ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1685/2018 от 14.03.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лукашенок Е.А. Дело № 33-1685/2018

А-200г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Макаровой Ю.М.

судей Харитонова А.С., Потехиной О.Б.

при секретаре Сакович Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по иску Акционерного общества «Транснефть - Западная Сибирь» к Острикову Сергею Викторовичу об устранении нарушения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода

по апелляционной жалобе представителя третьего лица - администрации Емельяновского района Илюшенко Ю.Н.

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 октября 2017 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» к Острикову Сергею Викторовичу об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода – удовлетворить.

Признать самовольными постройками: - объект капитального строительства – сооружение площадью 42,2 кв.м., по адресу <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; - капитальное строение - сооружение площадью 92,0 кв.м., находящееся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 77,35 м от оси МН «Омск-Иркутск»; - объект капитального строительства - сооружение площадью 17,0 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 107,00 м от оси МН «Омск- Иркутск»; - объект капитального строительства - сооружение площадью 104,5 кв.м., по адресу (местонахождение) Красноярский край, Емельяновский район, д. 2. (кадастровый номер строения- сооружения ), находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; - объект капитального строительства - сооружение площадью 22,0 кв.м., находящийся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 43,06 м от оси МН «Омск- Иркутск»; - капитальный забор имеющий фундамент, возведенный из строительных блоков, находящийся на земельных участках с кадастровыми номерами

Обязать Острикова Сергея Викторовича устранить нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет - объекта капитального строительства - сооружения площадью 42,2 кв.м., по адресу (местонахождение) <адрес> (кадастровый номер строения- сооружения ) находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; - объекта капитального строительства - сооружения площадью 92,0 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 77,35 м от оси МН «Омск- Иркутск»; - объекта капитального строительства - сооружения площадью 17,0 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 107,00 м от оси МН «Омск- Иркутск»; - объекта капитального строительства - сооружения площадью 104,5 кв.м., по адресу (<адрес> находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; - объекта капитального строительства - сооружения площадью 22,0 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 43,06 м от оси МН «Омск- Иркутск»; - капитальный забор имеющий фундамент, возведенный из строительных блоков, находящийся на земельных участках с кадастровыми номерами , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Запретить Острикову Сергею Викторовичу в границе охранной зоны составляющей 25 метров от оси магистрального нефтепровода и зоны минимально-допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск- Иркутск» составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода «Омск-Иркутск» проходящих по территории земельного участка с кадастровым номером возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск».

Взыскать с Острикова Сергея Викторовича в пользу Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины, в размере 6 000 рублей.

Вернуть Акционерному обществу «Танснефть – Западная Сибирь» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6 000 рублей, оплаченную согласно платежного поручения <дата>

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АО «Транснефть-Западная Сибирь» обратилось в суд с исковым заявлением к Острикову С.В. об устранении нарушения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода. Требования мотивированы тем, что участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск–Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, включены вГосударственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за Магистральные нефтепроводы построены и введены вэксплуатацию в 1961 и 1974 годах. Постановлениями администрации Емельяновского района от 19.12.2005 г. №1768, от 14.10.2011 г. № 3997 утверждены границы охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть». Остриков С.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами которые входят в зону минимально-допустимых расстояний до магистральных нефтепроводов. Письмом от 11.08.2014 г. Острикову С.В. сообщено о прохождении охранной зоны по земельному участку с кадастровым номером В 2015г. комиссией сотрудников АО «Транснефть-Западная Сибирь» было установлено, что в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний от оси Магистрального нефтепровода находится – жилой дом, хозяйственные постройки, забор, принадлежащие ответчику. В 2016 г. между Остриковым С.В. и АО «Транснефть-Западная Сибирь» велась переписка о необходимости устранения нарушений охранных зон на земельных участках, но в настоящее время на указанных земельных участках возведены капитальные строения – дома, хозяйственные строения, капитальный железобетонный забор. Исходя из повышенной опасности таких производственных объектов, как магистральные газопроводы и нефтепроводы, законодателем установлены минимальные расстояния до объектов системы нефте- и газоснабжения, которые определяются в соответствии со строительными нормами и правилами, установлен запрет на возведение строительных объектов без предварительного согласования с собственником магистрального трубопровода. С у четом уточнения исковых требований, истец просил обязать ответчика устранить нарушения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющих соответственно 25 м и 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящихся на территории земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; капитальное строение - сооружение площадью 92,0 кв.м., находящееся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 77,35 м от оси МН «Омск-Иркутск»; объект капитального строительства - сооружение площадью 17,0 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 107,00 м от оси МН «Омск- Иркутск»; объект капитального строительства - сооружение площадью 104,5 кв.м., по адресу (местонахождение) <адрес>), находящегося на земельном участке с кадастровым номером ; объект капитального строительства - сооружение площадью 22,0 кв.м., находящийся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 43,06 м от оси МН «Омск- Иркутск»; капитальный забор имеющий фундамент, возведенный из строительных блоков; признать указанные объекты самовольными постройками; запретить Острикову С.В. в границе охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющих соответственно 25 м и 150 м, возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», взыскать расходы по оплате государственной пошлины, в размере 6 000 рублей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица- администрации Емельяновского района Красноярского края Илюшенко Ю.Н. просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что магистральный трубопровод «Омск-Иркутск» был введен в эксплуатацию в 1974 году, т.е. ранее введения в действие положений СНиП 2.05.06-85, в связи с чем они не могут применятся к спорным правоотношениям. Положения 3.16 с таблицей 4 СНиП 2.05.06-85 неприменимы, поскольку указанный СНиП не входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате которых обеспечивается соблюдение Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с позицией Верховного суда РФ, СНиП не считается нормативно-правовым актом, поскольку им установлены технические нормы. Указывает, что истцом не были приняты меры по внесению сведений о размере охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального трубопровода в ЕГРН, а так же по информированию населения об установленных ограничениях, нарушении зоны минимального расстояния до магистрального трубопровода, в связи с чем, до момента государственной регистрации ограничений прав собственников земельных участков, расположенных в указанной зоне, истец не имеет права ограничивать их целевое назначение. При возведении домов и строений на принадлежащих истцу земельных участках, он не располагал сведениями о зоне минимально допустимых расстояний от оси нефтепровода. Неисполнение обязанности по внесению необходимых сведений о размере охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний является злоупотреблением правом, со стороны истца.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив материалы дела, выслушав Острикова С.В., его представителя Герголенко А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации Емельяновского района, представителя АО «Транснефть - Западная Сибирь»- Лупахину М.Г., полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.6 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" магистральные трубопроводы относятся к категории опасных производственных объектов.

В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной или искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов.

Согласно п. 1.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года N 9, Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат (далее продукцию).

В соответствии с п. 1.3 Правил, они являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.

Согласно п.4.1 указанных Правил, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Как следует из п.4.4 указанных Правил, в охранных зонах трубопроводов запрещено возводить любые постройки и сооружения без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.

Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, должны приниматься в зависимости и класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4, значения указанной таблицы, в редакции СНиП 2.05.06-85* от 25.12.2012 г. и в редакции СНиП 2.05.06-85* от 30.03.1985 г., идентичны.

Согласно таблице 4 «СНиП 2.05.06-85*. «Магистральные трубопроводы» минимальные расстояния от зданий, строений, сооружений до объектов нефтепроводов составляют для нефтепроводов с диаметром трубы свыше 300 мм до 500 мм-100 метров, свыше 500мм до 1000 мм-150 метров, а с диаметром трубы свыше 1000 мм до 1200 мм-200 метров от оси нефтепровода до населенных пунктов, зданий, сооружений.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, «Красноярское районное нефтепроводное управление» является филиалом АО «Транснефть - Западная Сибирь».

Участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск-Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, включены вГосударственный реестр опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за

Магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены вэксплуатацию в 1973 и 1954 годах, согласно техническим паспортам и плану приватизации.

Как следует из Паспорта безопасности опасного объекта - магистральные нефтепроводы Красноярского районного нефтепроводного управления, декларация промышленной безопасности зарегистрирована в ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору за номером , на объектах транспортируется одно опасное вещество – товарная нефть, относиться к легковоспламеняющимся, горючим жидкостям, 3 класса токсичности.

На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ №615-р от 11.02.2003 года, плана приватизации ГП Производственное объединение транссибирских магистральных нефтепроводов от 02.06.1994 года, изменений и дополнений в п.5 акта оценки стоимости по состоянию на 01.07.1992 года, сведения о праве собственности ОАО «Трансибирские магистральные нефтепроводы» на магистральный нефтепровод Омск-Иркутск ду 700 мм внесены в ЕГРН 05.09.2008 года.

Постановлением администрации Емельяновского района от 19.12.2005 года утверждены границы охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть» (позднее АО «Транснефть-Западная Сибирь»), которые отменены постановлением администрации Емельяновского района от 14.10.2011 года и утверждены границы охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть», установлены ограничения на земельные участки, входящие в границы указанных зон.

Остриков С.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , с рарасположенных по адресу: <адрес>, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием- дачное строительство, на основании договоров купли-продажи от 13.08.2012 года, 20.11.2014 года, от 20.12.2011 года, право собственности на участки зарегистрировано в установленном законом порядке 29.08.2012 года, 20.11.2014 года, 20.12.2011 года.

Указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером , площадью 1555 кв.м. с видом разрешенного использования - для дачного строительства.

04.07.2014 года администрацией Емельяновского района, в составе комиссии по обследованию земельного участка, собственника Острикова С.В. были установлены нарушения зоны минимально-допустимых расстояний до оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», в частности, что на расстоянии 58 м. от оси нефтепровода на земельном участке с кадастровым номером распложен двухэтажный дом, на границе земельного участка в 3,5 м от оси нефтепровода расположена траншея, глубиной и шириной 60 см, для постройки забора, на расстоянии 10 м от оси нефтепровода через границы указанного земельного участка проходит оптоволоконный кабель, с вырубкой деревьев по 2 метра с каждой стороны от оси кабеля.

На земельных участках с кадастровыми номерами в стадии строительства находятся: деревянный двухэтажный дом на фундаменте (11х13м), расстояние от оси нефтепровода «Омск-Иркутск»-58 м; одноэтажное здание из шлакоблоков на фундаменте (котельная 8х3м), расстояние от оси нефтепровода «Омск-Иркутск»-45м.; одноэтажное здание из шлакоблоков на фундаменте (гараж 8х13м), расстояние от оси нефтепровода «Омск-Иркутск» -102 м.; одноэтажное деревянное здание на фундаменте (летняя кухня 7х7м), расстояние от оси нефтепровода «Омск-Иркутск» -101м; одноэтажное деревянное здание на фундаменте (курятник 5х3м), расстояние от оси нефтепровода «Омск-Иркутск» -110м.

09.07.2014 года, 17.07.2014 года ОАО «Танссибнефть» в адрес Острикова С.В. направлены предупреждения о нахождении земельного участка в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов, в которых указаны существующие ограничения в использовании указанных земель.

26.10.2015 года, истцом в прокуратуру Емельяновского района, администрацию Емельяновского района направлены письма о нарушении охранной зоны и зоны минимально-допустимых расстояний до оси нефтепровода в виде возведения капитальных заборов, строений в отношении земельных участков, принадлежащих ответчику.

21.03.2016 года в адрес Острикова С.В. направлено письмо с требованием убрать все древестно-кустарниковые насаждения на земельном участке, с кадастровым номером , а так же указано о запрете возводить на земельной участке какие-либо постройки, сооружать проезды, устраивать стоянки транспорта.

Согласно схеме расположения земельных участков с кадастровыми номерами , они полностью входят в зону минимально-допустимых расстояний (150м) от оси ближайшего к участкам магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», строения на участках расположены на расстоянии 48,6 м, 92,2 м, 41,5 м, 76,1 м., от нефтепровода с координатами угловых поворотных точек: <данные изъяты>

Разрешений на возведение указанных строений в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода ответчику не выдавалось.

В соответствии с представленным ответчиком отчетом от <дата>, выполненным <данные изъяты>, стоимость работ и материалов для возведения, постройки и расчистки территории на земельном участке <адрес> на дату оценки 16.06.2017 года составляет 15602061,48 руб., из которой гараж стоимостью 2121092,48, гостевой домик – 568085,04 руб., котельная – 827766,46 руб., летняя кухня – 2165204,42 руб., жилой дом 3506038,42 руб., придомовая территория – 6413874,66 руб.

Как следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы <дата>, в границах земельного участка с кадастровым номером расположены 2 объекта капитального строительства: строящиеся здания площадью 107,0 кв.м, 22,0 кв.м. В границах земельного участка с кадастровым номером расположены 3 объекта капитального строительства: строящиеся здания площадью 52,0 кв.м., 17,0 кв.м., 92,0 кв.м. Спорные земельные участки объединены внешней границей закрепленной по периметру капитальной оградой. Местоположение фактической внешней границы не соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о местоположении и площади указанных участков. Сумма площадей земельных участков по итогам геодезических работ составляет 4856 кв.м., что на 5 кв.м, меньше суммы площадей участков по сведениям ЕГРН.

Охранная зона объектов землеустройства (охранных зон магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» (375,94-472,80 км) и «Анжеро-Судженск-Красноярск» (376,60-472,84 км) установлена в соответствии с требованиями Постановления Госгортехнадзора Российской Федерации "Об утверждении Правил охраны магистральных трубопроводов", №9 от 22.04.1992 г. и внесена в ЕГРН с учетным номером Граница зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) определена на основании выписки из ЕГРН от 27.06.2016 г. - 25 метров от оси Магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» ДУ 700 мм.

Согласно Карте (плану) зон с особыми условиями использования территории в границах Емельяновского района Красноярского края, изготовленному <данные изъяты> в 2011 г. в соответствии с постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 г. N9, граница охранной зоны проходит вдоль линии, проходящей в 25 метрах от оси МН «Омск- Иркутск», МН «Анжеро-Судженск-Красноярск» ОАО «Транснефть», что соответствует сведениям ЕГРН и отнесено в указанных границах к территориальным зонам с особыми условиями использования территории (Правила землепользования и застройки муниципального образования поселок Емельяново, утверждены решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 04.04.2013 Официальная публикация в СМИ: Общественно-политическая газета Емельяновского района "Емельяновские веси", № 16 от 17.04.2013 г. Границы иных охранных зон (зон с особыми условиями использования территории) в единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Согласно схеме расположения объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами находятся:

1. Строящееся здание - расположенное на расстоянии 50,31 м от оси МН «Омск-Иркутск» (в точках координат 1 (<данные изъяты>

2. Строящееся здание , площадь 22,0 кв.м - расположенное на расстоянии 43,06 м от оси МН «Омск-Иркутск» (в точках координат <данные изъяты>

3. Строящееся здание , площадь 52.0 кв.м- расположенное на расстоянии 93,40 м от оси МН « Омск-Иркутск» <данные изъяты>).

4. Строящееся здание , площадь 17,0 кв.м- расположенное на расстоянии 107,00 метров от оси МН «Омск-Иркутск» (<данные изъяты>.

5. Строящееся здание , площадь 92,0 кв.м- расположенное на расстоянии 77,35 метров от оси МН «Омск-Иркутск» (<данные изъяты>

Исходя из значений высотных отметок, установлено, что здания по отношению к нефтепроводу находятся выше по рельефу на величину не менее 1 метра. Минимальное расстояние между зданиями, расположенными на земельных участках составляет 4,90 м, максимальное - 44,93 м. На основании выполненных измерений с целью определения местоположения объектов недвижимости (зданий, строений) в границах земельных участков, а так же местоположения охранной зоны МН «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск-Красноярск» на территории Емельяновского района Красноярского края, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером находится в границах охранной зоны МН «Омск-Иркутск». Фактическая внешняя граница земельных участков, закрепленная по периметру капитальной оградой с находящимися на данной территории объектами недвижимости (здания, строения) и охранная зона МН «Омск-Иркутск» общих границ, пересечений и наложений не имеют.

В Зону минимально-допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода «Омск-Иркутск», земельные участки с кадастровыми номерами и находящиеся в их границах объекты капитального строительства попадают полностью.

В случае принятия решения о возможности уменьшения минимального расстояния до оси МН Омск-Иркутск» на 25% путем применения пункта 7 примечаний к таблице 4 СНиП 2.05.06-85*, зона минимального расстояния будет составлять 112 метров до оси МН «Омск-Иркутск», которая также охватывает земельные участки с кадастровыми номерами и находящиеся в их границах объекты капитального строительства.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные объекты- строящиеся здания и забор, расположенные на земельных участках ответчика, находятся в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний от оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», возведены без согласования с собственником магистральных нефтепроводов, их сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы истца как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф, создает угрозу безопасности самих построек и находящимся около них граждан, в силу чего строения в пределах зоны минимально допустимых расстояний подлежат сносу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, удовлетворяя заявленный иск, суд правомерно исходил из того, что согласно положениям ст. 222 ГК РФ спорные сооружения, возведенный на земельных участках капитальный забор, являются самовольными постройками, подлежащими сносу, поскольку возведены без разрешительной документации, с отступлением от строительных норм и правил, минимально безопасное расстояние расположения спорных объектов к объекту повышенного риска не соблюдено, при этом факт возведения спорных объектов без разрешения нефтеснабжающей организации, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, расположение строений и забора вблизи магистрального нефтепровода, являющегося источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людям и препятствует эксплуатации опасного объекта АО «Транснефть - Западная Сибирь», правовые последствия таких нарушений наряду со ст. 222 ГК РФ предусмотрены и специальным нормативным актом - Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При этом доказательств, подтверждающих наличие иного способа защиты интересов АО «Транснефть - Западная Сибирь» и соблюдения требований охранной зоны и зоны минимальных расстояний магистрального нефтепровода в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Емельяновского района о том, что на данные правоотношения не распространяются положения СНиП 2.05.06-85 и Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку магистральный трубопровод «Омск-Иркутск» был введен в эксплуатацию в 1974 году, т.е. ранее введения в действие указанных положений Федерального закона и правил, судебная коллегия полагает необоснованными.

Актуализированный Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС свод правил «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» не содержит положений отменяющих предыдущие своды правил.

В целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет свод правил как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2).

Как следует из материалов дела, спорные объекты на участке ответчика возведены после принятия СНиП 2.05.06-85* и потому при их строительстве должны были соблюдаться требования указанного СНиП. Нормы и правила СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" носят обязательный характер применения вне зависимости от функционального назначения построек, расположенных на земельных участках, находящихся в зонах минимально допустимых расстояний. При этом, магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены вэксплуатацию в 1973 и 1954 годах, согласно техническим паспортам и плану приватизации, в соответствии с проектом и с учетом строительных норм и правил, действовавших на момент его строительства. Значения таблицы 4 «СНиП 2.05.06-85* являлись действующими на момент строительства ответчиком спорных объектов и продолжают действовать до настоящего времени. Доказательств, свидетельствующих о получении ответчиком разрешения на строительство объектов в зоне минимально допустимых расстояний до магистрального нефтепровода, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы представителя третьего лица о невозможности применения указанных СНиП, поскольку они не являются нормативным актом, не могут повлечь отмену постановленного судом решения.

Из Приложений 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что магистральные трубопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 данного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", как следует из их содержания, распространяются на магистральные трубопроводы и закрепляют обязательные конкретные минимальные требования технического характера.

Таким образом, нормирование охранных зон и минимально допустимых расстояний определяется в том числе техническими нормами, распространяющими свое действие в отношении всех юридических лиц и граждан, соблюдение указанных технических ном является обязательным и необходимым условием для дальнейшего предотвращения негативных последствий. Вопреки доводам третьего лица, вышеприведенные требования «СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы" обязательны для применения, включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что истцом не были приняты меры по внесению сведений о размере охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода в ЕГРН, а ответчик при возведении строений не располагал сведениями о зоне минимально допустимых расстояний, которые не обозначены на местности, не влияют на объективный факт существования такой территории в установленных границах ине освобождают ответчика от обязанности соблюдать охранную зону магистральных нефтепроводов «Омск–Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», которая установлена в силу приведенных выше правовых норм.

По общему правилу, основанием для внесения в ГКН сведений об установлении, изменении или отмене зоны является акт компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Вместе с тем, в ряде случаев зоны считаются фактически установленными уже в силу действующих нормативных правовых актов, вне зависимости от принятия специального акта об их установлении, в таких случаях основанием для внесения сведений о зоне являются нормативные правовые акты, предусматривающие общие правила установления зон такого вида, и документы, описывающие местоположение ее границы.

Вне зависимости от того, является постройка самовольной или нет, знал или нет владелец земельного участка об имеющихся ограничениях в его использовании, один только факт нахождения постройки в охранной зоне или зоне минимально допустимого расстояния создает реальную угрозу жизни и здоровью самих граждан, а также создает угрозу безопасности эксплуатации трубопровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф, что обоснованно указано в обжалуемом решении.

Соблюдение ограничений по использованию земельного участка, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", Правилами охраны магистральных трубопроводов и иными нормативными актами, является обязанностью собственника земельного участка вне зависимости от его информированности.

Кроме того, как следует из решения Емельяновского районного суда от 01.06.2015 года по жалобе Острикова С.В. по делу об административном правонарушении на постановление от 22.08.2014 года, решения Емельяновского районного суда от 22.04.2015 года по иску ОАО «Транссибнефть» к Острикову С.В., администрации п. Емельяново о запрете хозяйственной деятельности, внесении изменений в ЕГРП, ответчику было известно о нахождении земельного участка с кадастровым номером в охранной зоне магистрального нефтепровода, он неоднократно уведомлялся истцом о наличии ограничений в отношении принадлежащих ему земельных участков, в средствах массовой информации истцом публиковались сведения о границах охранных зон, на которых размещены объекты нефтепровода, и зон минимально допустимых расстояний, в силу чего, Острикову С.В. были известны данные обстоятельства.

Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения и дополнительного решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица администрации Емельяновского района Красноярского края Илюшенко Ю.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: