Дело №2а-2351/2019, 33а-861/2020
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 11 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Бурашниковой Н.А.
судей Епифановой С.А., Корнеевой А.Е.,
при секретаре Дрожжиной В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова об организации работ по сносу строения и освобождению земельного участка от строительного мусора,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 декабря 2019 года,
заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по организации работ по сносу строения, расположенного по *** и освобождению земельного участка по указанному адресу от строительного мусора.
В обоснование административного иска прокурор ссылается на установление в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о благоустройстве и безопасном содержании зданий и сооружений в границах Ленинского района г. Тамбова факта нахождения расселенного жилого дома по *** в аварийном состоянии, разрушенном после пожара, конструктивные элементы дома разрушены и огорожены забором. Объект может являться местом пребывания лиц без определенного места жительства.
Указанный жилой дом был расселен в рамках реализации «Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 1 сентября 2017 года», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 года № 443. Планируемая дата сноса указанного дома определена как 4 квартал 2014 года, однако до настоящего времени работы по сносу объекта не организованы, земельный участок по ***, на котором расположено аварийное строение, не освобожден.
Данные обстоятельства не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан и являются нарушением их прав в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 декабря 2019 года административные исковые требования удовлетворены, на администрацию г. Тамбова возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: *** освобождению земельного участка по данному адресу от строительного мусора.
В апелляционной жалобе администрация г. Тамбова указывает, что при вынесении решения суд не дал оценку тому обстоятельству, что администрация г. Тамбова не осуществляет снос строений и вывоз строительного мусора собственными силами. Данные работы осуществляются с привлечением сторонних организаций на основании проведения конкурса.
Судом также не дано оценки доводам представителя администрации г. Тамбова, что в целях сноса указанного дома организована работа по списанию объекта и исключению его из Реестра муниципального имущества г. Тамбова, после чего будет произведен снос строения.
Порядок списания расселенных аварийных домов, подлежащих сносу, регламентирует Положение о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа – город Тамбов, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 25 июля 2007 года № 420. В целях списания объектов основных средств, формируется определенный пакет документов, который рассматривается комиссией по списанию основных средств администрации города Тамбов, в месячный срок с момента формирования пакета документов. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом, на основании которого готовится проект решения городской Думы.
Таким образом, до момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств, разборка, демонтаж объектов основных средств не допускаются, в связи с чем, Администрация г. Тамбова не имеет возможности организовать снос вышеуказанного дома.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения прокурора ФИО5, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3);
обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6);
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (пункт 10).
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 16).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом, а также с эксплуатацией зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения), регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 55.30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления (часть 1).
В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа (часть 2).
Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности (часть 4).
В случае, если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку сметы на снос объекта капитального строительства (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», регламентирующей требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа), при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из материалов дела следует, что во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 года № 443 была утверждена «Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года», которым на органы местного самоуправления, участвующие в программе, к каковым относится и администрация г. Тамбова, возложена обязанность по сносу многоквартирных жилых домов после завершения их расселения в сроки, установленные Программой (раздел 5 Программы).
Приложением № 1 к данной Программе срок расселения жилого дома по *** определен в третьем квартале 2014 года, срок сноса данного дома – 4 квартал 2014 года.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным ответчиком, во исполнение положений Программы, администрацией г. Тамбова было произведено расселение жильцов жилого ***, однако снос указанного дома не произведен как в установленный Программой срок, так и на протяжении длительного периода до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию г. Тамбова произвести снос жилого дома и освободить земельный участок от строительного мусора, поскольку со стороны административного ответчика в течение длительного периода времени имеет место бездействие по неисполнению положений Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, а также положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся осуществления полномочий собственника муниципального имущества, а также обеспечения требований противопожарной безопасности в отношении неопределенного круга лиц.
Материалы дела не содержат доказательств того, что администрацией города Тамбова совершались какие-либо действия, предусмотренные статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направленные на организацию работ по сносу строения.
Доводы административного ответчика о невозможности произвести снос до осуществления процедуры списания объекта и исключения его из Реестра муниципального имущества г. Тамбова нем могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией города было инициировано обращение в Тамбовскую городскую Думу для проведения процедуры списания, и что для осуществления данной процедуры имеются какие-либо препятствия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в судебное решение, поскольку, при вынесении решения судом первой инстанции не в полном объеме соблюдены положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, а именно отсутствует указание на срок устранения выявленных нарушений и на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
С учетом того, что до начала работ по сносу строения и освобождению земельного участка необходимо проведение списания муниципального имущества, а также подготовка необходимых для организации сноса документов, предусмотренных градостроительным законодательством, судебная коллегия считает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения судебного решения, полагая, что данный срок отвечает требованиям разумности и обеспечения баланса интересов сторон при исполнении судебного акта.
С учетом изложенного судебное решение подлежит изменению путем дополнения его указанием на установление срока его исполнения - 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, а также - на необходимость административному ответчику сообщить в указанный срок в суд первой инстанции и административному истцу об исполнении судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 декабря 2019 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на срок исполнения возложенных обязанностей по организации работ по сносу строения, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Базарная, д. 14 и по освобождению земельного участка от строительного мусора – 3 (три) месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, и на необходимость сообщить в указанный срок в суд первой инстанции и административному истцу об исполнении судебного решения.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинского районного суда г. Тамбова.
Председательствующий:
Судьи: