ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2136/2017 от 06.07.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33-2136/2017 Судья в суде І инстанции Фисюк О.И.

Категория 2.066 Судья-докладчик в суде апелляционной

инстанции Козуб Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

Председательствующего, судьи - Колбиной Т.П.,

Судей - Козуб Е.В., Ефимовой В.А.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

с участием:

истцов - Пенева В.Г., Позигун С.В.

представителя истца Пенева В.Г. - Бурчуладзе Т.А.,

представителей ответчиков:

Правительства Севастополя - Доденкова А.Ю.,

ГУ- ОПФ РФ по г.Севастополю - Чумакова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 20 марта 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Пенева В.Г., Позигун С.В. к Правительству Севастополя, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о взыскании невыплаченного пособия на погребение,

УСТАНОВИЛА:

Пенев В.Г., Позигун С.В. обратились с иском к ответчикам Правительству Севастополя, ГУ - Отделению ПФ РФ по городу Севастополю о взыскании суммы невыплаченного пособия в размере 23142 рубля на погребение П.Г.В., мотивируя исковые требования тем, что супруга Пенева В.Г.П.Г.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В органы Пенсионного фонда было подано Позигун С.В. заявление и документы на выплату пособия на погребение. Однако выплата пособия на погребение не произведена в связи с ликвидацией Пенсионного фонда города Севастополя и его районных управлений без правопреемства.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 марта 2017 года исковые требования удовлетворены частично. С Правительства Севастополя в пользу Позигун С.В. взыскана одноразовая выплата помощи на погребение в размере 23142 рублей. Взыскана с бюджета города Севастополя в пользу Позигун С.В. государственная пошлина в размере 894 рубля. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Правительство Севастополя просит указанное решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на ст. 10 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ и п. 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», согласно которой деятельность государственных органов на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. В соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 19.03.2014 года №7160 создан Пенсионный фонд города Севастополя и утверждено Временное положение о Пенсионном фонде города Севастополя. Пенсионный фонд города Севастополя не являлся исполнительным органом государственной власти города Севастополя, не входил в структуру исполнительных органов государственной власти, не был подведомственен соответствующему Департаменту Правительства Севастополя или Правительству Севастополя. В период с 19 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на Пенсионный фонд города Севастополя были возложены обязанности по своевременному и в полном объеме финансированию и выплат пенсий, помощи на погребение, других пенсионных выплат, он являлся единственным главным распорядителем средств бюджета в отношении пенсионного обеспечения. Законом города Севастополя от 30.04.2014 № 8-ЗС установлено, что дотация Пенсионному фонду г. Севастополя на погашение дефицита средств о выплате пенсий подлежит финансированию за счет фактических доходов общего фонда городского бюджета и финансовой помощи из федерального бюджета. Правительство Севастополя не несет обязанностей по финансированию и выплате пенсионных платежей, в ведомственной структуре расходов бюджета города Севастополя Правительство Севастополя не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к разделу 10 «Социальная политика» и к подразделам, в том числе к подразделу «Пенсионное обеспечение».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Пенев В.Г. апелляционную жалобу просил оставить без удовлетворения, а решение районного суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Севастополя апелляционную жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным, представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по г. Севастополю просил оставить решение в части отказа в иске к ГУ - ОПФ РФ по г. Севастополю без изменения, истцы и представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражали, полагая решение суда законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи-докладчика, представителя ответчика Правительства Севастополя, истцов, представителя истца, представителя ответчика ГУ - ОПФ РФ по г. Севастополю, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года (ч. 3 ст. 11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года).

В соответствии со ст. 61 Закона Украины от 09.04.1992 года «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», в случае смерти пенсионера членам его семьи или лицу, которое осуществило его захоронение, выплачивается для этого помощь в размере трехмесячной пенсии, но не менее пятикратного размера минимальной заработной платы.

Согласно п. 21 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих и членов их семей, членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Решения внеочередной сессии VI созыва Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 «О статусе города-героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Решением Севастопольского городского Совета от 19.03.2014 № 7160 «О создании Пенсионного фонда города Севастополя» создан Пенсионный фонд города Севастополя и утверждено Временное положение о Пенсионном фонде города Севастополя, которым регламентированы вопросы деятельности фонда, его задачи, функции, права и обязанности.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Временного положения определено, что Пенсионный фонд города Севастополя является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, который подконтролен и подотчетен Севастопольскому городскому Совету.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Временного положения, основными задачами Пенсионного фонда города Севастополя являются, в том числе обеспечение своевременного и полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на погребение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств Пенсионного фонда города Севастополя и других источников, определенных законодательством.

В соответствии с п.4.2 Временного положения Пенсионный фонд города Севастополя финансируется за счет средств городского бюджета, собственных поступлений и других источников.

Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено, что П.Г.В., супруга истца Пенева В.Г., являвшаяся пенсионером Министерства обороны Украины, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с расчетом выплаты (доплаты) помощи на погребение от 15.12.2014 года получателю Позигун С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая осуществляла захоронение П.Г.В., начислена к выплате сумма на погребение в размере 23142,00 рублей. Согласно справке от 30.12.2014 года о размере недополученной пенсии на умершего пенсионера МО Пеневу Г.В. за период с 01.04.2014 года по 31.12.2014 года, получателю Позигун С.В. назначена выплата невыплаченной пенсии в размере 23142,00 рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 03.10.2014 № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя» Пенсионный фонд города Севастополя и районные управлений Пенсионного фонда города Севастополя ликвидированы путем прекращения их деятельности.

Постановлением Законодательного собрания г. Севастополя от 23 декабря 2014 года № 123 «О зачислении в бюджет города Севастополя неиспользованных денежных средств Пенсионного фонда города Севастополя» определено, что денежные средства, перечисленные Пенсионным фондом города Севастополя в адрес получателей пенсий и других выплат, в случаях невозможности их вручения получателям Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта Крыма" после 26 декабря 2014 года в соответствии с пунктом 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221, а также денежные средства, не использованные Пенсионным фондом города Севастополя для выплаты пенсий, и иные неиспользованные денежные средства, имеющиеся на счетах Пенсионного фонда города Севастополя по состоянию на 30 декабря 2014 года, подлежат зачислению в бюджет города Севастополя.

Судебным разбирательством установлено, что истцы Пенев В.Г. и Позигун С.В. в течение 2015 года неоднократно обращались в Правительство Севастополя, отделение Пенсионного фонда РФ по городу Севастополю, военный комиссариат города Севастополя, прокуратуру города Севастополя с заявлениями о выплате единовременной помощи на погребение, начисленной в связи со смертью П.Г.В., однако во внесудебном порядке денежные средства выплачены не были.

Исходя из положений ст. 5 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе» к полномочиям Правительства отнесено распоряжение бюджетными средствами города, обеспечение исполнения бюджета и определение порядка расходования бюджетных средств, в том числе, определение полномочий исполнительных органов государственной власти Севастополя по исполнению бюджета; утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ; определение порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах; рассмотрение и одобрение проектов законов о бюджете города Севастополя; рассмотрение и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики города Севастополя на очередной финансовый год и плановый период.

Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ установлено понятие финансовых органов, а именно финансовыми органами являются - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно положений статьи 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Таким образом, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами законодательства, учел конкретные обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о том, что Правительство Севастополя является полномочным распорядителем средств бюджета города Севастополя и надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку выступает от имени города федерального значения Севастополя как уполномоченный орган.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Севастополя, оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении исковых требований по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку требования к Правительству Севастополя о взыскании ранее начисленного, но не выплаченного единовременного пособия на погребение с учетом вышеприведенных положений законодательства законны, обоснованы и подлежат удовлетворению, что правильно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.

Вместе с тем, судебная коллегия в силу вышеприведенных норм законодательства полагает необходимым изменить резолютивную часть решения районного суда, указав о том, что взыскание пособия на погребение в размере 23142,00 рублей в пользу Позигун С.В. подлежит за счет средств бюджета города Севастополя.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Правительства Севастополя подлежит оставлению без удовлетворения.

С учетом изложенных обстоятельств, решение районного суда в части определения взыскания одноразовой выплаты помощи на погребение в размере 23142,00 рублей с Правительства Севастополя подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Изменить резолютивную часть решения Ленинского районного суда города Севастополя от 20 марта 2017 года, указав о взыскании с Правительства Севастополя в пользу Позигун С.В. пособия на погребение в размере 23142 (двадцать три тысячи сто сорок два) рубля за счет средств бюджета города Севастополя.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 20 марта 2017 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 20 марта 2017 года оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья: Т.П.Колбина

Судьи Е.В.Козуб

В.А.Ефимова