском (Патраковском) водозаборе для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска согласно СанПиП 2.1.4.1110-02;

- № 04-03/542-Н/ОС-2 от 27 декабря 2017 года, которым предписывалось утвердить «Проект действующего Камского инфильтрационного водозабора МУП «Нефтекамскводоканал» для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска».

Срок исполнения предписаний – 01 апреля 2019 года.

Предписания обжалованы не были.

Согласно приказу № 244-П от 01 апреля 2019 года в период с 15 по 30 апреля 2019 года Управлением Росприроднадзора по РБ проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП «Нефтекамскводоканал» по выполнению вышеприведенных предписаний. Установлено, что МУП «Нефтекамскводоканал» заключил договор № 9-19/223 от 15 апреля 2019 года на проведение работ по разработке проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск. Срок исполнения договора – 31 декабря 2019 года.

Судом установлено, что предписание № 04-03/542-Н/ОС-1 от 27 декабря 2017 года, в котором предписывалось согласовать и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны питьевых подземных вод на Камском (Патраковском) водозаборе для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска согласно Сан ПиН 2.1.4.1110-02, не выполнено, что подтверждается представленной МУП «Нефтекамскводоканал» информацией (письмо № 01-02/556 от 23 апреля 2019 года).

Предписание № 04-03/542-Н/ОС-2 от 27 декабря 2017 года, в котором предписывалось утвердить «Проект действующего Камского инфильтрационного водозабора МУП «Нефтекамскводоканал» для хозяйственно-питьевого водоснабжения г.Нефтекамска, также не выполнено, что подтверждается тем же письмом № 01-02/556.

Как верно указал суд, срок исполнения указанных предписаний был установлен с учетом принципа разумности и выполнимости, а именно, с 27 декабря 2017 по 01 апреля 2019 года, срок является достаточным и обоснованным для исполнения предписаний.

Таким образом, предписание № 04-03/542-Н/ОС-1 от 27 декабря 2017 года и предписание № 04-03/542-Н/ОС-2 от 27 декабря МУП «Нефтекамскводоканал» в установленный срок до 01 апреля 2019 года не исполнено, что является нарушением ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

За невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лиц), осуществляющего государственный надзор, предусмотрена административная ответственность юридического и должностного лиц по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Судом установлено, что выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требованиям (с указанием положений (нормативных) правовых актов: не выявлено; выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний): № 04-03/542-Н/ОС-1 и № 04-03/542-Н/ОС-2 от 27.12.2017.

Пояснения представителей ответчиков о том, что проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды разработаны в 2010 году и в 2019 году, обоснованно не приняты судом, эти доводы не могли явиться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку до настоящего времени данные проекты не утверждены в установленном порядке, зона санитарной охраны до сих пор не установлена, а заказчиком – Администрацией городского округа г. Нефтекамск не осуществлен контроль за утверждением разработанных проектов.

Таким образом, суд обоснованно признал бездействие ответчиков, выразившихся в длительном непринятии мер по утверждению проектов санитарной охраны источников питьевой воды, что привело к не определению в официальном порядке границ зоны санитарной охраны источников питьевой воды горожан, и вытекающему из этого отсутствию надзора уполномоченных органов в этих зонах, что нарушает права и законные интересы граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Судом установлено несоответствие оспариваемого бездействия административных ответчиков закону, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Довод жалобы Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о том, что на момент вынесения решения разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды в 2010 и 2019 году, не влечет отмену решения суда, поскольку несмотря на наличие двух проектов зон санитарной охраны, ни один из них не получил положительное заключение Роспотребнадзора, а потому не подтверждает факт надлежащей их разработки.

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Уполномоченным органом по соблюдению требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ является Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июля 2012 года №231 «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан» Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является уполномоченным органом по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Между тем Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан границы зон санитарной охраны для реки Кама как источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Нефтекамск, не установлены.

Ссылка апеллянта на письмо ООО «Экопартнер» №161 от 19декабря 2019 года о разработке и передачи на экспертизу ООО «Центр медицины труда» г. Уфа проекта зон санитарной охраны источников питьевой воды, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку в материалах дела отсутствуют как доказательства составления проекта зоны санитарной охраны, так и составления необходимого по нему положительного заключения, подготовленного компетентной организацией, а также утверждения такого проекта в установленном порядке.

Вопреки доводам жалобы Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ об отсутствии нарушений прав истцов законодателем указано, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Отсутствие утвержденной зоны санитарной охраны источников питьевой воды безусловно влечет нарушение прав и законных интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Довод жалобы МУП «Нефтекамскводоканал» о том, что с их стороны отсутствует незаконное бездействие, так как с 2010 года МУП «Нефтекамскводоканал» занимается разработкой проекта санитарной охраны Камского водозабора, устранением замечаний Роспотребнадзора РБ также не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку столь длительное использование источника водоснабжения с нарушением требований, установленных санитарными правилами и нормами, в отсутствие утвержденной зоны санитарной охраны, допущено вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей административных ответчиков.

Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Поскольку объекты водоснабжения находятся на балансе Администрации городского округа г. Нефтекамск, согласно решению Совета №3-10/01 «Об утверждении Инвестиционной программы «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы Администрация является заказчиком программы, а МУП «Нефтекамскводоканал» организатором водоснабжения населения, судом обоснованно возложена на Администрации городского округа г. Нефтекамск и МУП «Нефтекамскводоканал» обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Подача истцами другого коллективного искового заявления о признании недействительным проекта зоны санитарной охраны, разработанного в 2019 году, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, а судебная коллегия не вправе давать оценку обоснованности подачи другого иска, не являвшегося предметом спора по настоящему административному делу.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, которым судом дана надлежащая оценка, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении административного дела не установлено.

Руководствуясь ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ и МУП «Нефтекамскводоканал», - без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Г.Р. Кулова

А.Н. Субхангулов