Дело № 2а-237/2021; 33а-7901/2021
59RS0029-01-2021-000202-53
Судья Томилина Е.А.
23 августа 2021 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юферовой Ольги Юрьевны к главе Оханского городского округа - главе администрации Оханского городского округа Б., администрации Оханского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по содержанию и ремонту дороги,
по апелляционной жалобе администрации Оханского городского округа Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 28 мая 2021 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юферова О.Ю. обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействие главы Оханского городского округа - главы администрации Оханского городского округа Б., администрации Оханского городского округа выразившееся в ненадлежащем содержании дороги по улице Тихая д. **** Оханского городского округа Пермского края и обустройства проезда к ней, возложении обязанности по содержанию и ремонту дороги по улице Тихая д. **** Оханского городского округа Пермского края, обеспечения обустройства проезда к ул. Тихая д. **** Оханского городского округа Пермского края.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что проживает в жилом доме по адресу: ****. Данный жилой дом и земельный участок принадлежат ей на праве собственности. Дорога по ул. Тихая относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов. Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется. Кроме того, отсутствует дорога, обеспечивающая круглогодичный подъезд к ул. Тихая д. ****. Отсутствие надлежащего содержания и ремонта автомобильной дороги по ул. Тихая д. **** и подъезда к ней нарушает право административного истца на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и иной специальной техники. Неоднократные обращения к административным ответчикам провести ремонт дороги, обеспечить подъезд к ней и принять меры к регулярному дальнейшему обслуживанию проигнорированы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Оханского городского округа просит отменить решение, ссылаясь, что судом не принято во внимание, что при планировании дорожной деятельности органы местного самоуправления должны обеспечить наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение соответствующих работ, выделение средств дорожного фонда Оханского городского округа на ремонт являлось бы нецелевым использованием денежных средств в связи с тем, что подъезд к улице Тихая не входит в перечень муниципального имущества муниципального образования. Также указывает, что содержание муниципальных автомобильных дорог в д. **** в период с 01.11.2020 по 15.04.2021 осуществляется в соответствие с муниципальным контрактом, проезжая часть грунтовой автомобильной дороги по ул. Тихая д. **** находится в нормативном состоянии, на момент рассмотрения дела велась работа по решению вопроса по строительству автомобильной дороги в д. **** от ул. Дружба до ул. Тихая согласно Генплана Оханского городского округа. С учетом приведенных доводов считает, что бездействие отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, административный ответчик просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, причина неявки административного истца неизвестна.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения в грунтовом исполнении по ул. Тихая в д. ****, протяженностью 300 м является муниципальной собственностью Оханского городского округа. Право на земельный участок под дорогой не оформлено, границы земельного участка не установлены.
Житель д. **** Оханского городского округа Юферова О.Ю. в период с декабря 2013 года по декабрь 2020 года обращалась в администрацию Таборского сельского поселения Оханского муниципального района, затем в администрацию Оханского городского округа, губернатору Пермского края с жалобами на ненадлежащее состояние автомобильной дороги по ул. Тихая д. **** Оханского городского округа и отсутствие подъезда к ней.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Оханского района с участием представителей ОГИБДД Отделения МВД России по Оханскому городскому округу, были выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети ул. Тихая д. **** Оханского городского округа, что подтверждается представлением прокурора от 30.11.2020 № 2-21-2020.
Не смотря на предписание, нарушения содержания улично-дорожной сети ул. Тихая д. **** Оханского городского округа не устранены.
Данный факт подтвержден фото и видео материалами, представленными административным истцом за 2019-2021 годы, показаниями свидетелей О., А. о наличии недостатков в содержании дороги по ул. Тихая д. ****.
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 15.04.2021 (материал КУСП № 2022) колейность на участке автомобильной дороги ул. **** около дома № ** более 15 см глубиной, длиной около 60 м.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м.
Факт не устранения нарушений по содержанию улично-дорожной сети ул. Тихая д. **** Оханского городского округа по настоящее время ответчиком не опровергнут.
На ул. Тихая д. **** расположено 5 домовладений. При этом бесспорно установлено, что в д. **** отсутствует автомобильная дорога, обеспечивающая круглогодичный подъезд к ул. Тихая.
Отсутствие автомобильной дороги к ул. Тихая нарушает права граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и иной специализированной техники.
Строительство автомобильной дороги в д. **** от ул. Дружбы до ул. Тихая предусмотрено Генеральным планом Оханского городского округа, утв. решением Думы Оханского городского округа от 28.12.2020 № 252/1. Сроки не установлены.
Поскольку по делу установлено, что ул. Тихая д. **** надлежащим образом не содержится, автомобильная дорога к ул. Тихая отсутствует, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования административного истца о признании данного бездействия, допущенного администрацией Оханского городского округа, незаконным, подлежат удовлетворению.
Оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В ст. 3 названного федерального закона определены понятия: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 6 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования "Оханский городской округ" к вопросу местного значения округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Исходя из неудовлетворительного состояния ул. Тихая д. ****, отсутствия автодороги, обеспечивающей круглогодичный подъезд к ней, выводы суда первой инстанции, основанные на приведенном нормативно-правовом регулировании. являются верными.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Данная совокупность по делу была установлена, так как ненадлежащее содержание ул. Тихая д. **** влияет на безопасность дорожного движения, а отсутствие круглогодичного проезда нарушает права граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, причинения вреда имуществу, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и иной специализированной техники.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, которые бы опровергали выводы первой инстанции, свидетельствовали о допущенных при рассмотрении дела нарушениях норм материального и (или) процессуального права.
По указанным мотивам решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нытвенского районного суда Пермского края от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Оханского городского округа Пермского края – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись.
Судьи краевого суда: подписи.