ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3087/20 от 27.01.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Синёва И.З. дело №2а-3087/2020 (33-47/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 января 2021г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

Председательствующего: Поляковой К.В.,

судей областного суда: Егоровой И.В., Тимофеевой И.П.,

при секретаре Бессаловой Т.Н.,

заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Ляпиной М.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2020г. по иску заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУПТП г. Астрахани, администрации МО «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения к чрезвычайным ситуациям,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Кировского района г. Астрахани Болдырев Д.Ю. в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации об исполнении законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. Установлено, что в собственности администрации МО «Город Астрахань» находится нежилое здание литер «» по адресу: <адрес>), расположенное на территории Муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия г. Астрахани (МУ ПТП г. Астрахани) и являющееся защитным сооружением гражданской обороны. Согласно паспорту убежища №7 от 17 ноября 1981г. назначение убежища в мирное время - заглубленный склад инвентаря и оборудования. На основании договора от 31 июля 1997г. указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МУ ПТП г. Астрахани. Ответчиками в нарушение норм действующего законодательства не принимаются меры к сохранности защитного сооружения, оно не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится его техническое обслуживание. По данному факту прокуратурой района 17 февраля 2020г. руководителю МУ ПТП г. Астрахани вносилось представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены. При указанных обстоятельствах просили признать бездействие МУ ПТП г. Астрахани, администрации МО «Город Астрахань» по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, заглубленного склада инвентаря и оборудования в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне незаконным. Обязать МУ ПТП г. Астрахани, администрацию МО «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2020г. суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, Резникова О.С. и представитель третьего лица ГУ МЧС России по Астраханской области Джакупов Е.С. исковые требования поддержали в полном объеме.

Директор МУ ПТП г. Астрахани Андреев А.Ю. и представитель администрация МО «Город Астрахань» Ляпина М.В. в судебном заседании исковые требования не признали, просили оставить без удовлетворения.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2020г. исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие МУ ПТП г. Астрахани, администрации МО «Город Астрахань» по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, заглубленного склада инвентаря и оборудования в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне. Возложена обязанность на МУ ПТП г. Астрахани, администрацию МО «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Взыскана с МУ ПТП г. Астрахани государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3.000 руб.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Ляпина М.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что транспортное предприятие в перечень организаций, имеющих мобилизационное задание и отнесенных к категории по гражданской обороне, не входит, в настоящее время в указанном сооружении гражданской обороны не нуждается. В зону возможных опасностей и зону потенциально опасных объектов не попадает. В настоящее время потребность в указанном защитном сооружение отсутствует. Также указывает, что нарушение адресности предусмотренных бюджетом средств является нарушением бюджетного законодательства.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Ляпину М.В. и директора МУ ПТП г. Астрахани Андреева А.Ю., поддержавших доводы жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М. и представителя ГУ МЧС России по Астраханской области Джакупова Е.С., возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007г. №804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно п. 10 которого основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002г. №583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых согласно п. 1.2 должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с п.3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (п.3.2.2 Правил).

В соответствии с п. 3.2.11 указанных Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В соответствии с п. 3.4.4 указанных Правил при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны было установлено, что в собственности МО «Город Астрахань» находится нежилое здание литер «» по адресу: <адрес>), расположенное на территории МУ ПТП г. Астрахани и являющееся защитным сооружением гражданской обороны.

Согласно паспорту убежища №7 от 17 ноября 1981г. назначение убежища в мирное время - заглубленный склад инвентаря и оборудования.

На основании договора от 31 июля 1997г. указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МУ ПТП г. Астрахани (ранее МП «ТТУ»).

Как следует из акта проверки от 17 февраля 2020г. и представленных сторонами фотоматериалов, в нарушение п.п.1.4, 1.8, 3.2.11, 3.4, 3.4.8, 3.2.7, 3.3.13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002г. №583, в данном убежище отсутствует звено по обслуживанию ЗСГО, фильтровентиляционная система не исправна и находится в разобранном состоянии, система энергоснабжения отсутствует, система водоснабжения демонтирована, канализационная система отсутствует, санитарно-техническое оборудование демонтировано, нарушена гидроизоляция пола, стены имеют трещины, защитные и герметические двери покрыты ржавчиной, находятся в неисправном состоянии (нарушена герметизация дверей, герморезина отсутствует, запорные механизмы демонтированы).

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что МУПТП г. Астрахани не принимается мер к сохранности защитного сооружения, оно не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится его техническое обслуживание. Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны Предприятия, необеспечение мер по поддержанию в надлежащем состоянии объекта ЗС ГО создает угрозу защищенности граждан. Непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества. В свою очередь администрацией МО «Город Астрахань» как собственником указанного убежища меры к понуждению МУПТП г. Астрахани исполнения требований содержания и эксплуатации ЗС ГО не принимаются, в связи с чем суд пришел к выводу о возложении обязанности на МУПТП г. Астрахани и администрацию МО «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. При этом выводы суда основаны на правильном определении юридически значимых обстоятельств и оценке всех доказательств по делу в их совокупности, и судебная коллегия не находит оснований давать им другую оценку.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся к повторному изложению возражений против заявленных требований и к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения суда.

Судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции доводам стороны ответчиков о том, что Предприятие в зоны возможных опасностей, а также в зону потенциально опасных объектов не подпадает, и на отсутствие денежных средств на восстановление защитного сооружения, поскольку федеральным законодательством возложена обязанность на ответчиков проводить мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999г. №1309 (ред. от 30 октября 2019г.) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005г. №575 (ред. от 14 сентября 2015г.) также утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2005г. №7032), согласно которому содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Допускается устройство в помещениях ЗС ГО временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, но не более чем за 6 часов.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.

Использование систем воздухоснабжения ЗС ГО в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

В мирное время запрещается использование следующих элементов инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО: вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей; аварийных резервуаров для сбора фекалий. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.

При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время (раздел II).

При этом судебной коллегией принимается во внимание, что до настоящего времени спорный объект имеет статус убежища, является собственностью муниципального образования и находится в хозяйственном ведении Предприятия, неудовлетворительное состояние данного объекта как ЗС ГО не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем на правильность выводов суда первой инстанции не влияет то обстоятельство, что администрация города в лице начальника отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны обращалась в 2018г. в ГУ МЧС России по Астраханской области по вопросу перевода спорного объекта на эксплуатацию в качестве укрытия, а в дальнейшем в 2021г. в министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области по вопросу списания указанного ЗС ГО, что было подтверждено опрошенной на заседании судебной коллегии свидетелем Овчинниковой С.Л., поскольку указанные мероприятия ответчиками до настоящего времени не проведены и не окончены, окончательные решения по переводу спорного объекта в укрытие, по его списанию либо по передаче на иной уровень собственности с прекращением за муниципальным образованием права собственности и за Предприятием права хозяйственного ведения в установленном законом порядке компетентными органами не приняты. Данные обстоятельства не отрицались сторонами по делу и были подтверждены опрошенным на заседании судебной коллегии в качестве специалиста начальником отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения ГУ МЧС России по Астраханской области Игнатовичем А.А.

Иные доводы, оспаривающие решение суда и являющиеся юридически значимыми для разрешения настоящего спора, апелляционная жалоба не содержит.

Кроме того, в силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Таким образом, в части доводов жалобы о затруднительности исполнения решения суда ответчики не лишены возможности в дальнейшем при необходимости обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2020г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Ляпиной М.В. – без удовлетворения.

...

...

...