33-1352/2018 судья Васильева В.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
30 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе ООО "ВИТА-Фарм" на определение Кораблинского районного суда Рязанской области от 30 января 2018 года, которым разъяснен способ исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области по иску прокурора Сапожковского района Рязанской области к ООО "ВИТА-Фарм", администрации муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области о восстановлении вида и внешнего облика здания, являющегося объектом культурного наследия, и отказано в приостановлении исполнительного производства в отношении администрации муниципального образования – Сапожковский муниципальный район и в отношении ООО "ВИТА-Фарм".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 28 июля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда от 16 ноября 2016 года, которым с учетом определения Кораблинского районного суда Рязанской области от 20 сентября 2016 года об исправлении описки, удовлетворены исковые требования прокурора Сапожковского района Рязанской области и на ООО «ВИТА-Фарм» и администрацию муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области возложена обязанность в срок до 01 марта 2017 года за счёт собственных средств привести нежилое помещение площадью 38кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в состояние, предшествующее самовольной реконструкции, в соответствии с извлечением из технического паспорта на помещение Ряжского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» по Рязанской области № от 05.05.2006г., с соблюдением требований, установленных Ф3-73 от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: восстановить вид и внешний облик окон на фасаде здания на первом этаже слева от центрального входа, восстановить окно, расположенное с левого торца здания на первом этаже, где в настоящее время находится дверной проём и вход в магазин, в соответствии с проектом реставрационных работ.
Судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Рязанской области Куланин А.С. обратился в суд с заявлением о разъяснении способа исполнения исполнительного документа, указав, что при совершении исполнительных действий в рамках исполнительных производств № и №, возбужденных в отношении администрации МО – Сапожковский муниципальный район и ООО "ВИТА-Фарм" соответственно, возникли неясности относительно способа исполнения требований исполнительных документов.
Так, с целью исполнения требований исполнительного документа администрацией МО – Сапожковский муниципальный район заключён контракт от 22.12.2017г. с ООО «Проектреставрация» на разработку проектной документации на выполнение указанных в решении суда работ.
В свою очередь ООО «ВИТА-Фарм» 02.02.2017г. заключило договор б/н с ООО «Стройсервис-СГ» о выполнении строительных работ на объекте по адресу: <адрес>.
Согласно дополнительному соглашению от 09.02.2017г. к вышеуказанному договору до момента начала работ заказчик – ООО «ВИТА-Фарм» обязался предоставить подрядчику письменное заключение специалиста о возможности исполнения строительных работ, указанных в договоре.
В соответствии с заключением специалиста ООО «ЭкспертСтрой» ФИО6 от 24.04.2017г., имеющего высшее техническое образование инженера по специальности «Промышленное и гражданское строительство», со стажем экспертной работы с 2009 года, техническая возможность выполнения строительных работ, указанных в решении Кораблинского районного суда Рязанской области по делу № от 28.07.2016г. отсутствует, так как был изменён тип конструкции перекрытия оконного проёма шириной 1070мм на торцевой стороне здания на новый в виде металлических элементов, ширина проёма увеличена, в то время как до реконструкции существовала арочная каменная перемычка на проёме указанной ширины, более того, состояние кирпичной кладки стен оценивается как ограниченно работоспособное, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, таким образом, при производстве строительных работ по восстановлению состояния до реконструкции возможно обрушение конструкций, что может угрожать безопасности жизни и здоровью граждан.
Учитывая вышеприведённое заключение специалиста экспертной организации, возникла неясность относительно способа исполнения требований исполнительных листов, выданных на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области от 28.07.2016 г. по делу №, в частности не ясно, каким образом возможно (и возможно ли) исполнение возложенных данным решением суда обязанностей, если их исполнение повлечёт за собой угрозу жизни и здоровья граждан.
На основании ст.ст. 433, 437 ГПК РФ, ст.ст.32, 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель просил разъяснить способ исполнения требований исполнительных документов – исполнительных листов № и №, выданных на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области по делу №; и приостановить исполнительное производства № – в отношении администрации МО – Сапожковский муниципальный район, № – в отношении ООО «ВИТА-Фарм».
Определением суда от 30 января 2018г. постановлено:
Разъяснить, что способ и порядок исполнения требований исполнительных документов – исполнительных листов № и №, выданных на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области по делу №, следующий:
Согласно п.1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных, в данном случае, органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной указанным органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (далее – орган охраны объектов культурного наследия), а так же при условии осуществления технического, авторского надзора и надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В этой связи для проведения работ необходимо в первую очередь разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия, получив для этого в органе охраны объектов культурного наследия задание на ее разработку.
В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 г. № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», для получения задания на разработку проектной документации в адрес органа охраны объектов культурного наследия необходимо представить следующий пакет документов:
1) заявление о выдаче задания (по утвержденной форме), подписанное уполномоченным лицом;
2) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче задания, копия документа, подтверждающего право собственности или владения.
Выдача задания осуществляется в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о выдаче задания.
Разработка проектной документации осуществляется проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников и истории и культуры) народов Российской Федерации, на основании разрешения на научно-исследовательские и изыскательские работы, получаемого непосредственно данной организацией.
Список организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников и истории и культуры) народов Российской Федерации имеется на официальном сайте Минкультуры России по адресу: https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_gosudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/license/reestr-litsenziy/
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 г. № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» для получения разрешения на научно-исследовательские и изыскательские работы необходимо в адрес органа охраны объектов культурного наследия представить следующий пакет документов:
заявление о выдаче разрешения (по утвержденной форме) подлинник, в 1 экземпляре;
копию договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитую и пронумерованную, заверенную в установленном порядке, в 1 экземпляре;
схемы (графический план), изображающие места проведение натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подлинник, в 1 экземпляре.
Выдача разрешения осуществляется в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о выдаче разрешения.
Разработанная проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы представляется в орган охраны объектов культурного наследия на согласование.
В случае если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, необходимо представить также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Срок разработки проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, порядок и сроки проведения государственной историко-культурной экспертизы и государственной экспертизы проектной документации не регламентируются.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 1749 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», для согласования проектной документации необходимо в адрес органа охраны объектов культурного наследия представить следующие документы:
заявление о согласовании проектной документации (по утвержденной форме), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями, подлинник в 1 экземпляре;
положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);
проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Согласно п. 11.2 Положения о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение), утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия проводится экспертной комиссией из 3 и более экспертов.
Списки экспертов, аттестованных Минкультуры России на проведение государственной историко-культурной экспертизы размещены по адресу: <скрыто>.
В соответствии с п. 29 указанного Положения орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы.
При этом орган охраны объектов культурного наследия в течение пяти дней размещает заключение государственной историко-культурной экспертизы с прилагаемыми материалами на своем на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения.
Затем орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и приложений к нему в электронной или письменной форме (п. 30 Положения).
В течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.
По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
Таким образом, заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 указанного Федерального закона.
Ремонтно-реставрационные работы на вышеуказанном объекте культурного наследия также проводятся организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников и истории и культуры) народов Российской Федерации, на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, получаемого непосредственно данной организацией.
Для получения разрешения на проведение вышеуказанных работ необходимо представить в орган охраны объектов культурного наследия следующие документы:
1) заявление о выдаче разрешения (по утвержденной форме) подлинник, в 1 экземпляре;
2) копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре;
3) копию договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитую, пронумерованную, заверенную в установленном порядке, в 1 экземпляре);
4) копию договора на проведение технического надзора и (или) копию приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (прошитую, пронумерованную, заверенную в установленном порядке, в 1 экземпляре);
5) копию приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенную в установленном порядке, в 1 экземпляре;
6) копию договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, прошитую, пронумерованную, заверенную в установленном порядке, в 1 экземпляре.
Выдача разрешения осуществляется в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о выдаче разрешения.
В случае если, производство ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия предполагают проведение земляных работ в границах территории объекта археологического наследия, необходимо участие специалиста-археолога имеющего разрешение (открытый лист), копия которого представляется в орган охраны объектов культурного наследия с пакетом документов для получения вышеуказанного разрешения.
В удовлетворении заявления о приостановлении исполнительных производств № – в отношении администрации МО – Сапожковский муниципальный район, № – в отношении ООО «ВИТА-Фарм» судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Рязанской области Куланину А.С. - отказать.
В частной жалобе ООО "ВИТА-Фарм" просит определение отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на несоответствие определения требованиям ст.202 ГПК РФ и п.5 ч.1 ст.225 ГПК РФ, на изменение определением о разъяснении способа исполнения решения суда существа решения, на возложение дополнительных обязанностей на ответчиков, не предусмотренных резолютивной частью решения суда.
Определением суда от 27 марта 2018г. ООО "ВИТА-Фарм" восстановлен срок для подачи частной жалобы на определение районного суда от 30.01.2018г.
В письменных возражениях прокурора Сапожковского района Рязанской области содержится просьба об оставлении определения суда без изменения, а частной жалобы – без удовлетворения, поскольку нарушений норм действующего законодательства судом не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения по доводам частной жалобы.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что на исполнении у судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Рязанской области Куланина А.С. находятся исполнительные листы, выданные на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области от 28.07.2016г., которым на администрацию муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области и ООО "Вита-Фарм" возложена обязанность за счет собственных денежных средств привести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в состояние, предшествующее самовольной реконструкции с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Должник ООО "ВИТА-Фарм" представил судебному приставу-исполнителю заключение специалиста ООО "ЭкспертСтрой" ФИО6, согласно которому техническая возможность выполнения строительных работ, указанных в решении суда отсутствует, так как был изменён тип конструкции перекрытия оконного проёма шириной 1070 мм на торцевой стороне здания на новый в виде металлических элементов, ширина проёма увеличена, в то время как до реконструкции существовала арочная каменная перемычка на проёме указанной ширины, более того, состояние кирпичной кладки стен оценивается как ограниченно работоспособное, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, таким образом, при производстве строительных работ по восстановлению состояния до реконструкции возможно обрушение конструкций, что может угрожать безопасности жизни и здоровью граждан.
В связи с этим судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о разъяснении способа исполнения исполнительного документа и приостановлении в связи с этим исполнительных производств в отношении должников: ООО "ВИТА-Фарм" и администрации муниципального образования – Сапожковский муниципальный район Рязанской области.
Согласно положениям п.1 ст.32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о разъяснении способа исполнения решения суда, вступившего в законную силу, суд первой инстанции исходил из того, что предметом разрешенного спора являлось здание, расположенное по адресу: <адрес>, являющееся частью выявленного объекта культурного наследия Рязанской области ансамбля «Комплекс улицы Советской XIХ в.», которое в результате действий ответчиков было незаконно реконструировано, в связи с этим на ответчиков возложена обязанность привести его в предшествующее самовольной реконструкции состояние в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Исходя из положений и требований Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к работам по сохранению объектов культурного наследия, судом даны разъяснения способа и порядка исполнения требований исполнительных документов, выданных на основании решения Кораблинского районного суда Рязанской области по настоящему делу.
При этом, судом отвергнуто заключение специалиста ООО "ЭкспертСтрой" Гущина К.Г., как не соответствующее требованиям законодательства, регулирующего вопросы по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Оснований для приостановления исполнительных производств судом не выявлено.
Судебная коллегия по гражданским делам находит обжалуемое определение суда соответствующим норам процессуального законодательства и обстоятельствам дела.
Доводы частной жалобы о несоответствии определения суда требованиям ст.202 и п.5 ч.1 ст.225 ГПК РФ не могут быть приняты во внимание. Вопрос о разъяснении способа исполнения исполнительного документа разрешается в порядке, предусмотренном ст.433, а не ст.202 ГПК РФ. Обжалуемое определение соответствует требованиям ст.225 ГПК РФ, поскольку в нем приведены мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, а несогласие апеллятора с выводами суда, не является само по себе основанием к отмене определения.
Другие доводы частной жалобы о фактическом изменении судом вынесенного решения и возложении на ответчиков дополнительных обязанностей, не предусмотренных резолютивной частью решения суда, являются не состоятельными, поскольку решением суда на должников возложена обязанность устранить допущенные ими нарушения в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, а в определении суда приведены конкретные нормы данного Федерального закона, которые должны быть соблюдены, и очередность выполнения действий по приведению самовольно реконструированного здания, являющегося объектом культурного наследия, в первоначальное состояние в соответствии с положениями указанного Закона. Таким образом, суд первой инстанции разъяснил круг вопросов, которые были предметом судебного разбирательства, не нарушив права и обязанности лиц, привлеченных к участию в деле, и не изменив круг обязанностей, возложенных на ответчиков решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Кораблинского районного суда Рязанской области от 30 января 2018 года оставить без изменения, а частную жалобу ООО "ВИТА-Фарм" – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи