ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15003/2021 от 19.05.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Абрамова Ж.И. Дело № 33-15003/2021

50RS0036-01-2020-005223-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Ивановой Т.И., Протасова Д.В.,

с участием прокурора Виноградовой Т. С.,

при помощнике судьи Шияновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 мая 2021 года апелляционное представление Пушкинского городского прокурора на решение Пушкинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года по делу по иску Пушкинского городского прокурора к МУ МВД России «Пушкинское» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,

заслушав доклад судьи Ивановой Т. И.,

объяснения прокурора Виноградовой Т.С., представителя ГУ МВД России по МО – Космачевой А. В., представителя ГУ МВД России по <данные изъяты> и МУ МВД России «Пушкинское» - Потаповой Е. А.,

УСТАНОВИЛА:

Пушкинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ МВД России «Пушкинское» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что Пушкинской городской прокуратурой проведена проверка бытовых условий содержания подозреваемых (обвиняемых) в изоляторе временного содержания МУ МВД России «Пушкинское» на предмет его соответствия требованиям федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой в отношении МУ МВД России «Пушкинское» <данные изъяты> внесено представление. Основанием для принятия мер прокурорского реагирования послужили выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения требований федерального законодательства.

Установлено, что ИВС спроектирован и построен в 1974 году, площадь застройки - 477,9 кв.м., общая площадь здания по внутреннему обмеру - 339,5 кв.м. В 2013 году в ИВС произведен капитальный ремонт.

Актом по устранению недостатков, выявленных в ходе рабочей комиссии 24.05.2013г. по приему в эксплуатацию проведенного ремонта помещений ИВС, установлен лимит наполняемости 40 человек. Лимит мест в ИВС по количеству индивидуальных спальных мест - 39. Установлено, что всего в ИВС 11 камер для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. <данные изъяты> составляет 142,3 кв.м., с лимитом наполняемости 39 человек. Три камеры <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> по площади соответствуют требованиям Закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: камера <данные изъяты> - общая площадь 6,3 кв.м, предназначена для содержания 1 человека, камера <данные изъяты> - общая площадь 6,1 кв.м, предназначена для содержания 1 человека, камера <данные изъяты> - общая площадь 6,4 кв.м, предназначена для содержания 1 человека. Однако камера <данные изъяты> не используется как камера, а используется как медицинский изолятор. Вместе с тем, в соответствии с п. 15.2 таблицы 16 СП 12-95 МВД России, камера <данные изъяты> - общей площадью 6,1 кв.м, используемая как медицинский изолятор, в таком случае должна иметь площадь 7,0 кв.м. К тому же согласно п. 21 таблицы 17 СП 12-95 МВД России в состав помещений специализированных учреждений полиции (ИВС) с вместимостью от 30 до 50 мест должен входить медицинский изолятор для больных на 2 человека. В связи с этим камера <данные изъяты> - общая площадь 9,6 кв.м, предназначенная для содержания 3 человек (необходимая площадь 12 кв.м), в настоящее время используется как медицинский изолятор.

Остальные камеры (№<данные изъяты>) по площади не соответствуют требованиям Закона №103-ФЗ и СП 12-95 МВД России. Также имеются другие помещения, площадь которых не соответствует площади, указанной в СП 12-95 МВД России.

В санитарном пропускнике ИВС в соответствии с п. 18 таблицы 17 СП 12-95 МВД России находится дезинфекционная камера, предназначенная для дезинфекции вещей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которая с 2017 года находится в неисправном состоянии. Кроме того, в санитарном пропускнике ИВС в нарушение п.18 таблицы 17 СП 12-95 МВД России (необходима 1 душевая сетка на 20-25 человек) имеется только 1 душевая сетка.

В ходе осмотра камер также установлено нарушение целостности поверхностей пола в камере <данные изъяты>, потолка в камере <данные изъяты>.

В нарушение п. 15 приложения <данные изъяты> к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <данные изъяты> № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» у сотрудников ИВС, осуществляющих раздачу готовых блюд, не оформлены личные медицинские книжки.

Выявленные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми, требуют скорейшего принятия мер по их устранению, недопущению их в будущем и стали возможны по причине несоблюдения требований федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Просит признать незаконным бездействие МУ МВД России «Пушкинское», выразившееся в несоблюдении требований федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и уклонении от исполнения представления городской прокуратуры по принятию мер к устранению выявленных нарушений от <данные изъяты>.

Обязать устранить нарушения федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и привести ИВС МУ МВД России «Пушкинское», расположенный по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с нормами и требованиями федерального законодательства в течение года с момента вступления решения суда в законную силу

Представитель ответчика МУ МВД России «Пушкинское» по доверенности Потапова Е.А., возражала против заявленных требований.

Представитель третьего лица - ГУ МВД России по <данные изъяты> по доверенности Космачева А.В. возражала против заявленных требований.

Представитель третьего лица - Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. В материалах дела имеются письменные возражения МВД России на поданное исковое заявление.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Пушкинским городским прокурором Московской области подано апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции что, Пушкинской городской прокуратурой проведена проверка бытовых условий содержания подозреваемых (обвиняемых) в изоляторе временного содержания МУ МВД России «Пушкинское» на предмет его соответствия требованиям федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В результате проверки выявлены нарушения, перечисленные истцом в исковом заявлении. По результатам проверки в адрес МУ МВД России «Пушкинское» 10.07.2020г. вынесено представление об устранении нарушений (л.д.9-12).

Факт наличия нарушений, указанных в предписании, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался и не опровергнут.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Федеральный закон от <данные изъяты> №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон №103-ФЗ») регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со ст.4 Закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее подозреваемые и обвиняемые).

Местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со ст.23 Закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; индивидуальное спальное место.

Состав и показатели вместимости помещений специализированных учреждений полиции (ИВС) закреплены в Своде правил «СП 12-95. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», введенном в действие <данные изъяты> (далее - СП 12-95 МВД России).

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч.1 статьи 30 Закона №103-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от <данные изъяты> (в редакции от <данные изъяты>) установлен порядок медицинского обеспечения, а также проведения санитарных мероприятий в изоляторах временного содержания (п.9, п.11, п.47).

Согласно ст. 9 Закона №103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Разрешая заявленные требования, суд, исходил из того что, ответчиком устранены нарушения по лимиту наполняемости камер <данные изъяты>, путем проведения демонтажа 10 койко-мест, в результате наполняемость приведена в соответствие с нормами.

В материалы дела также представлены копии личных медицинских книжек сотрудников ИВС от 22.10.2020г. с отметками об аттестации ФГБУЗ ГЦГиЭ ФМБА России от 22.10.2020г. (л.д.105-108).

Таким образом, требования подпунктов «а» (устранение нарушений по лимиту наполняемости камер) и «е» (оформление личных медицинских книжек) искового заявления ответчиком выполнены.

Вместе с тем, в камерах <данные изъяты> и <данные изъяты> косметический ремонт не проведен, дополнительная душевая сетка в санпропускнике не установлена, тем самым требования нормативов СП 12-95 ответчиком не соблюдены.

Также ответчиком предприняты меры для получения финансирования для приведения ИВС в соответствие с нормами. Отсутствие финансирования на строительство является обстоятельством, не зависящим от ответчика, такое строительство может быть осуществлено только в рамках федеральной адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета

Согласно п.16.30 Положения о МУ МВД России «Пушкинское» (утверждено приказом ГУ МВД России по <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>), начальник Управления осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за территориальным органом на праве оперативного управления, обеспечивает эффективное использованием транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.3, п.2, п.11.4 вышеуказанного Положения, Управление входит в состав органов внутренних дел, подчиняется ГУ МВД России по <данные изъяты>, за Управлением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество; Управление в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за территориальным органом.

В соответствии со ст.48 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд верно исходил из того, что для оборудования здания ИВС недостающими помещениями, а также для приведения площади помещений в соответствие с действующими нормами потребуется проведение реконструкции здания, которая может быть осуществлена только за счет средств федерального бюджета, к получению которых ответчиком предпринимались соответствующие меры, в чем было отказано распорядителем бюджетных средств в лице Министерства внутренних дел России.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.

Кроме того, отмечает, что в соответствии с положениями ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из изложенного следует, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Таким образом, для осуществления мероприятий заявленных прокурором в иске, необходимы бюджетные ассигнования, однако главным распорядителем бюджетных средств МВД России в выделении бюджетных средств на указанные цели отказано.

Понуждение ответчика организовать финансовое обеспечение расходов на указанных в иске прокурора мероприятий по приведению помещений в ИВС МУ МВД России «Пушкинское» приведет к вмешательству в административно- хозяйственную деятельность, а также ограничению прав главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и приведет, фактически, к нарушению установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения влатсей.

Довод апелляционного представления направлен на переоценку доказательств, что не является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Каких - либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, апелляционное представление не содержит.

Таким образом, судом первой инстанции, по существу, правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объёме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.

Выводы суда основаны на материалах дела.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, которые могли бы повлечь отмену, в том числе и безусловную (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), решения суда, судебной коллегией не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пушкинского городского суда Московской области от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Пушкинского городского прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи