Судья: Германова С.В. адм. дело № 33а-8082/2020 (2а-2355/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 04.08.2020 г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Клюева С.Б., Лазаревой М.А., при секретаре Моревой Н.П., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 мая 2020 года. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия установила: Прокурор г. Тольятти Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти о признании незаконным бездействия по непринятию мер к охране и содержанию бывшей городской свалки промышленных и бытовых отходов, расположенной в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области (рядом с бывшим ОАО «АвтоВАЗАгрегат»), возложении обязанности принять меры к охране и исключению возможных проникновений на земельный участок, на котором расположена бывшая городская свалка промышленных и бытовых отходов. В обоснование иска указано, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что на земельном участке южнее бывшего завода ОАО «АвтоВАЗАгрегат», расположенном в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области, неустановленные лица длительное время осуществляют несанкционированные раскопки с применением крупногабаритной специальной строительной техники в целях извлечения ранее захороненных отходов (полимеры, металлический лом, химические отходы, пластик). Данный земельный участок представляет собой городскую свалку промышленных и бытовых отходов Комсомольского района, которая эксплуатировалась в период с 1955 по 1989 годы. На разработку проектной, сметной документации по рекультивации бывшей городской свалки промышленных и бытовых отходов Комсомольского района (южнее завода ОАО «АвтоВАЗАгрегат») между Администрацией г.о. Тольятти Самарской области и ООО «Фантом» заключен муниципальный контракт. Также установлено, что на выполнение работ по выборочной выемке свалочных масс для изучения морфологического состава и проведения экологических исследований для разработки проектной, сметной документации по рекультивации бывшей городской свалки заключен контракт между директором ООО «Фантом» ФИО10 и директором ООО «Альтэр» ФИО11 ООО «Альтэр» по согласованию с ООО «Фантом» на территории свалки производились работы, не предусмотренные техническим заданием к муниципальному контракту, повлекшие разрушение ранее рекультивированного пространства. В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей при осуществлении контроля за исполнением муниципального контракта, прокуратурой города главе городского округа Тольятти внесено представление. Таким образом, непринятие администрацией г.о. Тольятти Самарской области надлежащих мер по содержанию и охране имущества повлекло разрушение ранее рекультивированного пространства и уничтожение высаженных лесных насаждений. Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 мая 2020 года требования прокурора удовлетворены. В апелляционной жалобе Администрация городского округа Тольятти Самарской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что со стороны администрации г.о. Тольятти Самарской области, как органа местного самоуправления, отсутствует бездействие и предпринимаются все возможные и необходимые меры, проводятся контролирующие мероприятия по охране и содержанию данной свалки промышленных и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства. В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрация городского округа Тольятти Самарской области не явился, извещен надлежащим образом. Представитель Прокуратуры Самарской области – Атяскина О.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2). Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещением вреда окружающей среде, запрещением хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с законом. В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Частью 4 ст. 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52) содержание территории городских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в ходе проверки на земельном участке южнее бывшего завода ОАО «АвтоВАЗАгрегат», расположенном в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области, неустановленные лица длительное время осуществляют несанкционированные раскопки с применением крупногабаритной специальной строительной техники в целях извлечения ранее захороненных отходов (полимеры, металлический лом, химические отходы, пластик). Данный земельный участок представляет собой городскую свалку промышленных и бытовых отходов Комсомольского района, которая эксплуатировалась в период с 1955 по 1989 годы. На основании распоряжения Совета министров РСФСР в 1957 году участок Федоровского участкового лесничества Ставропольского лесхоза площадью 32 га передан Ставропольскому горисполкому во временное пользование для организации свалки нечистот. Временное использование предусматривало возвращение участка в состояние, пригодное для проведения лесокультурных работ. Общая территория свалки площадью 32 га относится к лесным кварталам Васильевского участкового лесничества и включены в реестр муниципальной собственности городского округа Тольятти Самарской области на основании решения Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 29.06.2015. Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области № 2701-п/1 от 24.08.2016 «О включении земельных участков в реестр муниципальной собственности городского округа Тольятти» в реестр муниципальной собственности включены земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 572 591 кв.м; №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 556 008 кв. м. Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области № 4330-п/1 от 16.12.2016 «О включении земельных участков в реестр муниципальной собственности городского округа Тольятти» в реестр муниципальной собственности г.о. Тольятти Самарской области включены земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенный в <адрес> площадью 468 516 кв.м; №, расположенный в <адрес>), площадью 510 375 кв.м. Вид разрешённого использования указанных земельных участков: заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и пр. деятельность. С 1991 года по 2003 годы произведена рекультивация территории свалки, то есть проведены мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. После закрытия свалки в период с 1998 по 2006 гг., мэрией Тольятти Самарской области в лесничество возвращён рекультивированный земельный участок площадью 14,7 га, на которых в период с 1998 г. по 2006 г. Ставропольским лесхозом проведена посадка лесных культур. Однако в 2016 году неустановленные лица с использованием специальной строительной техники провели несанкционированные работы по вскрытию тела городской свалки с целью изъятия каучука и металла, в результате чего уничтожено 13 га восстановленных лесных насаждений. По факту уничтожения лесной растительности ОП № 23 Управления МВД России по г. Тольятти в 2016 году возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 167 УК РФ. Сумма ущерба, причиненного лесному хозяйству, составила более 4 млн. руб. Причинённый ущерб не возмещён, предварительное расследование по делу приостановлено ввиду неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Для пресечения несанкционированных земляных работ и привлечения к ответственности лиц, ведущих раскопки, администрацией г.о. Тольятти Самарской области в органы полиции в 2016 году - истекший период 2020 года неоднократно направлялись заявления, по которым сотрудниками полиции в отношении лиц, производивших несанкционированные работы на месте рекультивированной свалки, составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 14.1 КоАПРФ. При осуществлении неоднократных выходов на свалку сотрудниками администрации г.о. Тольятти Самарской области установлено ведение земляных работ, в ходе которых земляное покрытие карьера перекопано. На объекте присутствовала различная крупногабаритная техника, в том числе экскаваторы с ковшами и бульдозеры, кран и механическая лопата, фронтальный погрузчик, тракторы, грузовой транспорт. К стреле крана на тросах подвешен магнит округлой формы для извлечения металла, последующего его отбора и сортировки из разнородного мусора, а также обнаружены контейнеры с отходами металла. Сотрудниками полиции при проведении проверки по обращениям администрации г.о. Тольятти установлено, что несанкционированные работы проводятся ООО «Альтэр». В качестве документа, обосновывающего правомерность нахождения на объекте и проведение земляных работ ООО «Альтэр», сотрудникам полиции предъявлен муниципальный контракт №, заключенный администрацией г.о. Тольятти Самарской области с ООО «Фантом», а также контракт № от 28.09.2019, заключенный между директором ООО «Фантом» ФИО5 и директором ООО «Альтэр» ФИО6 Так, муниципальным контрактом №, заключенным 29.08.2019 администрацией г.о. Тольятти (заказчик) с ООО «Фантом» (подрядчик), предусмотрена разработка проектной, сметной документации по рекультивации бывшей городской свалки промышленных и бытовых отходов Комсомольского района (южнее завода ОАО «АвтоВАЗАгрегат»). Срок начала исполнения муниципального контракта - 29.08.2019, срок сдачи работ - 07.07.2020, срок окончания исполнения контракта - 07.08.2020. Техническим заданием к муниципальному контракту предусмотрено выполнение работ на площади 32 га на территории Васильевского участкового лесничества в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды на территории г.о.Тольятти на 2017-2021 годы». Контрактом №, заключенным 28.09.2019 между ООО «Фантом» и ООО «Альтэр», предусмотрено выполнение работ по выборочной выемке свалочных масс для изучения морфологического состава и проведения экологических исследований для разработки проектной, сметной документации по рекультивации бывшей городской свалки. Срок начала работ - 28.09.2019, срок сдачи работ - 15.10.2019. Следовательно, ООО «Альтэр» по согласованию с ООО «Фантом» на территории свалки производились работы, не предусмотренные техническим заданием к муниципальному контракту, повлекшие разрушение ранее рекультивированного пространства. В соответствии с 4.4, 4.4.1 Муниципального контракта № от 29.08.2019 подрядчик в лице ООО «Фантом» имеет право привлечь к исполнению обязательств по настоящему контракту третьих лиц. Вместе с тем, подрядчик несет перед заказчиком ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение указанными лицами переданных обязательств. Таким образом, в ходе проверки прокуратурой города установлено, что работниками ООО «Альтэр» на территории свалки проводились несанкционированные земляные работы на основании технического задания к контракту № от 28.09.2019, заключенному с ООО «Фантом». Установив данные обстоятельства, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей при осуществлении контроля за исполнением муниципального контракта, прокуратурой города 19.11.2019 главе городского округа Тольятти внесено представление. В акте прокурорского реагирования администрации г.о. Тольятти указано на необходимость принятия достаточных мер для пресечения возможного проникновения и прекращения незаконной деятельности на территории свалки, в том числе и тех лиц, которые получили доступ на площадку под видом проведения работ по муниципальному контракту. По результатам рассмотрения представления 18.12.2019 в прокуратуру г.Тольятти направлен ответ, в котором сообщено, что доводы прокурора администрацией г.о. Тольятти признаны обоснованными. В ответе приведены сведения о направлении заявлений в ОП № 23 Управления МВД России по г.Тольятти для проверки и привлечения к ответственности лиц, которые осуществляют несанкционированное проведение работ по раскопке свалки. Иные мероприятия по акту прокурорского реагирования администрацией г.о. Тольятти не проводились. Меры к устранению самовольных несанкционированных раскопок и пресечения проникновения неустановленных лиц не принимались. В дополнение к указанному ответу администрацией г.о. Тольятти в прокуратуру города 17.01.2020 исх. № 329/1 сообщено о том, что в рамках своих должностных обязанностей сотрудниками своевременно проведены все необходимые мероприятия к исключению возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц для проведения работ с применением специализированной техники на территории бывшей свалки. Основания для привлечения кого-либо к дисциплинарной ответственности отсутствуют. Таким образом, в ходе проведённой проверки прокуратурой города установлен факт непринятия администрацией городского округа Тольятти надлежащих мер по содержанию и охране имущества, повлекшее разрушение ранее рекультивированного пространства и уничтожение высаженных лесных насаждений, что явилось основанием для обращения прокуратуры в суд с настоящими административными исковыми требованиями. Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеназванными законоположениями, признал установленным и исходил из того, что непринятие администрацией городского округа Тольятти мер к охране и содержанию имущества оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье жителей городского округа. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания документами и свидетельствует о бездействии администрации, выраженном в непринятию мер к охране и содержанию бывшей городской свалки промышленных и бытовых отходов. К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится среди прочего организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Доводы о том, что незаконного бездействия со стороны Администрации городского округа Тольятти не допущено, так как ею принимались все необходимые меры и контролирующие мероприятия по охране и содержанию свалки, судебной коллегией не принимаются как не нашедшие подтверждения материалами дела. Отсутствие у ответчика полномочий по осуществлению оперативно розыскной деятельности, а также задержанию лиц и техники, в действиях которых усматриваются признаки преступлений согласно УК РФ, не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия ответчика, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления в силу прямого указания закона. Материалами проверки установлено, что несанкционированные работы по извлечению черных и цветных металлов из тела свалки с использованием специализированной техники ведутся с 2016 и по настоящее время (прекращаются, но впоследствии возобновляются), то есть негативное (вредное) воздействие на окружающую природную среду продолжается в течении длительного периода времени, что в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии скоординированной работы органа местного самоуправления в лице соответствующих структурных подразделений по принятию мер к охране и содержанию бывшей городской свалки и устранению последствий несанкционированных работ по вскрытию тела городской свалки, предотвращению новых нарушений. Ссылка апелляционной жалобы на невозможность представления администрацией городского округа Тольятти письменных возражений в связи рассмотрением дела по существу в короткие сроки основанием к отмене решения суда не является. Так, из материалов дела следует, что административное исковое заявление получено административным ответчиком 16.04.2020, судебная повестка о дате судебного заседания получена администрацией 08.05.2020, информация о времени и месте судебного заседания (беседы и предварительного судебного заседания) размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заблаговременно, судебное заседание с рассмотрением дела по существу состоялось 18.05.2020. Изложенное свидетельствует о том, у ответчика было достаточно времени для формирования своей позиции по делу, в том числе и составления письменных возражений по делу, предоставления доказательств. В соответствии с ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд обоснованно счел представленный объем доказательств достаточным, дал им надлежащую оценку и разрешил вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании, разрешив спор по существу в тот же день. Доводы Администрации городского округа Тольятти, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, которые могли бы повлечь отмену решения суда. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти Самарской области – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий Судьи |