ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1053/2017 от 18.05.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Рыльков H.A. дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2017 года <...>

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >11,

судей < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >12

по докладу судьи < Ф.И.О. >10,

при секретаре < Ф.И.О. >2,

с участием прокурора < Ф.И.О. >3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >4, представителя ОАО «РЖД» по доверенности, на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от <...>,

заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее также - ОАО «РЖД») в лице Армавирской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центрально дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», просил обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения закона, в том числе правил эксплуатации и содержания железнодорожного пути общего пользования, находящегося в ведении Армавирской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», а именно: провести капитальный ремонт участка железнодорожного пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенного на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2», 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...> Краснодарского края.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Кавказской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры. В ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения положений действующего законодательства по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Армавирской дистанции пути. <...> в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в процессе эксплуатации вышеуказанного участка пути общего пользования. Ответчик согласился с выявленными нарушениями закона, однако до настоящего времени нарушения фактически не устранены, капитальный ремонт вышеуказанного участка железнодорожного пути не проведен.

Обжалуемым решением Армавирского городского суда Краснодарского края от <...> исковое заявление Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» удовлетворены. Суд обязал ответчика провести капитальный ремонт участка железнодорожного пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенного на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2» 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...> Краснодарского края, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскана с ОАО «РЖД» в доход МО <...> государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Не согласившись с решением суда, < Ф.И.О. >4, представитель ОАО «РЖД» по доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение суда незаконно, вынесено с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, поступивших от транспортного прокурора Кавказской транспортной прокуратуры < Ф.И.О. >5, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >3, полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя ОАО «РЖД» по доверенности < Ф.И.О. >6, просившего об отмене решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от <...> № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц; обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от <...> № 17-ФЗ законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от <...> № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от <...> № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Согласно п. 1 Приложения <...> к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Министра транспорта РФ от <...><...>, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

П. 16 главы 4 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ предусмотрено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

В соответствии с п. 13 Приложения <...> к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов). Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.

Согласно п.п. 3.2, 3.3 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» <...>р от <...>, капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсошпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1-3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов.

Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсошпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3-5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений.

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от <...><...>р, железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

Согласно табл. 2.1 Технических условий на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденных заместителем Министра путей сообщения РФ <...>, установлена периодичность проведения капитального ремонта железнодорожных путей при наработке норматива тоннажа - 700 млн. тонн. Также данной таблицей предусмотрено проведение капитального ремонта звеньевого пути на деревянных шпалах 1 раз в 20 лет.

П. <...> Инструкции предусмотрено, что по мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Кавказской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой были выявлены нарушения положений действующего законодательства по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Армавирской дистанции пути.

<...> Кавказским транспортным прокурором в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в процессе эксплуатации вышеуказанного участка пути общего пользования, путем проведения капитального ремонта участка железнодорожного пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенного на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2», 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...> Краснодарского края.

Судом первой инстанции установлено, что начальник Армавирской дистанции пути согласился с выявленными нарушениями закона, а также сообщил, что приняты меры по их устранению. Однако до настоящего времени нарушения фактически не устранены, капитальный ремонт вышеуказанного участка железнодорожного пути не проведен.

В ходе проверки установлено и представленными в материалы дела доказательствами, в т.ч. информацией от <...><...> и.о. начальника Армавирской дистанции пути < Ф.И.О. >7, подтверждено, что в нарушение приведенных положений действующего законодательства ответчик эксплуатирует находящийся на балансе участок пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенный на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2», 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...> Краснодарского края (всего 1,01 км), состоящий из деревянных шпал, с просроченным сроком капитального ремонта (срок истек в 2005 году).

По ходатайству представителя ответчика определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено НПП ООО «ЮрИнСтрой» (<...>).

По результатам проведенного экспертного исследования старшим экспертом < Ф.И.О. >8 и экспертом < Ф.И.О. >9 в заключении <...>.1 от <...> сделаны следующие выводы:

«1. Техническое состояние участка железнодорожного пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенного на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2» 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...>, требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не соответствует.

Фактически существующее на момент проведения экспертного осмотра техническое состояние вышеуказанного участка железнодорожного пути общего пользования характеризуется следующим образом:

• конструкция верхнего строения пути не обеспечивает равномерное распределение на земляное полотно и искусственные сооружения нагрузки от железнодорожного подвижного состава;

• отсутствует прочность и надежность отдельных элементов конструкции верхнего строения;

• нарушена устойчивость рельсошпальной решетки от сдвига в горизонтальной и вертикальной плоскостях под воздействием внешних и внутренних сил;

• земляное полотно по прочности, устойчивости и техническому состоянию не обеспечивает безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимого уровня риска на всем протяжении участка железнодорожного пути.

Вышеописанное техническое состояние противоречит требованиям предусмотренным: ст. 2 Федерального закона от <...> № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и п. п. 4.2. Свода правил СП 238.1326000.2015 «Железнодорожный путь».

2. Проведение капитального ремонта участка железнодорожного пути общего пользования протяженностью 1,01 км, расположенного на перегоне «Армавир-1 - Армавир-2» 1 км 775 м - 2 км 784 м в границах <...>, с учетом его технического состояния, необходимо».

Согласно приложенной к экспертному заключению подписке от <...> эксперты < Ф.И.О. >8 и < Ф.И.О. >9 предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 307 УК РФ. Квалификация экспертов подтверждена необходимыми документами, оснований сомневаться в ней, а также в выводах судебной строительно-технической экспертизы у судебной коллегии не имеется.

С учетом обстоятельств гражданского дела и выводов судебной строительно-технической экспертизы судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что непроведение капитального ремонта спорного участка пути, по которому перемещаются, в том числе, скорые пассажирские поезда и опасные грузы, в установленный техническими требованиями срок, угрожает возникновением транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинением ущерба окружающей среде, создает потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц - пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также работников ОАО «РЖД».

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования прокурора не мотивированны и не подлежат удовлетворению, однако были необоснованно удовлетворены судом первой инстанции, следует признать несостоятельными.

Таким образом, у судьи городского суда имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления прокурора, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда следует признать законным и оно не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от <...> по делу по исковому заявлению Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Армавирской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» об обязании провести капитальный ремонт участка железнодорожного пути оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.

Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать замечания на него в течение трех дней с даты подписания протокола.

Председательствующий -

Судьи -