ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11333 от 29.10.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Лучникова С.С.

N 33-11333

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,

судей Овчинниковой Н.А., Поповой Н.В.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела 29 октября 2018 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2018 г., которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Прокурора города Перми в интересах неопределенного круга лиц к Управлению МВД России по городу Перми, ГУ МВД России по Пермскому краю о признании бездействия по приведению в нормативное состояние комнаты хранения оружия, комнаты чистки оружия и специального помещения для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты ОБОКПО Управления МВД России по г. Перми незаконным, возложении обязанностей обеспечить указанную комнату хранения оружия и комнату чистки оружия приточно-вытяжной вентиляцией, специальное помещение для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты специальным оборудованием для хранения средств индивидуальной бронезащиты, возложении обязанности на ГУ МВД России по Пермскому краю обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению указанных комнат хранения оружия и чистки оружия приточно-вытяжной вентиляцией, специальное помещение для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты специальным оборудованием для хранения средств индивидуальной бронезащиты, отказать в полном объеме.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г.Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Управлению МВД России по городу Перми, ГУ МВД России по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей, указав, что прокуратурой г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Проверкой установлено, что в Управлении МВД России по г. Перми осуществляется оборот боевого оружия, в том числе, в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее - ОБОКПО), расположенном по адресу: ****, в административном здании ОБОКПО располагаются комната хранения оружия, комната чистки оружия и специальное помещение для хранения средств радиационной, химической и биологической защиты (далее - ВиСРХБЗ) и средств индивидуальной бронезащиты. В ходе проверки комнат хранения оружия, чистки оружия и хранения ВиСРХБЗ ОБОКПО Управления МВД России по **** выявлен ряд нарушений. Комнаты хранения и чистки оружия в нарушение требований пунктов 226- 227 Инструкции не оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией. В нарушение п. 245 Инструкции противогазы находятся в специальном помещении для хранения ВиСРХБЗ и средств индивидуальной бронезащиты на открытых стеллажах. В 2015 году прокуратурой города Перми выявлялись аналогичные нарушения требований законодательства об оружии. Часть выявленных нарушений устранена, однако, до настоящего время комната хранения оружия, комната чистки оружия не оборудованы приточно вытяжной вентиляцией, а специальное помещение для хранения ВиСРХБЗ не обеспечивает требований сохранности противогазов, что подтверждается результатами проверки прокуратуры города, отраженной в акте проверки от 25.01.2018. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Управления МВД России по г. Перми и ГУ МВД России по Пермскому краю на протяжении более 2 лет в связи с не приведением в нормативное состояние комнаты хранения оружия, комнаты чистки оружия и специального помещения для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты ОБОКПО Управления МВД России по г. Перми. Выявленные нарушения закона влекут несоблюдение требований по хранению оружия, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, совершение правонарушений и действий террористического характера, и как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

На основании изложенного, прокурор г. Перми просит признать незаконным бездействие Управления МВД России по г. Перми и ГУ МВД России по Пермскому краю по приведению в нормативное состояние комнаты хранения оружия, комнаты чистки оружия и специального помещения для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты ОБОКПО Управления МВД России по г. Перми, обязать Управление МВД России по г. Перми и ГУ МВД России по Пермскому краю обеспечить указанную комнату хранения оружия и комнату чистки оружия приточно - вытяжной вентиляцией, специальное помещение для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты специальным оборудованием для хранения средств индивидуальной бронезащиты, обязать ГУ МВД России по Пермскому краю обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению указанных комнат хранения оружия и чистки оружия приточно - вытяжной вентиляцией, специальное помещение для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты специальным оборудованием для хранения средств индивидуальной бронезащиты.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что материалами дела доказано оспариваемое бездействие. Доказательства установления в комнате хранения оружия и комнате чистки оружия приточно-вытяжной вентиляции считает неубедительными. Акт приемки выполненных работ со стороны ГУ МВД России по г. Перми не подписан. Денежных средств в первоначально предусмотренном объеме на установку вентиляции не затрачено. Противогазы хранятся с нарушением нормативных требований.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - прокурор Прокуратуры Пермского края Королева М.В. требования апелляционного представления поддержала.

Представители административных ответчиков ГУ МВД РФ по Пермскому краю, Управления Министерства внутренних дел по г. Перми Филиппов С.В., Мельниченко В.И. полагали апелляционное представление необоснованным.

Управление Министерства внутренних дел по г. Перми представило письменные возражения на апелляционное представление.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда в части ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушением норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях.

В соответствии с п. 18 Правил хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.

Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

В целях реализации указанных требований приказом МВД России от 12.01.2009 года N 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ.

В соответствии с п.п. 226-227 указанной Инструкции комнаты хранения и чистки оружия должны быть оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией.

Из материалов дела следует, что 25.01.2018 помощником прокурора г. Перми Нестеровой А.В. проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об оружии КХО, комнате для хранения ВиСРХБЗ средств индивидуальной бронезащиты и обороны по адресу: **** (отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Перми), в ходе которой установлено, что комната хранения оружия расположена на 1 этаже административного здания ОБОКПО УМВД России по г. Перми. Рядом с комнатой для хранения оружия располагается комната для чистки оружия. В нарушение требований п. 227 Инструкции комната для чистки оружия не оборудована приточно-вытяжной вентиляцией, комната для хранения ВиСРХБЗ средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны расположена на 1 этаже административного здания ОБОКПО УМВД России по г. Перми. В комнате осуществляется хранение противогазов и средств бронезащиты. Противогазы хранятся на стеллажах с открытыми полками в нарушение п. 245 Инструкции, которым определено, что противогазы должны хранится в закрывающихся шкафах или пирамидах.

Согласно локальному сметному расчету стоимость устройства приточно-вытяжной вентиляции КХО ОБОКПО УМВД России по г. Перми составила 19910,35 руб., расчет согласован между заказчиком и подрядчиком (л.д. 80,82).

В соответствии со счет-фактурой № 1 от 09.07.2018 года Управлением МВД России по г. Перми было приобретено необходимое оборудование и комплектующие для установки приточно-вытяжной вентиляции.

Согласно платежному поручению № 691679 от 22.06.2018, № 691683 от 22.06.2018 оплата по договору от 18.06.2018 произведена заказчиком.

Согласно фотоматериалам, комната хранения оружия и комната чистки оружия обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией (л.д. 93-100).

Исходя из акта выполненных работ от 13.07.2018 года, монтаж приточно-вытяжной вентиляции в КХО ОБОКПО Управления МВД России по г. Перми окончен, ведутся работы по приемке выполненных работ.

Акт приемки выполненных работ на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции заказчиком Управлением МВД России по г. Перми не был подписан.

В суд апелляционной инстанции административный ответчик УМВД России по г. Перми представил экземпляр акта, подписанный со стороны заказчика, с отметкой о том, что работы выполнены в полном объеме.

Также представитель административного ответчика в судебном заседании объяснил, что факт задержки в подписании акта выполненных работ со стороны УМВД России по г. Перми объясняется нахождением в отпуске должностного лица, в чью компетенцию входит подписание данного документа.

При таких фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что комнаты хранения и чистки оружия приведены административным ответчиком в соответствие с положениями п. 227 Инструкции.

Доводы апелляционного представления о низкой стоимости оплаченных работ выводы суда не опровергают.

Тот факт, что по имеющейся в деле информации от 21.02.2018 г. № 1/1174, представленной прокурору ГУ МВД России по Пермскому краю, стоимость работ по монтажу вентиляции составит 103,68 тыс. руб., не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.

Работы по монтажу вентиляции выполнены в июле 2018 г., их стоимость является договорной, уплачена подрядчику ООО СК «***» согласно его локально-сметного расчету. Сведений, что у сторон договора подряда имеется спор по цене, либо относительно результата выполненных работ, не установлено.

Оснований сомневаться в том, что приточно-вытяжная вентиляция смонтирована, при наличии всех подтверждающих документов, включая фотоотчеты, судебная коллегия не находит.

Доказательств, что вентиляция находится в нерабочем состоянии, административным истцом, обязанным в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказать факт нарушения прав неопределенного круга лиц, суду не представлено.

Вместе с тем, заслуживают внимание доводы апелляционного представления о допущенном бездействии административного ответчика - Управления МВД России по городу Перми, выразившимся в не приведении в нормативное состояние специального помещения для хранения средств радиационной, химической и биологической защиты и средств индивидуальной бронезащиты, поскольку отсутствует специальное оборудование для хранения противогазов.

Пунктом 245 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ определено, что противогазы должны хранится в закрывающихся шкафах или пирамидах.

Никем не отрицается и доказательств иного не представлено, что в комнате для хранения ВиСРХБЗ средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, расположенной на 1 этаже административного здания ОБОКПО УМВД России по г. Перми, хранение противогазов осуществляется на стеллажах с открытыми полками.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления прокурора в части оспаривания бездействия, суд указал на отсутствие достаточного финансового обеспечения административных ответчиков.

Судебная коллегия считает, что доказательства для такого вывода в деле отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", финансовое обеспечение деятельности полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 48 указанного Закона материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующие год.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в подпункте 100 пункта 11 раздела II которого установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

В соответствии с п. 13, 14 Положения в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

На основании Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, утвержденном Приказом МВД России от 03.08.2017 N 597 Министерство:

вносит в МВД России предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих ГУ МВД России по Пермскому краю, подчиненных органов и организаций, о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на их содержание (п. 10);

утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями ГУ МВД России по Пермскому краю, подчиненными органами и организациями (п. 30);

осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за ГУ МВД России по Пермскому краю на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (п. 32);

осуществляет материально-техническое обеспечение ГУ МВД России по Пермскому краю, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за ГУ МВД России по Пермскому краю на праве оперативного управления (п. 50);

осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Пермского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями (п. 51).

Делая вывод о недостаточности финансирования Управления МВД России по г. Перми, суд первой инстанции принял во внимание многочисленные заявки, направляемые данным органом власти в ГУ МВД России по Пермскому краю.

Однако суд первой инстанции не учел, что процесс финансирования в данном случае как видно из приведенных выше норм права, зависит от бюджетных ассигнований федерального бюджета, заявки на бюджетные ассигнования подаются главному распорядителю бюджетных средств - МВД России.

Вместе с тем, доказательств запросов ГУ МВД России по Пермскому краю финансирования от МВД России в дело не представлено.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о том, что все возможные меры по обеспечению хранения противогазов в соответствии с требованиями закона (на закрытых полках) в данном случае предприняты.

Хранение противогазов с нарушением нормативных требований осуществляется в УМВД по г.Перми еще с 2015 г., что следует из внесенного прокурором на имя начальника УМВД России по г. Перми представления от 02.12.2015 г.

Поскольку до сих пор нормативное хранение противогазов не обеспечено, доказательств отказа МВД России обеспечить финансирование надлежащего хранения противогазов не представлено, судебная коллегия считает, что УМВД по г.Перми допускает оспариваемое бездействие.

Ссылку суда на пропуск срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку бездействие в данном случае носит длящийся характер. В результате бездействия затрагиваются права неопределенного круга лиц тем, что в результате ненадлежащего хранения противогазов могут ухудшиться их рабочие качества. Это означает, что права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, продолжают нарушаться вплоть до его обращения в суд. Поэтому срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ пропущен не был.

Финансирование Управления МВД России по городу Перми по приобретению специального оборудования для хранения противогазов следует возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю, поскольку данный орган власти, как указано выше, компетентен вносить в МВД России предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также распределять бюджетные средства в целях материально-технического обеспечения УМВД России по г.Перми.

На основании изложенного, решение суда нельзя признать обоснованным в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Прокурора города Перми в интересах неопределенного круга лиц к Управлению МВД России по городу Перми, ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия по приведению в нормативное состояние специального помещения для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты ОБОКПО, возложении обязанности по финансированию.

В указанной части решение суда следует отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2018 г. отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Прокурора города Перми в интересах неопределенного круга лиц к Управлению МВД России по городу Перми, ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия по приведению в нормативное состояние специального помещения для хранения ВиСРХБЗ, средств индивидуальной бронезащиты ОБОКПО, возложении обязанности по финансированию.

Принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным бездействие Управления МВД России по городу Перми по не приведению в нормативное состояние специального помещения для хранения средств радиационной, химической и биологической защиты и средств индивидуальной бронезащиты.

Возложить на Управление МВД России по городу Перми обязанность привести в нормативное состояние специальное помещение для хранения средств радиационной, химической и биологической защиты и средств индивидуальной бронезащиты, обеспечив указанное помещение специальным оборудованием для хранения противогазов.

Возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность обеспечить финансирование Управления МВД России по городу Перми по приобретению специального оборудования для хранения противогазов в специальном помещении для хранения средств радиационной, химической и биологической защиты и средств индивидуальной бронезащиты.

В остальной части решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2018 г. оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи