УИД 34RS0№ <...>-87 Административное дело 2а-21/2022
Судья Коваленко Н.Г. Дело № 33а-6149/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 1 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.,
при ведении протокола помощником судьи Гончаренко Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц - комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г. по делу по административному иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям об оспаривании приказа органа государственной власти, возложении обязанности, которым
административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и интересах РФ, обратился в суд с административным иском к Межрайонному управлению Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям об оспаривании приказа органа государственной власти, возложении обязанности.
В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проведения проверки в деятельности хозяйствующих субъектов выявлены нарушения в Управлении Росприроднадзора по Волгоградской области.
В ходе проверки заключения государственной экологической экспертизы «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>», утвержденной приказом Росприроднадзора по Волгоградской области № 76 от 23.01.2018 г., установлено следующее.
Объектом намечаемой деятельности является техногенный массив размещения отходов - неорганизованная свалка твердых бытовых отходов. Проектной документацией предусматривается выполнение комплекса работ по рекультивации земель, занятых свалкой, включающего аккумулирование свалочного грунта на специально подготовленной площадке с формированием изолирующего противофильтрационного; экрана основания и поверхности. Выполнение вертикальной планировки поверхности, обеспечивающей беспрепятственный отвод дождевых и талых вод на территории земельного участка площадью <.......>.
Технологической схемой работ по ликвидации объекта предусматривается полное удаление массива свалки до подстилающего грунта естественного происхождения с перемещением отходов и техногенных грунтов на лицензированные полигоны, а также на специализированные предприятия, оказывающие услуги по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Вместе с тем по факту происходят работы по перемещению свалочных накоплений для переформирования тела свалки, с целью уменьшения площади размещения и увеличения ее вместимости за счет создания оптимальной высоты свалочных накоплений и увеличения плотности, по сути сформировали новый объект размещения отходов. Данные работы указывают на признаки строительства капитального объекта й являются одним из элементов строительства объекта размещения отходов с конструктивными элементами, которые непосредственно и неотрывно связаны с землей, и в соответствии со ст.ст.49, 51-55 Градостроительного кодекса РФ, проект должен был пройти государственную экспертизу проектной документации на строительство объекта, получить разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и др. Вместе с тем, указанных мероприятий проведено не было, разрешительной документации не получено.
Земельный участок с кадастровым номером <.......>, на котором находится несанкционированная свалка отходов, относится к категории земель - «земли населенных пунктов», т.е. расположен в черте <адрес>, что в целом противоречит требованиям п 5, ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Кроме того, по требованиям ст. 12 размещение отходов допускается только на специально оборудованных объектах (полигонах ТБО), включенных в ГРОРО.
В проектной документации указано, что рассматриваемая территория в соответствии с Кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> разрешена для эксплуатации городской свалки твердых бытовых отходов. При этом по санитарным и экологическим требованиям существующий несанкционированный участок накопления отходов (свалка ТКО) не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам размещения ТКО как к современным инженерно-техническим сооружениям. Также Росимущество не является уполномоченным органом для выдачи такого рода разрешений, отсутствуют документы, подтверждающие закрытие свалки.
В нарушение ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в проектной документации не представлен градостроительный план земельного участка где должна быть предоставлена информация о видах разрешенною использования рассматриваемого участка и прилегающей территории.
В проектной документации отсутствует категории земель, расположенных на прилегающей территории, что необходимо при характеристике СЗЗ как объекта рекультивации. Техногенные грунты свалочного тела, являющиеся твердыми коммунальными отходами, запрещается применять для рекультивации земель, согласно статье 12 (п.10) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Техногенные грунты свалочного тела, как твердые коммунальные отходы, должны быть объектом изоляции, но не материалом, используемым для этих целей.
Таким образом, формирование отходов данной свалки в вертикальной линейке, с учетом сокращения площади и последующей консервации нельзя считать ликвидированными, по факту произведено их фактическое захоронение, что не соответствует требованиям федерального законодательства и цели ликвидации объекта накопленного экологического вреда.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности Государственной экологической экспертизы «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>», утвержденной Приказом Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Реализация положений данного правового акта приводит к прямому нарушению требований природоохранного законодательства, причиняет вред окружающей среде, что не обеспечивает исполнение права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.
Просил признать незаконным Приказ Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>» выраженного в утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного примерно в <адрес>» и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и ГКУ ВО «Дирекция водохозяйственного строительства» администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, просили отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Галушкин А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что доказательствам дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Петров В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование своих требований указал, что прокурор обратился в суд иском по истечении срока на обжалование поскольку срок для оспаривания приказов Росприроднадзора истёк в декабре 2020года. Указал, что предметом административного иска является признание незаконным приказа Управления Росприроднадзора, утверждения положения государственной экологической экспертизы, а не вопрос исполнения государственного контракта. Судом первой инстанции не было дано правовой оценки, несоблюдены процессуальные требования и не было установлено нарушений при проведении экспертизы, процедуре, порядку. Поддержал доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица ГКУ ВО «Дирекция водохозяйственного строительства» Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Представитель заинтересованного лица ГКУ ВО «Дирекция водохозяйственного строительства» администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Галкина Д.В. поддержала доводы, указанные в возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Галушкина А.А., просила решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, в обоснование своих возражений указала, что трёх месячный срок для обращении с указанным иском прокуратурой пропущен не был, поскольку он исчисляется с даты поступления в прокуратуру заключения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Обратила внимание судебной коллегии, что экологической экспертизой установлено нарушение норм природоохранного законодательства, что данная свалка оказывает негативное воздействие, отходы под естественными процессами разлагаются. Кроме того имеется ряд нарушений природоохранного законодательства, например, не предусмотрены газоотводные трубы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим обстоятельствам.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), благоприятной считается та окружающая среда, качество которой способствует устойчивому функционированию естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов согласно установленным международно-правовым и национально-правовым нормативам в области использования и охраны окружающей среды, в частности, согласно экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и иным стандартам, предполагающим наличие пригодной для питья воды, пригодной для использования почвы, надлежащего атмосферного воздуха, а также полезных продуктов питания и рекреационных условий (ст. 1).
Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) предусматривает, что, развивая конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, дополняет его правом каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также правом на возмещение вреда окружающей среды.
Конституция Российской Федерации лишь в общем виде провозглашает экологические права и обязанности человека и гражданина. В частности, она признает право каждого: 1) на благоприятную окружающую среду; 2) достоверную информацию о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением (ст. 42), а также закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Статьей 46 Конституции РФ закреплено право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В силу с п.7 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности.
Согласно п.5,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления» определено, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в деятельности хозяйствующих субъектов Управления Росприроднадзора по Волгоградской области (правопредшественник Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее – Управление)), а именно при проведении проверки исполнения государственных контрактов в рамках реализации федеральных и региональных экологических программ были установлены нарушения в части утверждения государственной экологической экспертизы - «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы дано положительное заключение по материалам проектной документации «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного примерно <адрес>», подготовленное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, которое предусматривало полную ликвидацию неорганизованной свалки твердых бытовых отходов и рекультивация земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>№ <...> было утверждено заключение экспертной комиссии ГЭЭ проектной документации «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>», которое предусматривало полную ликвидацию неорганизованной свалки твердых бытовых отходов и рекультивация земельного участка.
Документация по объекту «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>» выполнена на основании договора, заключённого между Администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области и ЗАО ПИИ «Гипроводстрой», а также технического задания на разработку проектной документации, утвержденной директором МБУ «Служба капитального строительства и эксплуатации» г. Камышина Е.В. Колесниковым.
В соответствии с техническим заданием, выполнение работ по обеспечению экологической безопасности земельного участка и разработка проектной документации предусматривается двумя этапами: 1 вариант: изоляционный- комплекс работ по рекультивации территории свалки, включающий в себя переформирование тела свалочных накоплений с целью уменьшения площади размещения и увеличения ее вместимости за счет создания оптимальной высоты свалочных накоплений. Формирование изолирующего противофильтрационного экрана на поверхности свалочных накоплений. Выполнение вертикальной планировки поверхности, обеспечивающей беспрепятственный отвод дождевых и талых вод; 2 вариант: ликвидационный- комплексная рекультивация свалки, включающая экскавацию массива свалочного грунта с вывозом их на лицензированный полигон ТБО.
Проектными решениями предусмотрено выполнение следующих работ:
1.Работы, связанные с погрузкой свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки, в автосамосвалы в северной части и перевоз их в южную часть свалки (<.......> м3) и другую часть северной свалки ( <.......> м3) для создания оптимальной толщины свалки. Дальность перевозки составляет <.......> км. По мере накопления отходов, они сдвигаются бульдозерами внутрь площадки, разравнивается и одновременно уплотняются. Высота уплотняемого слоя не должна превышать <.......> м. Уплотнение уложенных отходов осуществляется катками-уплотнителями. Плотность поступающих на карту отходов от Р=<.......> кг/м3 до Р= <.......> кг/м3, плотность отходов после уплотнения бульдозерами и катками составляет Рп= <.......> кг/м3.
2. Работы по перемещению свалочных накоплений для переформирования тела свалки, выполняются с целью уменьшения площади размещения и увеличения ее вместимости за счет создания оптимальной высоты свалочных накоплений. Свалочные накопления в северной части свалки, где толщина больше 4,5 м, перемещаются в места, где толщина свалочных накоплений меньше <.......> м. Свалочные накопления в южной части, где толщина их больше 4,0 м перемещаются в места, где толщина свалочных накоплений меньше 4,0 м. Это дает возможность создать оптимальную толщину свалочных накоплений в северной части <.......> м, а в южной части 4,0 м. Перемещение свалочных накоплений с южной части в северную в объёме (<.......> м3)выполняется бульдозером <.......> на <.......> м. Перемещение свалочных накоплений с северной части в южную в объёме <.......>) выполняется бульдозерами ДЗ-13 О на 10 м. По мере накопления перемещенных отходов, они разравниваются и одновременно уплотняются. Высота уплотняемого слоя не должна превышать 0,50 м.
3. Работы по грубой и чистовой планировке поверхности свалочных накоплений, выполаживание откосов, засыпка и планировка провалов выполняются после выравнивания толщины свалочных накоплений до оптимальной толщины равной <.......> м в северной части и <.......> в южной части.
4. Работы по отсыпке подстилающего слоя грунта реагентов (природные сорбенты: глауконит, опока, доломит) для поглощения выделяющегося газа толщиной <.......> м. Объем отсыпаемых реагентов составляет 56200 м3.
5. Работы по отсыпке слоя изолирующего местного грунта толщиной <.......>. Объем отсыпаемого грунта составляет <.......> м3.
6. Работы по устройству экрана из полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей.
7. Работы по отсыпке верхнего изолирующего слоя местного грунта толщиной <.......> м. Объем отсыпаемого грунта составляет <.......> м3).
8. После отсыпки верхнего изолирующего слоя местного грунта выполняются работы по отсыпке растительного слоя грунта толщиной <.......> м (объем <.......> м3) и выполняется рекультивация земель, занятых свалкой.
9. В качестве грунта для изоляции слоёв используется глауконит, глауконит, опока, доломит Волгоградских месторождений, которые являются высокоэффективными сорбентами. Они собирают выделяющиеся газы при разложении отходов многокомпонентного состава, что исключает образование газовых выбросов.
Работы по рекультивации земель, занятых свалкой, включают переформирование тела свалочных накоплений с целью уменьшения площади размещения и увеличения ее вместимости за счет создания оптимальной высоты свалочных накоплений, формирование изолирующего противофильтрационного экрана на поверхности свалочных накоплений. Выполнение вертикальной планировки поверхности, обеспечивающей беспрепятственный отвод дождевых и талых вод выполняются специализированной организацией, выигравшей конкурс на производство работ, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Рекультивация свалки выполняется в два этапа: технический и биологический.
Земельный участок, занятый свалкой, располагается на перекрёстке автодорог <адрес>. Участок находится примерно в <адрес>. Кадастровый № <...>.
Правообладатель земельного участка указан городской округ- город Камышин Волгоградской области.
Объектом намечаемой деятельности является техногенный массив размещения отходов - неорганизованная свалка твердых бытовых отходов. Проектной документацией предусматривается выполнение комплекса работ по рекультивации земель, занятых свалкой, включающего аккумулирование свалочного грунта на специально подготовленной площадке с формированием изолирующего противофильтрационного экрана основания и поверхности. Выполнение вертикальной планировки поверхности, обеспечивающей беспрепятственный отвод дождевых и талых вод на территории земельного участка площадью <.......>.
Технологической схемой работ по ликвидации объекта предусматривается полное удаление массива свалки до подстилающего грунта естественного происхождения с перемещением отходов и техногенных грунтов на лицензированные полигоны, а также на специализированные предприятия, оказывающие услуги по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Вместе с тем, по факту происходят работы по перемещению свалочных накоплений для переформирования тела свалки, с целью уменьшения площади размещения и увеличения ее вместимости за счет создания оптимальной высоты свалочных накоплений и увеличения плотности, по сути сформировали новый объект размещения отходов.
Данные работы указывают на признаки строительства капитального объекта и являются одним из элементов строительства объекта размещения отходов с конструктивными элементами, которые непосредственно и неотрывно связаны с землей, и в соответствии со ст.ст.49, 51-55 Градостроительного кодекса РФ, проект должен был пройти государственную экспертизу проектной документации на строительство объекта, получить разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и др.
Указанных мероприятий проведено не было, разрешительной документации не получено.
В соответствии со п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") определен Порядок проведения рекультивации земель.
В соответствии с п.7 ст.13 Земельного кодекса РФ, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.
В соответствии с п. 3.1 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов. Закрытие и рекультивация полигона является природоохранным мероприятием, направленным на уменьшение или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из проектных документов, намечаемая деятельность указывает на консервацию, при разложении отходов производства и потребления и техногенного грунта образуется биогаз, выделяющийся из тела полигона и образующийся в толще твёрдых бытовых отходов. Под воздействием микрофлоры происходит биотермический анаэробный процесс распада органической составляющей отходов в состав которого входят следующие вещества: метан, толуол, ксилол, углерода оксид азота диоксид, формальдегид, ангидрид сернистый, сероводород. Основной процент содержания приходится на метан (СН4). Метан - горючий газ. Температура воспламенения 537С., т.е. как объект негативного воздействия на окружающую среду, законсервированной свалка быть не перестанет.
Отсутствуют системы газоотвода, где по ним газ должен попадать в камеры хранения, где он очищается от вредных примесей, после чего подвергается сжиганию или применяется в качестве топлива. Таким образом осуществляется дегазация тела свалки.
Земельный участок с кадастровым номером <.......> на котором находится несанкционированная свалка отходов, относился к категории земель - «земли населенных пунктов» на момент составления заключения государственной экологической экспертизы, т.е. располагался в черте города Камышина, что в целом противоречит требованиям п 5, ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Кроме того, по требованиям ст. 12, размещение отходов допускается только на специально оборудованных объектах (полигонах ТБО), включенных в ГРОРО.
На основании постановления администрации городского округа-<адрес>№ <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <.......>, относится к землям населенных пунктов, категория земель - «земли промышленности и иного специального назначения».
В проектной документации указано, что рассматриваемая территория в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> разрешена для эксплуатации городской свалки твердых бытовых отходов.
При этом по санитарным и экологическим требованиям, существующий несанкционированный участок накопления отходов (свалка ТКО) не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам размещения ТКО как к современным инженерно-техническим сооружениям.
Также Росимущество не является уполномоченным органом для выдачи такого рода разрешений, отсутствуют документы, подтверждающие закрытие свалки.
В нарушение ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, в проектной документации не представлен градостроительный план земельного участка, где должна быть предоставлена информация о видах разрешенного использования рассматриваемого участка и прилегающей территории.
В проектной документации отсутствует категории земель, расположенных на прилегающей территории, что необходимо при характеристике СЗЗ как объекта рекультивации.
Техногенные грунты свалочного тела, являющиеся твердыми коммунальными отходами, запрещается применять для рекультивации земель, согласно статье 12 (п.10) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Техногенные грунты свалочного тела, как твердые коммунальные отходы, должны быть объектом изоляции, но не материалом, используемым для этих целей.
Таким образом, формирование отходов данной свалки в вертикальной линейке, с учетом сокращения площади и последующей консервации нельзя считать ликвидированными, по факту произведено их фактическое захоронение, что не соответствует требованиям федерального законодательства и цели ликвидации объекта накопленного экологического вреда.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской области и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, как суду первой, так и апелляционной инстанций представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с доводами административного иска о том, что формирование отходов данной свалки в вертикальной линейке, с учетом сокращения площади и последующей консервации нельзя считать ликвидированными, по факту произведено их фактическое захоронение, что не соответствует требованиям федерального законодательства и цели ликвидации объекта накопленного экологического вреда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года, экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза основывается на принципе, в том числе гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения (ст. 3 указанного закона).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее по тексту - Федеральный закон № 174-ФЗ) результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 1 - 2 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ, заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным (пункт 5 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ).
Государственная экологическая экспертиза «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>», утвержденной приказом Росприроднадзора по Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ организована и проведена на основании соответствующих приказов Управления Росприроднадзора в составе экспертных комиссий государственной экологической экспертизы уполномоченных должностных лиц, при этом, по результатам проведения которых были подготовлены не отвечающее требованиям закона заключения экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, утвержденных приказами № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
После утверждения заключений экспертной комиссии государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы они приобретают статус заключений государственной экологической экспертизы.
Таким образом, именно оспариваемый приказ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ является правовым актом, который придал заключению экспертной комиссии статус заключения государственной экологической экспертизы, следовательно, в силу ст. 218 КАС РФ, является самостоятельным предметом обжалования.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе», как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды.
Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1421-О-О; Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 1146-О).
Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности приказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес> выраженного в утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>».
Реализация положений данных документов приводит к прямому нарушению требований природоохранного законодательства, причиняет вред окружающей среде, что не обеспечивает исполнение прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.
Оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, а также учитывая выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона, которое не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, противоречит требованиям п. 6, п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также принимая во внимание признание административным ответчиком административного иска в порядке ч. 3 ст. 46 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый приказ от 23 января 2018 № 76 «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного примерно в 1200 м. по направлению на северо-запад от города Камышин Волгоградской области» является незаконным и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске срока на обжалование правового акта судом апелляционной инстанции признаются необоснованными ввиду следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки в деятельности хозяйствующих субъектов выявлены нарушения в деятельности Управления Росприроднадзора по Волгоградской области (правопредшественник Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям.
Информация Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> по фактам нарушений действующего законодательства при утверждении положительного заключений государственной экологической экспертизы «Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного <адрес>» поступила в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок для обращения с указанным иском в суд не пропущен.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию заинтересованных лиц с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального, процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллеги
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы заинтересованных лиц - комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи