Дело № 2а-314/2018 Председательствующий – судья Ю.В. Панченко
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-464/2018
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К.,
судей Албакова Д.Х. и Плиевой И.М.
при секретаре Хаутиевой Я.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Барахоева Ибрагима Жабраиловича к ФКУ Военный комиссариат и призывной комиссии г. Назрань и Назрановского района о признании решения призывной комиссии незаконным и возложении обязанности выдать военный билет
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Республики Ингушетия на решение Магасского районного суда от 6 марта 2018 г., которым удовлетворены требования Барахоева И.Ж.
Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барахоев И.Ж. обратился в суд, указав, что с 26 октября 2008 г. по 26 октября 2017 г. являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Окончив среднеобразовательную школу в 2006 г., он поступил в филиал Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Назрань на очную форму обучения. После обратился в военкомат с просьбой поставить его на воинский учет, выдать удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и предоставить отсрочку.
Во время постановки на воинский учет не был ознакомлен с правилами, обязанностью сообщать в 2-х недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства.
В 2008 г. истец перевелся в главный вуз г. Ставрополь на заочную форму обучения в связи с отзывом лицензии у филиала, в котором проходил обучение.
Поступив в Ингушский государственный университет на очную форму обучения в 2010 г., Барахоев И.Ж. обратился в военкомат с просьбой дать ему отсрочку.
В 2015 г. окончив Ингушский государственный университет по специальности «Информационные системы и технологии» он обратился в военкомат, где ему сообщили, что его уведомят в случае необходимости его явки.
С 2015 по 2017 гг. проходил обучение в Ингушском государственном университете на магистратуре по специальности «Бухгалтерский учет анализ и аудит».
С 26 октября 2008 г. по 26 октября 2017 г. он не получал уведомления или же повестку о необходимости явиться в военкомат на мероприятия, связанные с призывом, не покидал место фактического адреса своего проживания и от призыва в армию не уклонялся, при этом обращался в военкомат за получением справки о том, что он состоит на учете как военнообязанный. В соответствии с действующим законодательством по достижении 27 возраста он обратился с заявлением в Военный комиссариат Республики Ингушетия с просьбой зачислить его в запас Вооруженных сил РФ и выдать военный билет, однако ему было отказано с указанием на нарушение им требований ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Считая отказ неправомерным, просил признать незаконным решение призывной комиссии по г. Назрань и Назрановскому району о признании его не прошедшим военную службу и обязать Военный комиссариат выдать ему военный билет в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Республики Ингушетия - Тангиев Б.С. требования административного истца не признал и просил суд отказать в удовлетворении требований.
Решением суда административный иск удовлетворен, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии г. Назрань и Назрановского района о признании Барахоева И.Ж. не прошедшим военную службу. ФКУ Военный комиссариат Республики Ингушетия обязали выдать военный билет.
В апелляционной жалобе Военного комиссариата РИ ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения судом фактических обстоятельств дела.
В судебное заседание административный истец Барахоев И.Ж., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью выезда в г. Москву. Ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Военного комиссариата РИ Тангиева Б.С., поддержавшего апелляционную жалобу и просившего отменить решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается представителем Военного комиссариата, что истец в период с 2006 г. по 2017 г. проходил обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и обращался в военкомат за получением отсрочки по учебе и справок о том, что он состоит на учете как военнообязанный.
По достижении 27 возраста истец обратился с заявлением на имя военного комиссара Республики Ингушетия с просьбой зачислить его в запас Вооруженных сил РФ и выдать документ воинского учета - военный билет, однако ему было отказано с указанием на нарушение им требований ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
22 ноября 2017 г. Военный комиссариат Республики Ингушетия сообщил Барахоеву И.Ж., что им допущены нарушения требований ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в виде неявки в 2-х недельный срок в военный комиссариат и не сообщении об изменении образования, то есть об обучении с 2015 г. по 2017 г. в магистратуре, а также не явки 1 октября 2015 г. в Военный комиссариат г. Назрань и Назрановского района для принятия в отношении него правового решения. В связи с указанным призывной комиссией г. Назрань вынесено решение о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, с выдачей справки установленного образца, для получения которой необходимо обратиться в Военный комиссариат г. Назрань и Назрановского района.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ).
Основной формой реализации указной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобождённых от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
В судебном заседании истец пояснил, что с 2006 г. по 2011 г. ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по призыву согласно п. 2 ст. 22 и подп. «а» п. 2 ст. 24 Закон № 53, согласно которым право на отсрочку имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях в период освоения образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования.
В статьях 1, 5, 26 Закона № 53-ФЗ законодатель возложил полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата.
В п. 34 Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющейся приложением № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400, содержится предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведённой в приложении № 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учёт и регистрация которых осуществляются по книге учёта вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
Статья 28 Закона № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьёй 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
В материалах дела отсутствуют и представителем Военного комиссариата не представлено сведений о направлении в адрес Барахоева И.Ж. либо вручение ему повестки о необходимости явиться на призывной пункт для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошёл военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учёту или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят своё заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Одновременно в названном постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закреплённое Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемлённым. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение её результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Барахоевым И.Ж. после 1 января 2014 г. действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, а также доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу административного истца в период с 1 января 2014 г. до достижения им возраста 27 лет, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Следовательно Барахоев И.Ж. не прошёл военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п. 35).
Указом Главы Республики Ингушетия от 27 сентября 2016 г. № 204 «О проведении очередного призыва на военную службу в Вооруженные силы Российской федерации граждан 1988 года рождения, а также старших возрастов, утративших право на отсрочку» утверждены основные и резервные составы призывных комиссий Республики Ингушетия, муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия, а также Регламент работы призывной комиссии Республики Ингушетия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заключением призывной комиссии от 13 ноября 2017 г. административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В суде апелляционной инстанции обозревался протокол заседания призывной комиссии г. Назрань и Назрановского района от 13 ноября 2017 г. № 2, из которого усматривается, что он подписан членами призывной комиссии Озиевым Д., Барахоевым И., Эжиевым Р., не принимавшим участие в заседании призывной комиссии, в то же время участвовавшими в заседании членами призывной комиссии Магамадовым А., Албогачиевым А. протокол не подписан. Кроме того, протокол заседания в нарушение Регламента работы призывной комиссии не содержит результаты голосования комиссии.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения в отношении Барахоева И.Ж. призывной комиссией допущены нарушения Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, Регламента работы призывной комиссии, в связи с чем решение призывной комиссии г. Назрань и Назрановского района от 13 ноября 2017 г. о признании административного истца не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований.
С учётом изложенного, выводы суда первой инстанции незаконности оспариваемого решения призывной комиссии от 13 ноября 2017 г. являются законными и обоснованными, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от 6 марта 2018 г., которым удовлетворено административное исковое заявление Барахоева Ибрагима Жабраиловича к ФКУ Военный комиссариат и призывной комиссии г. Назрань и Назрановского района о признании решения призывной комиссии незаконным и возложении обязанности выдать военный билет, оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи