ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16325/17 от 13.12.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Смирнова И.С. дело № 33-16325/2017

2.200

13 декабря 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Провалинской Т.Б.,

судей Русанова Р.А., Сидоренко Е.А.,

с участием прокурора Шадриной Е.А.,

при секретаре Шалаевой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские Железные дороги», администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере соблюдения прав потребителей, о возложении обязанности определить место перехода через Железнодорожные пути, оборудовать место перехода через железнодорожные пути пешеходным переходом с системой автоматической сигнализации о приближении поезда,

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Бакань О.В.

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10 августа 2017 года, которым постановлено:

«Обязать Открытое акционерное общество «Российские Железные дороги» по согласованию с администрацией Емельяновского района Красноярского края определить место организованного перехода граждан через железнодорожные пути в районе остановочного пункта «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 40 83 км. ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали и оборудовать данное место пешеходным переходом через железнодорожные пути с системой автоматической сигнализации о приближении поезда, в срок два года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские Железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину 6 000 рублей (шесть тысяч рублей)».

Заслушав доклад судьи Русанова Р.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Красноярская транспортная прокуратура обратилась в суд с иском к ОАО «Российские Железные Дороги», администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере соблюдения прав потребителей, возложении обязанности определить место перехода через железнодорожные пути, оборудовать место перехода через железнодорожные пути пешеходным переходом с системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

Требования мотивированы тем, что при проведении проверки Красноярской транспортной прокуратурой было установлено, что пассажирские посадочные платформы остановочного пункта «Овинный», расположенные вблизи дачного массива, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 4083 км. Транссибирской магистрали 1 и 2 пути, принадлежащие на праве собственности ОАО «РЖД», в нарушение требований законодательства о безопасности движения на остановочном пункте, о защите прав потребителей, не оборудованы местами для прохода граждан через железнодорожные пути к месту посадки в поезда, что приводит к вынужденному пересечению зоны повышенной опасности (железнодорожных путей) гражданами в неустановленных местах, чем последние подвергают свою жизнь опасности. Вышеизложенное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, создании угрозы их жизни и здоровью. Просили обязать ОАО РЖД определить по согласованию с администрацией Емельяновского района Красноярского края место организованного перехода граждан через железнодорожные пути в районе остановочного пункта «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 4083 км ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали и оборудовать данное место пешеходным переходом через железнодорожные пути с системой автоматической сигнализации о приближении поезда в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Бакань О.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что остановочный пункт «Овинный» находится не на железнодорожной станции, а на железнодорожном перегоне. Положениями ст. 80 Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» прямо не предусмотрено сооружение пешеходных переходов на железнодорожных перегонах. На железнодорожной станции Бугач имеется пешеходный мост для перехода граждан через железнодорожные пути. Следовательно, требования действующего законодательства ОАО «РЖД» соблюдены, нарушений не допущено. Иные нормативные акты, указанные судом первой инстанции в решении, также не устанавливают обязанность ОАО «РЖД» оборудовать (строить) переходы на остановочных пунктах, расположенных на железнодорожных перегонах, в силу чего судом первой инстанции был применен закон, не подлежащий применению, неправильно истолкован закон, что привело к возложению на ОАО «РЖД» обязанности, не установленной законом, вмешательству в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Кроме того, судом первой инстанции не указана конкретная норма материального права, возлагающая на ОАО «РЖД» обязанность оборудовать пешеходный переход на остановочном пункте, расположенном на железнодорожном перегоне. Вместе с тем, решение суда первой инстанции основано на пунктах 2,4 Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.12.2009 года № 2655р «Об утверждении технических требований «Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования». Суд первой инстанции фактически придал локальному акту организации силу закона. С учетом требований статьи 11 ГПК РФ, локальный акт организации не относится к нормативным правовым актам, применяемым судом при разрешении гражданских дел. В предмет прокурорского надзора не входит соблюдение юридическими лицами своих внутренних приказов и распоряжений. При проведении проверки какие-либо акты прокурором не составлялись, фотофиксация выявленных нарушений не велась, документы о случаях травмирования граждан из-за отсутствия на остановочном пункте «Овинный» перехода, к справке прокурором не приложены. Строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути относится к объектам капитального строительства и может осуществляться только в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, и только за счет средств Инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный характер.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО «РЖД» Алымову А.А., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя администрации Емельяновского района Красноярского края – Фейзер А.Е., полагавшую решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Шадриной Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

экологическую безопасность.

В ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" даны понятия:

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности:

эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Статьей 15 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Пунктами 3, 5 Приказа Минтранса России от 08.02.2007 года № 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути" установлено, что железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования)

С целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению:

содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии;

установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации);

своевременного информирования пользователей услугами железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного транспорта необщего пользования о вводимых ограничениях и (или) об изменениях настоящих Правил (посредством технических средств и (или) иных носителей информации);

обозначения и ограждения мест проведения реконструкции, строительных и ремонтных работ (с целью исключения нахождения граждан в таких местах).

В соответствии с пунктами 6, 7 Приказа Минтранса России от 08.02.2007 года № 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути" проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В пункте 10 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 года № 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" определено понятие пассажирского остановочного пункта, которым является пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).

Согласно пункту 29 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 года № 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты. При сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости – автоматической сигнализацией.

Пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

Согласно СНИП 32-01-95, утвержденного Минстроем России в 1995 году, в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода. На пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями с интенсивным движением поездов (50 пар и более в сутки), а также на линиях, где предусматривается движение пассажирских поездов со скоростью более 120 км/ч при пассажиропотоке через переход более 75000 человек в год, следует предусматривать переходы в разных уровнях. На существующих станциях в отдельных случаях при сохранении переходов в одном уровне в верхом головок рельсов они должны ограждаться и оборудоваться сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

Итак, приведенные выше нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно ОАО «Российские железные дороги» содержать пассажирские платформы в местах высадки и посадки пассажиров железнодорожного транспорта, предпринимать все необходимые меры для обеспечения безопасности при пересечении гражданами железнодорожных путей, в том числе на пассажирских остановочным пунктах, которые также предназначены для обслуживания пассажиров. Указанные нормы обязательны для исполнения.

Как установлено судом и следует их материалов дела, согласно уставу ОАО «РЖД», утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года № <данные изъяты>, ответчик является юридическим лицом, одной из основных задач которого является обеспечение безопасности движения поездов.

Согласно перечню основных объектов Красноярской ДПО на 01.10.2012 года, имеется посадочная платформа «Овинный» по адресу: <данные изъяты> свидетельства о регистрации серии <данные изъяты>.

В соответствии с информацией о пассажиропотоке за период времени с 01.04.2016 года по 31.05.2016 года, данной ОАО «Краспригород» на запрос Красноярского транспортного прокурора, общий пассажиропоток на о/п «Овинный» составляет 17155 человек, среднесуточный – 281 человек, среднемесячный – 8577,5 человек.

В соответствии с приказом ОАО «РЖД» от 12.09.2016 года № <данные изъяты>, на участке движения железнодорожного транспорта (пассажирского и грузового) разрешена скорость движения 80 км/ч, однако установлены ограничения на перегонах 4073 км пк 8 - 4075 км пк 10 кривые малого радиуса нечетного пути - 75 км/ч, на перегонах 4 073 км пк 8 – 4 074 км пк 2 кривые малого радиуса четного пути – 70 км/ч, на перегонах 4 084 км пк 5-9, кривая малого радиуса 428 м нечетного пути – 75 км/ч, на перегонах 4 085 км пк 8 – 4 089 пк 3 четного пути – 90-80 км/ч.

Как следует из информации о наличии (отсутствии) пешеходных переходов через железнодорожные пути по каждому остановочному пункту, станции, расположенные на участке от ст. Чернореченская до ст. Уяр Красноярской железной дороги, предоставленной Центральной дирекцией инфраструктуры Красноярской дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» по запросу Красноярского транспортного прокурора, на остановочном пункте «Овинный» 4083 км. пк 6-8 пешеходный переход отсутствует, тогда как интенсивность движения количество пар поездов в сутки составляет 122.

Из материалов дела также, усматривается, что остановочный пункт «Овинный» 4083 км пк 6-8, пк 1-10, на котором осуществляется посадка и высадка пассажиров, расположен в месте с неудовлетворительной видимостью, при этом средняя скорость подвижных железнодорожных составов в этом месте составляет 80 км/ч при видимости на запад 300 метров, а на восток 200 метров, и интенсивности общего пассажиропотока 17155 человек в период апрель-май 2016 года, что свидетельствует о необходимости устройства пешеходного перехода со звуковыми и световыми сигналами.

В состав объектов комплекса дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Краспригород», местоположением которого является: Красноярский край, Транссибирская магистраль от станции Чернореченская 3953 км. до станции Уяр 4228 км., железнодорожная линия от станции «Енисей» до станции «Дивногорск», согласно Технической документации на сооружение входит посадочная платформа Овинный литера С 121, С 122 (п.п. 156, 157).

В соответствии с ответом Службы охраны труда и промышленной безопасности Красноярской железной дороги ОАО «РЖД» от 09.09.2016 года, остановочный пункт «Овинный» не оборудован пандусами для маломобильных групп населения и пешеходными переходами через железнодорожные пути.

Как следует из ответа Красноярской дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от 17.10.2016 года, назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан через железнодорожные пути в одном уровне с рельсами.

В соответствии с требованиями пункта 17 технических требований «Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009 года №<данные изъяты> места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно, с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективных планов развития по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

В соответствии с требованиями пунктов 20, 21 Технических требований, при выборе места размещения пешеходного перехода должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава (при максимальной скорости движения поездов 81-120 км/ч расстояние видимости должно быть не менее 600 метров).

В соответствии с утвержденным 19.03.2016 года начальником дирекции «перечня мест с неудовлетворительной видимостью и слышимостью», остановочные пункты, указанные в приложении № 1, в том числе остановочный пункт Овинный 4083 км пк 6-8, пк 1-10, с расстоянием видимости на запад 300 м, на восток 200 м, располагаются в местах с неудовлетворительной видимостью (расстояние видимости составляет менее 600 м, кривой участок пути).

Согласно письма Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от 01.06.2017 года №<данные изъяты>, по результатам совещания с Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» принято решение по включению в инвестиционный проект «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» на 2018-2020 года строительство пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией в районе остановочного пункта «Овинный», а именно разработка проектно-сметной документации – 2018 года, выполнение строительно-монтажных работ – 2019 год.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по согласовать с администрацией Емельяновского района Красноярского края и определить место организованного перехода граждан через железнодорожные пути в районе остановочного пункта «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 4083 км. ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали и оборудовать данное место пешеходным переходом через железнодорожные пути с системой автоматической сигнализации о приближении поезда, в срок два года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

При этом, суд верно исходил из того, что ОАО «« РЖД», как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, на которого возложена обязанность обеспечения безопасного перехода граждан через железнодорожные пути, не исполняет требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и оборудования пешеходных переходов через железнодорожные пути, что создает опасность для движения неопределенного круга лиц – граждан в зоне повышенной опасности.

Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также фактическим обстоятельствам дела.

Факт отсутствия соответствующим образом оборудованного пешеходного перехода на остановочном пункте «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 4083 км. ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали, ответчиком не оспаривается.

Из анализа приведенного выше законодательства следует, что содержание владельцами инфраструктур железнодорожных путей и расположенных на них сооружений, должно обеспечивать безопасное нахождение граждан в зонах повышенной опасности, при этом пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Довод жалобы об отсутствии нормативного акта, устанавливающего обязанность ответчика оборудовать (строить) пешеходные переходы на остановочных пунктах, расположенных на железнодорожных перегонах; неправомерности возложения на ответчика каких-либо обязанностей исходя только из локального акта, принятого им же в процессе своей деятельности, судебной коллегией отклоняется, как необоснованный, поскольку указанная обязанность вытекает из взаимосвязанных положений вышеприведенных норм права, в том числе пункта 10 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 года №286, прямо предусматривающего, что остановочный пункт предназначен для обслуживания пассажиров, а согласно пункту 29 данных Правил, для обслуживания пассажиров должна обеспечиваться безопасность прохода на пассажирские платформы путем оборудования пешеходных переходов.

Поскольку ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по обеспечению безопасного перехода граждан через железнодорожные пути на спорном остановочном пункте безусловно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, доводы жалобы о неподтвержденности нарушения ответчиком прав пассажиров на оказание безопасной услуги по перевозке в пригородном сообщении, являются несостоятельными.

Иные доводы жалобы об ограниченности финансового ресурса также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку вопросы безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от указанного обстоятельства.

Принимая во внимание, что отсутствие в нарушение требований законодательства пешеходного перехода на спорном остановочном пункте создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также учитывая представленные истцом доказательства, подтверждающие предполагаемый объем и сроки проведения работ, отсутствие со стороны ответчика доказательств невозможности устранения нарушения в данный срок, судебная коллегия полагает, что установленный судом срок исполнения обязанности является разумным, не противоречит требованиям ст. 206 ГПК РФ.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части указания судом конкретного вида пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе остановочного пункта «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 4083 км. ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали по следующим основаниям.

Процесс государственного регулирования деятельности ОАО "РЖД", поскольку ОАО "РЖД" является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство РФ, осуществляет Российская Федерация в лице Правительства РФ, и как единственный учредитель и акционер определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО "РЖД" как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.

Строительство пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией (пешеходные переходы 2-й категории) возможно при включении в инвестиционный проект ОАО «РЖД» - «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД».

Инвестиционная программа Красноярской железной дороги - филиала ОАО
«РЖД» на 2016 год включает, в том числе, реализацию проектов по предупреждению
травматизма граждан на железной дороге на общую сумму 34 500 000 руб. - завершение
строительства пешеходного моста на ст. Ингашская, проектные работы на строительство
пешеходного моста на ст. Кача, строительство пешеходного перехода со световой и
звуковой сигнализацией ст. Красноярск, 4096 км.; на 2017 год - строительство пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией на станциях Канск -Северный, Иланка, Абакан на общую сумму 27 000 000 руб.

Строительство объектов капитального строительства и инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» строго регламентированы, поскольку ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием (согласно статей 4, 5 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация с принадлежащей ей 100-процентной долей акций в общем количестве акций ОАО «РЖД», Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта).

Инвестиционную программу ОАО «РЖД» и годовых бюджетов компании утверждает Совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством Российской Федерации, т.е. Российская Федерация, как единственный Учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, распределении прибылей и убытков общества.

Для утверждения инвестиционной программы необходимо пройти этапы соответствующих процедур. Расходование денежных средств вне рамок Инвестиционной программы недопустимо, так как будет являться нарушением норм действующего законодательства и финансовой дисциплины в компании.

С 1 января 2010 года распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2009 года № <данные изъяты> введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно пункту 17 параграфа 6 Требований, места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

Таким образом, в случае ненадлежащего оборудования средств для безопасного перехода железнодорожных путей гражданами и для снижения случаев травмирования граждан при их нахождении в зоне повышенной опасности владельцем инфраструктуры – ответчик сам может в установленном порядке утвердить вид оборудования пешеходных переходов и определить необходимые критерии для пешеходных переходов.

В связи с этим, возложение на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать на остановочном пункте «Овинный» Красноярской железной дороги пешеходный переход через железнодорожные пути именно с системой автоматической сигнализации о приближении поезда, является незаконным.

Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 10 августа 2017 года отменить в части указания конкретного вида пешеходного перехода через железнодорожные пути – с системой автоматической сигнализации о приближении поезда, которым суд обязал Открытое акционерное общество «Российские Железные дороги» оборудовать место перехода граждан через железнодорожные пути в районе остановочного пункта «Овинный» Красноярской железной дороги, расположенного на 4083 км. ПК 6-8 Транссибирской железнодорожной магистрали.

В удовлетворении данных требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» Бакань О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: