ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2299/2016 от 08.09.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья – Лыкина О.С. Дело № 33-2299/2016

Докладчик – Шептунова Л.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего - Шептуновой Л.П.

судей - Доманова В.Ю. и Капкаун Т.И.

при секретаре - Шелкуновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к акционерному обществу «<данные изъяты>» в лице Сахалинского регионального филиала о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности исполнить требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «<данные изъяты>ФИО4 на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «<данные изъяты>» в лице Сахалинского регионального филиала о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности исполнить требование от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены.

Признан незаконным отказ акционерного общества «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении сведений об имеющихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, у перечисленных в требовании прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственных служащих и их супруг (супругов).

Возложена обязанность на акционерного общества «<данные изъяты> в лице Сахалинского регионального филиала в течение 5 суток со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений об имеющихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, у перечисленных в требовании от ДД.ММ.ГГГГ государственных служащих и их супруг (супругов).

С акционерного общества «<данные изъяты>» в лице Сахалинского регионального филиала взыскана государственная пошлина в доход городского округа «Город Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты> рублей.

Изучив материалы дела, и заслушав доклад судьи Шептуновой Л.П., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской службе и о контроле за соответствием расходов государственными служащими УФМС <адрес>, УФССП России по <адрес>, ГУ <данные изъяты> России по <адрес> (в отношении ГПН), Управления <данные изъяты> по <адрес> и Управления <данные изъяты> по <адрес>, направил требование в Сахалинский филиал акционерного общества «<данные изъяты> о предоставлении сведений об имеющихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, у перечисленных в требовании государственных служащих и их супруг (супругов).

Письменным ответом заместителя директора филиала от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении таких сведений отказано в связи с отсутствием органов прокуратуры в Перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Не согласившись с отказом, ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился в суд с иском к акционерному обществу «<данные изъяты> в лице Сахалинского регионального филиала о признании отказа в предоставлении сведений незаконным, возложении обязанности на акционерное общество «Россельхозбанк» в лице Сахалинского регионального филиала ( далее – Банк) исполнить требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в течение 5 суток с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указал, что отказ Банка в предоставлении сведений является незаконным, поскольку Федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Отметил, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы.

Вместе с тем, пунктом 10 Национального плана противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226, Генеральному прокурору Российской Федерации предписано при ежегодном представлении президенту Российской Федерации и палатами Федерального собрания Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В силу положений статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 названного закона предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Считает, что непредставление запрашиваемых сведений препятствует прокуратуре осуществлять возложенные на нее полномочия по установлению конкретных нарушений закона и затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вытекающие из охраняемых законом публичных интересов, связанных с противодействием коррупции.

Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует представитель акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО4 в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в статье 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указан исключительный, не подлежащий расширительному толкованию, перечень лиц и обстоятельств, при которых Банк имеет право раскрыть банковскую тайну. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих право органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне. Отмечает отсутствие должности прокурора в Перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Указывает, что положениями статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность направлять запросы о проверке исключительно по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены нанимателем (руководителем) в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в то время как их запроса Прокуратуры <данные изъяты> не усматривается, что проверка проводится в отношении их сотрудников и руководитель Прокуратуры <данные изъяты> является представителем нанимателя лиц, указанных в запросе.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор ФИО5 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя АО «<данные изъяты>» ФИО6, поддержавшую жалобу, прокурора ФИО7, полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы и письменных возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 № Пр-2685, констатировано, что коррупция является одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствующей проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики.

В качестве одной из угроз безопасности Российской Федерации коррупция указана в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Пунктом 6 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Одним из способов противодействия коррупции является деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).

Частью 6 статьи 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 03 декабря 2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» осуществление контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложено на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочие Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено также в части 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу положений статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно норм статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ № 454 от 29 августа 2014 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

Согласно пункту 7 статьи 5 данного приказа прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов предписано обеспечить постоянное проведение проверок соблюдения требований федеральных законов от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходам» и от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

На основании изложенного, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, вправе в рамках проведения соответствующих проверок требовать и получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской службе и о контроле за соответствием расходов государственными служащими <данные изъяты> России по <адрес>, <данные изъяты> России по <адрес>, ГУ <данные изъяты> России по <адрес> (в отношении ГПН), Управления <данные изъяты> по <адрес>, Управления <данные изъяты> по <адрес> направлено требование директору Сахалинского регионального филиала акционерного общества «<данные изъяты>» о предоставлении сведений об имеющихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ банковских счетах, датах открытия, остатках денежных средств на конец отчетного периода, сумме полученного по ним дохода (капитализации), а также об общей сумме, поступивших в течение года на счета денежных средств, у перечисленных в требовании государственных служащих и их супруг (супругов).

Письмом заместителя директора филиала от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> в предоставлении запрашиваемых сведений отказано, со ссылкой на положения статьи 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности исполнить требование от ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку отказ в предоставлении прокурору <адрес> сведений противоречит закону и препятствует осуществлению прокурором возложенных на него полномочий.

Доводы жалобы о не указании должности прокурора в Перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» не влекут отмену принятого решения.

Так, право прокурора на истребование и получение названных сведений предусмотрено положениями Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (специальный закон), регулирующего его деятельность, а также из перечисленных выше нормативных правовых актов федерального уровня.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и не могут быть положены в основу отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий: Шептунова Л.П.

Судьи: Доманов В.Ю.

Капкаун Т.И.