ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18891/2021 от 21.12.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-18891/2021 (2-426/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при помощнике судьи Гиревой М.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 21.12.2021 гражданское дело по иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ответчиков и апелляционному представлению прокурора на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.07.2021.

Заслушав доклад судьи Ковелина Д.Е., судебная коллегия

установила:

Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 (далее – ФКУ ИК-19) Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее – ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указал, что в марте 2021 года работниками Тавдинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка состояния законности и правопорядка в ФКУ ИК-19.

В результате проверки участка колонии-поселения при ФКУ ИК-19 выявлены нарушения требований ст. 99, ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее – Инструкция СП 17-02 Минюста России), а также свода правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее - СП 308.1325800.2017). С учетом дополнений заявленных требований прокурор просил возложить на ФКУ ИК-19 обязанности в срок до 01.01.2023 привести основные здания участка колонии-поселения в соответствие с нормами действующего законодательства. При недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-19 денежных средств, возложить на ФСИН России обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на указанные цели через соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области.

Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.07.2021 исковые требования прокурора удовлетворены частично. Возложена на ФКУ ИК-19 обязанность в срок до 01.01.2023 привести основные здания участка колонии-поселения в соответствие с нормами действующего законодательства, а именно: привести состав и вместимость зданий участка колонии-поселения в соответствие с пунктами 6.36, 7.2 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (СП 17-02 Минюста России), таблицей № 8 указанной инструкции, пунктами 9.19, 10 и 12 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 308.1325800.2017), таблицей № 10.1 СП 308.1325800.2017; привести состав и площади помещений для размещения отряда осужденных участка колонии-поселения в соответствие с требованиями п. 9.11, таблицей 13 СП 17-02 Минюста России, а также п. 14.3, таблицей 14.3 СП 308.1325800.2017; привести в соответствие с требованиями п. 9.14, таблицей 14 СП 17-02 и п. 14.4.4, таблицей 14.4 СП 308.1325800.2017 состав и площади помещений для отбывания осужденными поселенцами дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор; оборудовать в помещениях для отбывания осужденными-поселенцами дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор помещение личной безопасности, оборудованное по образцу обычного жилого помещения, в соответствии с требованиями п. 14.58 СП 17-02 Минюста России, пунктами 14.1, 14.4 СП 308.1325800.2017; привести помещения здания штрафного изолятора участка колонии-поселения в соответствие с требованиями статьи 54 Технического регламента, а также пунктов 3.1.5, 13.25 ППБ, установив электросветильники на потолке камерных помещений, оградив их от возможного повреждения осужденными; осуществить подводку и монтаж разводящей сети горячего и холодного водоснабжения в штрафном изоляторе участка колонии-поселения в соответствии с пунктами 20.1, 20.4, 20.5 СП 17-02 Минюста России и пунктами 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017; выполнить покрытие пола прогулочного дворика в соответствии с требованиями п. 16.14 СП 17-02 Минюста России. В удовлетворении требований прокурора о возложении в порядке субсидиарной ответственности на ФСИН России обязанности по выделению денежных средств на указанные цели отказано.

В апелляционной жалобе ответчики ФКУ ИК-19, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебного постановления в части удовлетворенных требований прокурора, полагая содержащиеся в нем выводы не основанными на нормах материального права и не соответствующими обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы указали на применение судом нормативных правовых актов, не подлежащих применению при разрешении вопроса об устранении заявленных прокурором недостатков. Требования Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (СП 17-02 Минюста России) не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до ее принятия. Свод правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 308.1325800.2017) регламентирует устройство колоний-поселений, а не участков таких поселений. Указанный СП 308.1325800.2017 регламентирует деятельность по проектированию зданий, а потому не может учитываться при эксплуатации созданного по другим правилам объекта. Требования прокурора, касающиеся переустройства зданий участка колонии-поселения, подлежат исполнению лишь при осуществлении реконструкции зданий (малого строительства). Просили отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, вынести новое о полном удовлетворении всех заявленных требований. Полагает ошибочным вывод суда об освобождении ФСИН России от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения. Просил возложить на названного ответчика обязанность по выделению денежных средств на указанные цели.

В заседании суда апелляционной инстанции прокуроры Плотникова С.О., Белова К.С. поддержали апелляционное представление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчиков.

Представитель ответчиков Хусаинова А.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отказать в удовлетворении апелляционного представления прокурора.

Представитель ответчика ФКУ ИК-19 Станевич А.В., чье участие в судебном заседании обеспечено с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу исправительной колонии поддержала, сославшись на то, что одно из требований прокурора удовлетворено. В период апелляционного производства светильники в здании штрафного изолятора оснащены защитными устройствами.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установил суд и следует из материалов дела, исправительная колония является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний. Уставом учреждения предусмотрено, что исправительная колония, в том числе, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.

Лимит наполнения исправительной колонии строгого режима согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28.10.2015 № 252 составляет 1 304 осужденных, включая участок колонии-поселения на 50 человек. На момент проведения проверки в учреждении содержалось 1 013 осужденных, в том числе 44 на участке колонии-поселения.

Из исследованных по делу доказательств следует, что на территории участка колонии-поселения ФКУ ИК-19 расположено два здания по пер. Строителей, дом № 1 (1955 года постройки, 1977 года введения в эксплуатацию) и дом № 3/в, находящиеся в г. Тавде Свердловской области (л.д. 29-31). Здание по пер. Строителей, 3/в, предназначенное для штрафного изолятора, является объектом самовольного строительства и решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 08.06.2021 (дело № А60-12742/2021) на указанный объект недвижимости признано право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Здание по пер. Строителей, 1 (основное здание) в соответствии с инвентарной карточкой учета отнесено к жилой зоне участка колонии-поселения, введено в эксплуатацию в 1977 году (л.д. 90).

Возлагая на исправительную колонию обязанность по оборудованию в основном здании и в здании штрафного изолятора помещений общежития, столовой, кафе, общеобразовательной школы, помещений для обыска осужденных, трех кабинетов, комнаты личной безопасности и кладовой, осуществлению подводки и монтажа разводящей сети горячего и холодного водоснабжения и устройства пола прогулочного дворика, суд первой инстанции руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП 17-02 Минюста России)» и исходил из того, что количество помещений в указанных зданиях участка колонии-поселения ФКУ ИК-19 не соответствует требованиям законодательства, что препятствует реализации осужденными своих прав, предусмотренных ст. ст. 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Из содержания Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, утвердившего Инструкцию СП 17-02, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.

Здание исправительной колонии (жилая зона – основное здание), построено в 1955 году и введено в эксплуатацию в 1977 году. При его проектировании и строительстве применялись другие действовавшие на тот момент правила по проектированию и строительству исправительных учреждений.

В связи с этим нормативы, установленные Инструкцией СП 17-02, не могут применяться к данному учреждению, а положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на расчетное количество помещений и комнат, предназначенных для вышеперечисленных нужд.

В отношении здания штрафного изолятора проектная деятельность не осуществлялась, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2021 установлено, что сохранение возведенного строения не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, вышеназванная Инструкция СП 17-02 не подлежала применению судом первой инстанции при разрешении данного спора.

Также не подлежал при разрешении настоящего спора применению Приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512, которым утверждены нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода. Нормы данного приказа не могут являться основанием для возложения обязанности по оборудованию дополнительных помещений в зданиях колонии-поселения. Положениями названного приказа установлен лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, не возлагая на них обязанности оборудовать новые помещения.

Истцом в материалы дела не представлены доказательства наличия технической возможности осуществить создание новых помещений для общежития, столовой, кафе, общеобразовательной школы, помещений для обыска осужденных, трех кабинетов, комнаты личной безопасности и кладовой, а также осуществлению подводки и монтажа разводящей сети горячего и холодного водоснабжения и устройства пола прогулочного дворика.

Имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют оборудовать недостающее количество помещений, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)». В данную программу объекты ФКУ ИК-19 не включены.

Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве указанных объектов. Такое строительство может быть осуществлено за счет средств бюджета в рамках указанной программы, поскольку само учреждение не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на него судом обязанности по оборудованию новых помещений, осуществлению подводки и монтажа разводящей сети горячего и холодного водоснабжения и устройства пола прогулочного дворика в соответствии с Инструкцией СП 17-02 Минюста России, не подлежащей в данном случае применению.

Содержащиеся в Инструкции СП 17-02 Минюста России нормы регламентируют вопросы разработки проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Решений по вышеуказанным вопросам в отношении существующих объектов ФКУ ИК-19, а также о финансировании этих мероприятий собственником имущества, к чьей компетенции и отнесено бремя содержания принадлежащего имущества, не принималось. Соответственно, указанная Инструкция в отношении существующих объектов, в отношении которых решений о реконструкции и капитальном ремонте не принято и не выделен необходимый объем средств, применению не подлежит.

При этом прокурором наличие оснований осуществления этих мероприятий в отношении ФКУ ИК-19 без учета положений названной Федеральной целевой программы и выделения бюджетных средств на эти цели во внеочередном или первоочередном порядке не доказано. Факт допущения собственником имущества противоречащего закону бездействия в этой части не подтвержден.

Относительно применения судом при разрешении требований прокурора Свода правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 308.1325800.2017), содержащего аналогичные требования, что и в Инструкции СП 17-02 Минюста России, следует иметь в виду следующее.

В силу ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса, а также посредством соблюдения требований данного федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. ч. 1 и 7 ст. 6 этого федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Свод правил СП 308.1325800.2017 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687.

При этом и ранее упомянутый свод правил в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, включен не был, следовательно, его положения подлежали применению на добровольной основе и носили рекомендательный характер, в связи с чем является неправомерным вывод суда об обязательности соблюдения указанных в данном своде правил требований.

Учитывая изложенное, у суда отсутствовали правовые основания для вывода о допущении ответчиками противоречащего закону бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию новых помещений, осуществлению подводки и монтажа разводящей сети горячего и холодного водоснабжения и устройства пола прогулочного дворика, поскольку из системного толкования вышеупомянутых нормативных правовых документов следует, что вопросы, касающиеся строительства, реконструкции, перевооружения объектов уголовно-исполнительной системы в соответствии с правилами и стандартами, подлежащими применению на добровольной основе, отнесены к исключительной компетенции ответчиков, неприменение которыми таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В части возложения на ответчика обязанности по устройству на потолке камерных помещений электросветильников, оборудованных защитным устройством (решеткой), решение суда соответствует закону и не подлежит отмене.

Доводы авторов жалобы о том, что правила противопожарного режима как устанавливающие более высокие требования к пожарной безопасности на существующие здания учреждения не распространяются, основаны на ошибочном толковании закона.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических
лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные
положения технического регулирования в области пожарной безопасности и
устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты
(продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным
объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 приведенного федерального закона
установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности
объектов защиты обязательны для исполнения не только при
проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции,
техническом перевооружении, изменении функционального назначения,
техническом обслуживании, но и при эксплуатации зданий.

Согласно п. 15 и 20 ст. 2 названного федерального закона
объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или
юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая
объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания,
сооружения, транспортные средства, технологические установки,
оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены
или должны быть установлены требования пожарной безопасности для
предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты,
характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития
пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов
пожара.

Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено,
что правовой основой технического регулирования в области пожарной
безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный закон, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Техническое регулирование в области пожарной безопасности
представляет собой: установление в нормативных правовых актах
Российской Федерации и нормативных документах по пожарной
безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам
проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования,
реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области
применения и использования требований пожарной безопасности; правовое
регулирование отношений в области оценки соответствия (ч. 1 ст. 4
Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной
безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с
Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы
и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Статьей 24 Федерального закона «О пожарной безопасности»
установлено, что в целях реализации требований пожарной безопасности, а
также обеспечения предупреждения и тушения пожаров оказываются работы
и услуги в области пожарной безопасности. К таким работам и услугам
относятся строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений.

Из системного анализа приведенных норм следует, что обязанность по оснащению помещений здания учреждения указанными светильниками, предусмотренная п. 10.1.8 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, подлежит исполнению независимо от даты постройки объекта недвижимости, в котором размещается организация.

Указанная норма пожарной безопасности регламентирует защиту помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение
безопасного нахождения в здании работников администрации учреждения и осужденных.

Исходя из понятий пожарной безопасности и противопожарного
режима, данных федеральным законодателем, приведение введенных в
эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной
безопасности, установленными, в частности, вышеуказанным приказом, является обязанностью, исполнение которой направлено на обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Следовательно, год постройки и дата введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают ответчиков от соблюдения введенных позже и действующих норм и правил пожарной безопасности.

В этой части решение суда отменено быть не может, поскольку оно соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы ответчиков об устранении указанного недостатка объективного подтверждения в материалах дела не нашли.

Актом осмотра участка колонии-поселения при ФКУ ИК-19, составленным совместно прокурором и представителями учреждения 14.12.2021, установлено, что светильники рабочего освещения камер не оснащены защитными устройствами.

Представленная ответчиком ФКУ ИК-19 справка, единолично составленная 20.12.2021, об устранении данного недостатка, иными доказательствами фактического выполнения работ не подтверждена. Судебная коллегия к изложенным в данной справке сведениям относится критически и не может принять в качестве достоверного доказательства устранения выявленного нарушения.

Вывод суда об освобождении ФСИН России от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения судебная коллегия находит не основанным на законе.

Доводы апелляционного представления прокурора в этой части являются обоснованными.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств – главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств. При этом сам по себе факт недостаточности у ответчика финансовых средств не может являться основанием для освобождения его от установленных законом обязанностей.

Решение суда в указанной части об отказе в возложении на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанности организовать финансирование вышеуказанных мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности, подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.07.2021 отменить в части удовлетворения исковых требований Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении на ФКУ ИК-19 обязанности по приведению состава и вместимости зданий участка колонии-поселения в соответствие с пунктами 6.36, 7.2 Инструкции СП 17-02 Минюста России, таблицей № 8 указанной инструкции, пунктами 9.19, 10 и 12 СП 308.1325800.2017, таблицей № 10.1 СП 308.1325800.2017; приведению состава и площади помещений для размещения отряда осужденных участка колонии-поселения в соответствие с требованиями п. 9.11, таблицей 13 Инструкции СП 17-02 Минюста России, а также п. 14.3, таблицей 14.3 СП 308.1325800.2017; приведению в соответствие с требованиями п. 9.14, таблицей 14 Инструкции СП 17-02 Минюста России и п. 14.4.4, таблицей 14.4 СП 308.1325800.2017 состава и площади помещений для отбывания осужденными поселенцами дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор; оборудованию в помещениях для отбывания осужденными-поселенцами дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор помещения личной безопасности по образцу обычного жилого помещения в соответствии с требованиями п. 14.58 Инструкции СП 17-02 Минюста России, п. п. 14.1, 14.4 СП 308.1325800.2017; осуществлению подводки и монтажа разводящей сети горячего и холодного водоснабжения в штрафном изоляторе участка колонии-поселения в соответствии с п. п. 20.1, 20.4, 20.5 Инструкции СП 17-02 Минюста России и п. п. 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017; выполнению покрытия пола прогулочного дворика в соответствии с требованиями п. 16.14 Инструкции СП 17-02 Минюста России.

В указанной части принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении в порядке субсидиарной ответственности на ФСИН России обязанности по выделению денежных средств решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.07.2021 отменить. Принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований.

Возложить на ФСИН России при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-19 денежных средств на устранение нарушений в области пожарной безопасности обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на указанные цели через соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова