ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15572/17 от 14.09.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Лихачева Е.М. дело № 33-15572/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2017г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Простовой С.В.,

судей Минасян О.К., Молотиевского А.Г.

с участием прокурора Черновой Е.В.

при секретаре Малько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированного размещения захоронения павших домашних животных, возложении обязанности по ликвидации захоронения, рекультивации нарушенных земель по апелляционной жалобе Администрации г.Волгодонска на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 июня 2017 года. Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Волгодонска, МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированного размещения захоронения павших домашних животных, возложении обязанности по ликвидации захоронения, рекультивации нарушенных земель.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой г.Волгодонска совместно с представителем КУИ проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства на земельных участках, занятых городскими лесами. В ходе проведенных 31 марта 2017 года проверок комиссиями на земельных участках с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН занятыми городскими лесами, установлено, что на указанных земельных участках минерализованные лесополосы со стороны проезжей части Жуковского шоссе, а также пограничного с СТ «М» отсутствуют, работы по их обустройству в 2016 году не выполнялись. На участках неустановленными лицами (2009-2016 г.г.) произведены захоронения животных (не менее 30), установлены памятники, в том числе из камня, разложены венки, искусственные цветы, установлены оградки, складирован мусор ТБО.

Истец указал, что размещение неустановленными лицами захоронений домашних животных на вышеуказанных земельных участках г.Волгодонска произведено в нарушении ветеринарного, земельного законодательства, в результате которого происходит деградация земель, создается угроза возникновения чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций.

В 2016 году главе Администрации города Волгодонска вносились представления «Об устранении нарушений законодательства о лесопользовании в части сохранности городских лесов от пожаров», причин и условий им способствующих, вместе с тем, на указанных участках продолжаются самовольные захоронения домашних животных.

Согласно п.2.4.9 Устава МКУ «Департамента строительства и городского хозяйства», утвержденного постановлением Администрации города Волгодонска №1735 от 08 мая 2013 года учреждение в соответствии с предметом деятельности выполняет функции по использованию, содержанию и охране городских лесов.

На основании Постановления Администрации г.Волгодонска от 15.11.2010 вышеуказанные земельные участки под городскими лесами переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства».

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрации г.Волгодонска по освобождению, очистке территории муниципального образования от несанкционированных захоронений биологических отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды. Прокурор ссылался, что тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ, населения города Волгодонска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Волгодонска просил суд признать действия Администрации г.Волгодонска, выраженные в непринятии мер по предотвращению правонарушений со стороны третьих лиц в отношении земельных участков, расположенных на территории города Волгодонска неправомерными, обязать ответчиков ликвидировать указанные захоронения домашних животных и произвести рекультивацию земель в местах захоронения биологических отходов.

Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 июня 2017 года суд признал незаконным бездействие Администрации города Волгодонска и МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» по допущению несанкционированного размещения захоронений павших домашних животных, расположенных на земельном участке кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и земельном участке кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, занятыми городскими лесами, а также их ликвидации.

Суд обязал Администрацию г.Волгодонска и МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» ликвидировать указанные захоронения в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и произвести рекультивацию земель в местах захоронения биологических отходов.

Не согласившись с данным решением суда, Администрация г.Волгодонска обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы о том, что Администрация г.Волгодонска не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию. Вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки биологических отходов отнесены к полномочиям Правительства Ростовской области. Также апеллянт указал, что судом не указано, каким образом каждый из ответчиков должен исполнять судебный акт.

В возражении на жалобу истец просил оставить обжалованный судебный акт без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, выслушав явившихся представителей Администрации г.Волгодонска по доверенности от 28.03.2017г. Чижик Р.В., представителя МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» по доверенности от 07.08.2016г. Тихомирова Р.В., поддержавших просьбу об отмене решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что 31 марта 2017 года в ходе проведенных проверок прокуратурой г.Волгодонска были выявлены факты несанкционированного захоронения павших животных на двух земельных участках в черте г.Волгодонска. Оба участка не огорожены, не сформированы и в государственном кадастре недвижимости не учтены, что подтверждается составленными актами и фототаблицами. Данные участки наделены статусом «городские леса».

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался ст.16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», Уставом муниципального образования «Город Волгодонск», п.2.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ст.11 ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст.13 и 42 Земельного кодекса РФ и правильно исходил из того, что несанкционированное захоронение биологических отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает опасность причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании вышеприведенных норм права, суд первой инстанции сделал вывод о том, что администрация города и МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку имеется их вина, выраженная в непринятии мер по предотвращению организации стихийных захоронений домашних животных на территории города, ввиду ненадлежащего контроля в области использования и охраны земель, относящихся к городским лесам, и именно на них следует возложить обязанность по ликвидации несанкционированных захоронений и рекультивации земель.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается и считает, что они сделаны при правильном применении судом норм материального и процессуального права, соответствуют закону и не противоречат материалам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г.Волгодонска не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия по ликвидации, недопущению несанкционированного размещения захоронений павших домашних животных относятся к компетенции Правительства Ростовской области подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупность (абз. 11, 12).

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, кроме прочего: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п.11 ч.1), осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (п.26 ч. 1).

Уставом муниципального образования «Город Волгодонск» предусмотрена обязанность охраны, защиты, воспроизводства городских лесов (л.д.57).

На основании Постановления Администрации г.Волгодонска от 15.11.2000 года земельные участки, на которых впоследствии были осуществлены несанкционированные захоронения, переданы в постоянное бессрочное пользование МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства».

Согласно Устава МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» учреждение выполняет функции по использованию, содержанию и охране городских лесов, а также осуществляет организацию содержания мест захоронения. Контроль за использованием кладбищ, находящихся в муниципальной собственности исключительно по целевому назначению, также входит в обязанности ответчика (л.д.46).

Таким образом, непосредственно к вопросам местного значения городского округа город Волгодонск относятся вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города. Ответственность за организацию данной работы возложена на администрацию г. Волгодонска.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 21 названного Федерального закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пунктов "г", "д" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что на администрацию г.Волгодонска законом возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды и земельному контролю в границах городского округа. В связи с чем, доводы жалобы апеллянта об обратном подлежат отклонению, как свидетельствующие о субъективном толковании норм прав и желании получить иной правовой результат по заявленным прокурором требованиям.

Что касается того, что в обжалуемом решении не указано, в какой части и каким образом каждый из ответчиков должен исполнить судебный акт, то этот довод в апелляционной жалобе также не может повлечь отмены решения суда (части 3, 6 ст. 330 ГПК РФ), поскольку обязанность ликвидировать захоронения возложена в том числе и на апеллянта, а вторым ответчиком судебное решение не обжалуется. Отсутствие в решении суда указания на то, в какой части и каким образом каждый из ответчиков должен исполнить судебный акт, при затруднительности, может быть разъяснено судом (ст.202 ГПК РФ).

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Волгодонска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2017г.