ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10685 от 05.10.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Быкова И.В.

№ 33-10685

Докладчик: Котов Д.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 октября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Котова Д.И.,

судей: Шагаровой Т.В., Дударёк Н.Г.,

при секретаре Куренковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котова Д.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Кемеровского муниципального района Есиповой Е.В., действующей на основании доверенности от 28.12.2016 года, выданной сроком до 31.12.2017 года, на решение Заводского районного суда города Кемерово от 13 июля 2017 года по иску Ивановой Ксеньи Анатольевны к Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Иванова К.А. обратилась в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> относится к Кемеровскому муниципальному району (п. 3 ст. 11 Устава Кемеровского муниципального района). Вместе с ней в данном доме проживают и состоят на регистрационном учете: муж И.Р.С. и несовершеннолетняя дочь И.В.Р. В настоящее время жилой дом по вышеуказанному адресу не обеспечен водоснабжением и водоотведением, однако, на соседней улице имеется центральное водоснабжение. 27.07.2016 года она направила в Администрацию Кемеровского муниципального района заявление об обязании обеспечить водоснабжение к дому, которое оставлено ответчиком без удовлетворения. Указывает, что отсутствие водоснабжения лишает ее семью на нормальное проживание, которое гарантировано законодательством РФ.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 28.06.2017г. принят частичный отказ Ивановой К.А. от исковых требований к Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области в части обязания обеспечить питьевой водой жилой дом по адресу: <адрес> в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей, производство по делу в указанной части судом прекращено.

С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Кемеровского муниципального района по организации водоснабжения к жилому дому по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Кемеровского муниципального района организовать мероприятия по обеспечению холодным водоснабжением к указанному жилому дому не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения по данному делу в законную силу.

В судебном заседании представитель Ивановой К.А. - Шатилов Д.А., действующий на основании доверенности от 11.05.2017 года, выданной сроком на три года, на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель Администрации Кемеровского муниципального района Есипова Е.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2016 года, выданной сроком до 31.12.2017 года, иск не признала, возражала против их удовлетворения.

Истец Иванова К.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Решением Заводского районного суда города Кемерово от 13 июля 2017 года постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации Кемеровского муниципального района по организации водоснабжения к жилому дому по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Кемеровского муниципального района организовать мероприятия по обеспечению холодным водоснабжением к жилому дому по адресу: <адрес>, не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Администрации Кемеровского муниципального района, ул. Совхозная, 1а, г. Кемерово, Кемеровская область, 650099, ИНН 4234002138, ОГРН 1024202052049, дата регистрации 26.11.2002) в пользу Иванова Ксении Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу <адрес>, государственную пошлину в размере 300 рублей».

В апелляционной жалобе представитель администрации Кемеровского муниципального района Есипова Е.В. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что судом не учтено, что деятельность органа местного самоуправления по организации водоснабжения осуществляется исключительно в рамках муниципальных программ, которые согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ утверждаются местной администрацией муниципального образования. Соответствующая муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района» утверждена постановлением администрации Кемеровского муниципального района (редакция от 24.03.2017 года) и предусматривает ряд мероприятий, запланированных на 2017-2019гг., в которую работы по строительству сетей водоснабжения по <адрес> не включены. В бюджете Кемеровского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов также не предусмотрено денежных средств на данные мероприятия. Осуществление расходов, в отношении которых денежные средства не заложены в соответствующий бюджет, за счет средств, предусмотренных на иные цели, является нарушением бюджетного законодательства - нецелевым расходованием бюджетных средств. Поскольку Администрация не принимала на себя обязательств по организации водоснабжения по <адрес> в рамках муниципальной программы «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района», незаконное бездействие со стороны Администрации не допущено. Также указывает на применение судом закона, не подлежащего применению в рассматриваемых правоотношениях, в частности, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего, что организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района. Организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к полномочиям местного значения сельского поселения в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поскольку данное полномочие не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, то в силу части 4 указанной статьи этот вопрос решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и является вопросом местного значения муниципальных районов. Полагает, что судом дано неверное толкование положениям действующего законодательства, регламентирующего обязанность организации водоснабжения населения в целом, без указания на такую возможность применительно к единственному частному жилому дому.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации Кемеровского муниципального района Есипову Е.В., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, а также представителя Ивановой К.А. – Шатилова Д.А., действующего на основании доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п.2).

На основании ст. 19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (п. 3).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (п.4).

В соответствии с п 1.1. ст. 7 Устава Кемеровского муниципального района органы местного самоуправления Кемеровского муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территориях сельских поселений Кемеровского муниципального района. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения Кемеровского 1 муниципального района.

Как следует из материалов дела, Иванова К.А. на основании договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ивановой К.А. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, является собственником жилого дома, площадью 31,1 кв.м. и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).

Жилой дом по адресу: <адрес>, до настоящего времени не обеспечен водоснабжением и водоотведением, что стороной ответчика не оспаривается.

27.07.2017 года Иванова К.А. обратилась в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением об обязании провести центральное водоснабжение по вышеуказанному адресу (л.д. 10-12).

Из ответа Администрации Кемеровского муниципального района от 27.07.2017 года следует, что работы по строительству сетей водоснабжения по <адрес> не были включены в план мероприятий муниципальной программы «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района» на 2016 год. План мероприятий муниципальных программ на очередной год формируется в третьем квартале года, предшествующего планируемому, совместно с активистами сельского поселения с целью включения проблемных вопросов в вышеуказанный план. При формировании плана мероприятий муниципальной программы: «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района» на последующие годы вопрос о строительстве сетей водоснабжения по <адрес> будет вынесен на обсуждение с активистами сельского поселения (л.д. 30).

На основании обращения Ивановой К.А. прокуратурой Кемеровского района была проведена проверка неисполнения Администрацией Кемеровского муниципального района полномочий по обеспечению водоснабжения и водоотведеиия по <адрес> (л.д. 31), в ходе которой было установлено, что мероприятия, направленные на строительство централизованных систем водоснабжения по <адрес> в план мероприятий муниципальной программы «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района» на 2016 год не включены. По состоянию на 2016 год по <адрес> зарегистрировано 17 человек, которые не обеспечены системами водоснабжения и водоотведения. В связи с ненадлежащим осуществлением реализации полномочий по организации водоснабжения населения в с. Андреевка главе Кемеровского муниципального района 13.12.2017 года прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Кемеровского муниципального района обязанности организовать водоснабжение к жилому дому <адрес>.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку они согласуются с подлежащими применению нормами права, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании собранных по делу доказательств, поскольку обязанность по организации водоснабжения населения п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации, местного самоуправления» отнесена к вопросам местного значения муниципального района, то есть организацию предоставления коммунальных услуг закон возлагает на органы муниципального образования конкретного муниципального района, в данном случае - администрацию Кемеровского муниципального района.

Доводы жалобы о том, что работы по строительству сетей водоснабжения по <адрес> не включены в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Кемеровского муниципального района (редакция от 24.03.2017 года) и предусматривающей ряд мероприятий, запланированных на 2017-2019 гг., не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку неисполнение ответчиком возложенных на него Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанностей по обеспечению населения водоснабжением и не включение в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный комплекс Кемеровского муниципального района» не может нарушать права граждан по обеспечению бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования, при этом указанные полномочия местного самоуправления направлены на обеспечение реализации предусмотренных Конституцией РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, не исключает обязанность ответчика организовать водоснабжение жителей дома <адрес>.

Ссылка в жалобе на то, что организация водоснабжения населения не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в силу части 4 указанной статьи данный вопрос решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и является вопросом местного значения муниципальных районов, не влияет на законность обжалуемого решения суда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации, местного самоуправления» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.

С учетом указанных положений закона обязанность по обеспечению питьевой водой население в границах муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

При этом не может быть принято судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемого решения указание в апелляционной жалобе на неверное толкование судом положений действующего законодательства, регламентирующих обязанность организации водоснабжения населения в целом, без указания на такую возможность применительно к единственному частному жилому дому.

Действующее законодательство предусматривает, что за счет собственника производится подключение индивидуальных жилых домов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, при этом исполнение гражданами такой обязанности по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения возможно только при наличии таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к

Таким образом, отсутствие на территории <адрес> централизованного водоснабжения не исключает обязанность орган местного самоуправления по организации водоснабжения к жилому дому истца, расположен на территории Кемеровского муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и сводятся фактически к переоценке доказательств по делу, в то время как судом дана надлежащая оценка доказательствам по делу, с учетом которой судом правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Заводского районного суда города Кемерово от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Кемеровского муниципального района - Есиповой Е.В., – без удовлетворения.

Председательствующий Д.И. Котов

Судьи: Т.В. Шагарова

Н.Г. Дударёк