Дело №2а-864/2021; №33а-4232/2021 судья Лаврухина О.Ю. 2021 год
УИД 69RS0040-02-2021-003305-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Образцовой О.А.,
дело по апелляционной жалобе Администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 23 августа 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 02 апреля 2021 № 69-98-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», возложении обязанности по его отмене - оставить без удовлетворения.
По вступлению решения суда в законную силу отменить принятые по административному делу меры предварительной защиты, наложенные определением Центрального районного суда города Твери от 20 апреля 2021 года, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности в отношении следующего имущества указанного в Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 02 апреля 2021 года № 69-98-р:
- здание общежития (кроме нежилых помещений с кадастровыми
номерами №, №), кадастровый номер:
№, общая площадь 921,4 кв.м по адресу: <адрес>;
- комната (жилое помещение), кадастровый номер №,
общая площадь 25,8 кв.м по адресу: <адрес>».
Судебная коллегия
установила:
Администрация города Твери обратилась в Центральный районный суд г.Твери с административным иском к Территориальному управлению Росимущества в Тверской области, в котором просила признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 02 апреля 2021 года № 69-98-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» и возложить на административного ответчика обязанность в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу его отменить.
В обоснование заявленных требований указано, что законоположения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 года № 8-П и должны быть положены в основу при применении пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи.
В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденным решением Тверской городской Думы № 2 от 15 января 2004 года, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении.
Администрации города Твери стало известно о принятии распоряжения от 02 апреля 2021 года № 69-98-р в отношении здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Финансовых средств муниципальному образованию город Тверь на содержание данного имущества Территориальным управлением Росимущества Тверской области не передано.
В жилых помещениях, в отношении которых административным ответчиком принято оспариваемое распоряжение, проживают граждане, в связи с чем они не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, а именно для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма.
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Подобное недвижимое имущество не может быть использовано Администрацией города Твери для выполнения своих полномочий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07 декабря 2006 года № 542-0 и от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления.
Данная процедура в рассматриваемом случае нарушена, волеизъявления органов местного самоуправления на приём в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества, установленная Порядком.
Документы, подтверждающие фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют.
Аналогичным образом Территориальное управление Росимущества в Тверской области уже пыталось передать недвижимое имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году уже признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2007 года № А66-5621/2007).
Между тем в нарушение прав муниципального образования город Тверь, в нарушение вышеназванных норм федерального закона и муниципальных нормативных правовых актов административным ответчиком вновь принято распоряжение, аналогичное обжалованному.
Определениями Центрального районного суда города Твери от 07 июня 2021 года, 05 июля 2021 года и 28 июля 2021 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Тверская городская Дума, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, ООО УК «Солнечный город», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.
Представитель административного истца Администрации города Твери по доверенности Ковалёва И.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Территориального управления Росимущества в Тверской области по доверенности Пойменов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности - Тарасов В.В. в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, полностью поддержал позицию административного истца.
Представители заинтересованных лиц - Тверской городской Думы, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, ООО УК «Солнечный город», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы указывается, что передаваемое имущество является специализированным жилищным фондом, занято гражданами, с учётом состояния, передаваемого в муниципальную собственность здания, подобное недвижимое имущество не может быть использовано Администрацией города Твери для выполнения своих полномочий.
Данное имущество не может быть передано в муниципальную собственность в порядке части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, как это указано в преамбуле распоряжения, что свидетельствует о несоответствии распоряжения требованиям действующего законодательства.
Судом при вынесении оспариваемого решения не дана оценка материалам регистрационного дела на объекты недвижимого имущества, а также документам и доводам Администрации города Твери, чем нарушены в том числе, нормы процессуального права.
Здание общежития по адресу: <адрес> зарегистрировано в федеральной собственности на основании определения арбитражного суда Тверской области от 03 октября 2017 года по делу № А66-15018/2014.
Из регистрационного дела, поступившего из ФГБУ «ФКП Росреестра», видно, что наряду с определением арбитражного суда Тверской области документом-основанием для регистрации федеральной собственности на здание общежития явилось и постановление Верховного Совета РФ № 3020-1, т.е. данное имущество уже разграничено в федеральную собственность.
Дом № по <адрес> 1908 года постройки, является региональным объектом культурного наследия № 310, приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 08 июня 2004 года включён в список объектов культурного наследия.
Данный дом был признан федеральной собственностью на основании решения арбитражного суда Тверской области от 17 августа 1999 года по делу № 2724 по иску прокурора Тверской области в защиту общественных интересов.
В силу постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В приложении 1 к постановлению № 3020-1 поименованы в том числе, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что дом № по <адрес> является объектом культурного наследия, находящимся на территории Российской Федерации, прокурор <адрес> обратился в суд с требованием о восстановлении именно в федеральной собственности жилых домов № «б» (общежитие инв. №), № (общежитие, инв. №), № (общежитие, инв. №), № (общежитие, инв. №), в то время, как по состоянию на 1997 год органы местного самоуправления уже были созданы (Закон РФ от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»).
Таким образом, в порядке постановления № 3020-1 и Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данное имущество уже разграничено и не может вновь быть разграничено, о чем и указывает в своем определении Верховный Суд РФ от 28 августа 2020 года № 309-ЭС-11496.
Ранее распоряжением от 20 июля 2007 года № 326 Управление пыталось передать дом № по <адрес> в муниципальную собственность, однако решением Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2007 года по делу № А66-5621/2007 названное распоряжение признано недействительным, как противоречащее пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Арбитражным судом указано, что в силу п. 2 ст. 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право собственности возникает со дня государственной регистрации. В силу указанного обстоятельства пункт 6 оспариваемого на тот момент распоряжения содержит иную редакцию (с момента утверждения акта приема-передачи), является незаконным.
За период с 2007 года по настоящее время норма статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не изменилась и решением суда, вступившим в законную силу, уже установлена незаконность данной нормы в распоряжении Управления.
Несмотря на положения части 2 статьи 64 КАС РФ пунктом 6 распоряжения определено, что данное распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Таким образом, пункт 6 распоряжения противоречит нормам Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и судом также в оспариваемом решении не дана должная оценка.
Распоряжением в муниципальную собственность передается одна комната, находящаяся в доме, являющимся объектом культурного наследия.
Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся многоквартирным домом, предусмотрены статьей 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая предполагает наличие охранного обязательства и определение объекта охраны.
На данный дом охранное обязательство не выдавалось, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ даже если в реестр объектов культурного наследия включен дом, а не отдельные помещения в нем и места общего пользования, под действие закона № 73-ФЗ попадает абсолютно все имуществом, находящееся внутри дома.
Таким образом, распоряжение не соответствует и статье 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Кроме того, Администрацией города Твери в материалы административного дела были представлены акты обследования общежития, а также заключение Главного управления ГЖИ Тверской области от 20 мая 2021 года и акт проверки от 18 июня 2021 года, акт, составленный департаментом ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 13 мая 2021 года, свидетельствующие о ненадлежащем (аварийном) состоянии как здания общежития, так и дома № по <адрес>, что также свидетельствует о невозможности передачи данного имущества в муниципальную собственность, о чем свидетельствует определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2021 года № 309-ЭС20-23489.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предполагают необходимость учета волеизъявления всех заинтересованных лиц и согласованности действий соответствующих уполномоченных органов, не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Ни одному из перечисленных доводом и документов Администрации города Твери судом при вынесении решения не дана оценка, чем нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление представителя Администрации города Твери Вуйминой И.М., Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери Егорова Е.М., поддержавших доводы жалобы, представителя Территориального управления Росимущества в Тверской области Кабликова А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 02 апреля 2021 года Территориальным управлением Росимущества в Тверской области принято распоряжение № 69-98-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».
На основании оспариваемого распоряжения в муниципальную собственность безвозмездно подлежит передаче общежитие (кроме нежилых помещений с кадастровыми номерами № и №), адрес места нахождения имущества - <адрес> общая площадь 921,4 кв.м; комната (жилое помещение), расположенная по адресу: <адрес>.
Объекты недвижимого имущества - общежитие (жилое), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и комната №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.
Полагая данное распоряжение незаконным, Администрация города Твери обратилась в суд с настоящим административным иском.
Оставляя без удовлетворения требования Администрации г. Твери, суд первой инстанции исходил из того, что данный ненормативный правовой акт издан Управлением в пределах его компетенции, не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим порядок передачи имущества в муниципальную собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 2 статьи 212 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 16 и статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание муниципального жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
В федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
При этом находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению № 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что спорное имущество относится к категории имущества (объекты жилищного фонда), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Спорное имущество является зданием общежития и комнатой (жилым помещением) в жилом доме и их фактическое использование наиболее эффективно в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Здание общежития используется для постоянного проживания граждан г. Твери, а не для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений. То же относится и к жилому помещению в доме № по <адрес>. При этом согласно справке управляющей компании в комнате № никто не зарегистрирован.
Поскольку спорные объекты не являются ни одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, предназначены для решения вопросов местного значения, в связи с чем подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Ссылки апелляционной жалобы на статью 19 Жилищного кодекса РФ, допускающую нахождение жилищного фонда в собственности Российской Федерации, не могут быть приняты как основания для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку при решении вопроса о передаче объектов жилищного фонда из федеральной собственности в муниципальную приведённые положения данной нормы закона необходимо применять в совокупности с положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с учётом постановления Верховного Совета РФ № 3020-1.
Порядок передачи имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность определен также частью 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с положениями приведённой нормы закона решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» полномочия по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность делегированы территориальным органам ФАУГИ.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об издании Управлением оспариваемого распоряжения в пределах его полномочий соответствует нормам материального права.
Порядок, установленный данной нормой федерального закона, административным ответчиком соблюдён.
Как видно из материалов дела, передаточный акт в отношении спорного имущества был направлен административным ответчиком административному истцу.
15 апреля 2021 года Главой города Твери руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области акт приёма-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь возвращён без подписания со ссылкой на Положение «О порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности», утв. решением Тверской городской Думы от 15 января 2004 года № 2, и необходимость учёта мнения уполномоченного органа местного самоуправления.
Поскольку передаточный акт не подписан органом местного самоуправления, исходя из положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, административный ответчик вправе был утвердить данный акт в одностороннем порядке.
Ссылки административного ответчика на необходимость соблюдения требований Положения «О порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности» являются необоснованными.
Специальный порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, которая не предусматривает возможность решения данного вопроса в порядке, определяемом нормативными актами органов местного самоуправления.
Возражая против передачи спорного имущества в муниципальную собственность, административный истец указывает, что волеизъявления органа местного самоуправления на принятие такого имущества не было, передаваемое имущество находится в ненадлежащем (аварийном состоянии).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р, положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации.
По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Вместе с тем, как указывалось выше, отказ органа местного самоуправления от подписания акта приёма-передачи спорного имущества был обусловлен только необходимостью принятия Тверской городской Думой решения о намерении принять объекты недвижимости в муниципальную собственность на основании Положения «О порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности», что не соответствует положениям части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.
Доводы о ненадлежащем состоянии имущества были заявлены только в административном иске при обращении в суд.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что жилое здание – общежитие не признано аварийным, жилое помещение № не признано непригодным для проживания; пригодны для проживания, доказательства невозможности использования имущества для решения вопросов местного значения в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
Кроме того, данное обстоятельство не является основанием, препятствующим процедуре передачи объектов недвижимости с одного уровня собственности на иной уровень собственности.
Вопросы финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества могут быть разрешены в административном порядке, а в случае недостижения согласия – путём обращения в суд с соответствующим иском.
Таким образом, установив статус передаваемого имущества, соблюдение административным ответчиком процедуры передачи имущества в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности, установленной законом необходимости нахождения передаваемого имущества в муниципальной собственности и возможности его использования для решения вопросов местного значения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии указанного распоряжения требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное имущество ранее уже было разграничено на основании судебных актов арбитражных судов, не подтверждены материалами дела.
Из определения арбитражного суда Тверской области от 03 октября 2017 года по делу № А66-15018/2014, на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, усматривается, что в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство «Сахарово» на Территориальное управление Росимущества в Тверской области возложена обязанность принять у конкурсного управляющего ФГУП «Сахарово» здание общежития по адресу: <адрес>.
Однако такое решение арбитражного суда, принятое пределах заявленных требований и предмета иска, не может рассматриваться как передача имущества в федеральную собственность в порядке разграничения.
Также не свидетельствует о разграничении собственности и невозможности передачи здания общежития из федеральной в муниципальную собственность и само по себе указание в реестре федеральной собственности в качестве основания возникновения права постановления Верховного Совета РФ № 3020-1, поскольку изначально здание общежития находилось во владении федерального государственного унитарного предприятия и являюсь федеральной собственностью. В силу 19 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитии относятся к жилому фонду, который подлежит на основании приведённого постановления и статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ передаче в муниципальную собственность.
Также не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда Тверской области от 17 августа 1999 года по делу № 2724, поскольку арбитражным судом разрешался вопрос о признании недействительной сделки приватизации Тверской прядильно-ткацкой фабрики им. А.П. Вагжанова в части передачи в уставной капитал ОАО «Тверская фабрика им. А.П. Вагжанова» жилых домов, в частности дома № (общежитие) по <адрес>, сделка приватизации признана арбитражным судом недействительной и как последствие недействительности сделки согласно статье 167 Гражданского кодекса РФ жилые дома восстановлены в федеральной собственности.
Арбитражный суд Тверской области в данном деле не решал вопросы разграничения собственности.
Судом первой инстанции обоснованно не применено как преюдициальное решение арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2007 года по делу № А66-5621/2007 года, поскольку как предмет заявленных требований (по настоящему административному делу – комната №), так и круг участников процесса различны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комната № расположена в доме № по <адрес>, который относится к региональным объектам культурного наследия, но суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание положения статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не установил противоречия пункта 6 оспариваемого распоряжения административного ответчика приведённой норме закона, не свидетельствуют о незаконности распоряжения Территориального управления Росимущества в Тверской области от 02 апреля 2021 года.
Статья 63 Федерального закона № 73-ФЗ устанавливала переходные положения и порядок реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона при оформлении права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения.
Передача имущества из федеральной собственности в муниципальную в порядке разграничения собственности, как указывалось выше, осуществляется на основании положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.
Пункт 6 оспариваемого распоряжения не противоречит данной норме закона.
С учётом изложенного основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Твери от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Твери - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: