ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2383/17 от 15.03.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

№ 2а-2383/2017,

УИД 68RS0004-01-2017-002966-72

Дело № 33а-730/2022 ч.ж.

Судья Паршина О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 15 марта 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Моисеева О.Н.,

рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве частную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2021 года об отказе в

предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛА:

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2017 г. на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу выполнить принятые обязательства по приведению хранилищ вооружения и боеприпасов (инв. №№ ***, ***, ***, ***, *** и ***) войсковой части *** (***) в соответствие с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства путем выполнения текущего ремонта: кровли хранилищ (инв. №№ ***, ***, ***, ***, ***, ***), кирпичной кладки наружных стен, бетонной отмостки по всему периметру зданий хранилищ (инв. №№ ***, ***, ***), бетонных стен хранилища (инв. № ***).

30.11.2021 г. представитель Министерства обороны Российской Федерации, действующий на основании доверенности, ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г. В обоснование заявление указано, что организация проведения капитального, текущего ремонта объектов недвижимости, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда. Согласно ответа 708 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (Сил) от 03.09.2021, во исполнение решения суда здания хранилищ боеприпасов и вооружения военного городка № *** включены в «Перечень капитального ремонта объектов военной инфраструктуры Западного военного округа, потребность в которых выявлена на 2021 год (дополнительно к доведенным ДБО)», для определения вида и оценки технического состояния объектов, в адрес командира войсковой части *** направлено разъяснение о разработке исходных данных. В целях планирования и организации заявленных работ, здания хранилищ боеприпасов и вооружения военного городка № *** учтены в проекте «Перечень капитального ремонта объектов военной инфраструктуры Западного военного округа, потребность в которых выявлена на 2022 год». Выполнение данной процедуры с учетом необходимости осуществления планирования капитального ремонта, а также бюджетного планирования возможно лишь в 2022 году, при выделении дополнительных денежных средств.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2021 года в удовлетворении заявления Министерства обороны Российской Федерации об отсрочке исполнения решения Тамбовского районного суда от 30 ноября 2017 г. отказано.

В частной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 просит названное определение суда отменить. В обоснование доводы жалобы приводит доводы, указанные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В возражениях на частную жалобу ВРИО военного прокурора Тамбовского гарнизона ФИО2 пишет, что изложенные в частной жалобе доводы нельзя признать основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку отсутствие денежных средств и бюджетное планирование в 2022 году, при выделении дополнительных денежных средств, не является безусловным доказательством неплатежеспособности должника и не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, влекущих отсрочку исполнения решения суда. Длительное непринятие мер к приведению хранилищ вооружения и боеприпасов войсковой части *** в состояние, пригодное к эксплуатации по его назначению, создает опасность причинения вреда военнослужащим, работникам войсковой части, жителям близлежащих населенных пунктов.

В силу части 2.1. статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено следующее.

По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела сведений о проведенной заявителем работе по исполнению решения суда, доказательств, подтверждающих объективные, непреодолимые препятствия для его исполнения; доказательств финансовой невозможности Министерства обороны РФ исполнения решения суда, вступившего в законную силу 10 января 2018 г., а также подтверждений, что решение суда будет исполнено в срок до 31.12.2022 г.

Судья второй инстанции с указанными выводами районного судьи соглашается ввиду следующего.

Из материалов дела усматривается, что решение Тамбовского районного суда вступило в законную силу 10 января 2018 г.

Согласно сообщения ВРИО заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам неимущественного характера УФССП России по Москве постановление о возбуждении исполнительного производства № *** вынесено и направлено в адрес Министерства обороны 28.11.2018 г. Однако, несмотря на принимаемые судебные приставом-исполнителем меры (неоднократное направления требований об исполнении решения суда, вынесении 07.04.2021 г. постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., привлечении должника 27.12.2021 г. к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ) решение суда до настоящего времени не исполнено.

В материалах дела отсутствуют сведения о принимаемых заявителем мер с даты вступления решения Тамбовского районного суда от 30.11.2017 г. в законную силу, направленных на исполнение решения суда. Также представителем заявителя не представлено как доказательств, объективно препятствующих исполнить решение суда в установленный в решении срок, так и доказательств исполнения решения суда в срок, указанный в заявлении о предоставлении отсрочки.

Суд второй инстанции соглашается с выводами районного судьи об особом характере возложенной на должника обязанности, направленной на сохранение вооружения и боеприпасов войсковой части ***, безопасности жизни и здоровья людей.

При таких обстоятельствах, определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2021 года подлежит оставлению без изменения, частная жалоба представителя Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 315 – 317 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Э.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Тамбовский районный суд Тамбовской области.

Судья О.Н. Моисеева