ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-26298/17 от 22.08.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Егорова С.А. Дело № 33-26298/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующего: Рудь М.Ю.,

судей Тарасенко И.В., Рыбиной А.В.,

по докладу судьи Тарасенко И.В.,

при секретаре Погорелове В.В.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в лице Кавказской дистанции пути структурного подразделения
Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД о возложении обязанности устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей,

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» по доверенности Захаровой < Ф.И.О. >9 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2017 года.

Заслушав доклад судьи Тарасенко И.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Кавказской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД о возложении обязанности устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в сентябре-октябре 2016 года в ходе проведения Кавказской транспортной прокуратурой проверки соблюдения Кавказской дистанцией пути структурным подразделением Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – Кавказская дистанция пути) законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры выявлены нарушения положений действующего законодательства по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути.

Так, в ходе проверки установлено, что Кавказской дистанцией пути до сих пор эксплуатируются следующие железнодорожные пути, находящиеся на балансе дистанции, с просроченным сроком капитального ремонта, по направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды: перегон Кавказская - Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1591 км ПК 5+42 - 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км (год капитального ремонта – 1997); перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1592 км ПК 1+89 - 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км (год капитального ремонта – 1997).

Не проведение капитального ремонта железнодорожных путей, по которым перемещаются, в том числе скорые пассажирские поезда и опасные грузы, в установленный техническими требованиями срок, угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям.

Таким образом, нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения резонансных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным прокурор просит возложить обязанность на
ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала
ОАО «РЖД», а именно провести капитальный ремонт железнодорожных путей, общей протяженностью 1,14 км, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: по направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды: перегон Кавказская - Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1591 км ПК 5+42 - 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км.; перегон Кавказская - Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1592 км ПК 1+89 - 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км.

Обжалуемым решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2017 года исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности Захарова Е.А. полагает решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2017 года незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном определении и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права. Просит обжалуемое решение суда отменить. Указывает на то, что истечение сроков службы верхнего строения пути не влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, если физическое состояние пути соответствует установленным нормативам.

В представленных письменных возражениях на жалобу транспортный прокурор Кавказской транспортной прокуратуры просит решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав пояснения представителя ОАО «РЖД» по доверенности Машканцева С.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объёме, представителя Кавказской транспортной прокуратуры по доверенности помощника Краснодарского транспортного прокурора Глоба Э.Ю., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ст. 1065Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, Кавказской транспортной прокуратурой, в соответствии с п. 7 плана работы на 2 полугодие 2016 года, проведена проверка соблюдения Кавказской дистанцией пути структурным подразделением Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры.

Проверкой, проведенной в сентябре-октябре 2016 года, выявлены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательстве. Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (ч. 2 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – ПТЭ), утвержденных приказом Министра транспорта РФ от 21 декабря 2010 года № 286, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Пунктом 16 главы 4 ПТЭ предусмотрено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

Пунктом 13 приложения № 1 ПТЭ предусмотрено, что рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях не общего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов). Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.

В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02 мая 2012 года № 857р, капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсошпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1-3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов.

Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсошпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3-5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений.

В соответствии с таблицей 6.1 (Среднесетевые нормы периодичности капитальных ремонтов пути на новых и старогодных материалах и ремонтные схемы) Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02 мая 2012 года № 857р (далее - Положения), периодичность проведения капитального ремонта железнодорожных путей на деревянных брусьях - при наработке норматива тоннажа 600 млн. тонн. Также указанной таблицей предусмотрено проведение капитального ремонта звеньевого пути на деревянных шпалах 1 раз в 18 лет.

Пунктом 3.1.14 Инструкции установлено, что по мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации. усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов.

Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, в ходе проверки установлено, что Кавказской дистанцией пути до сих пор эксплуатируются следующие железнодорожные пути, находящиеся на балансе дистанции, с просроченным сроком капитального ремонта, по направлению станция Ростов-Главный - станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1591 км ПК 5+42 - 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км (год капитального ремонта - 1997).

- перегон Кавказская - Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1592 км ПК 1+89 - 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км (год капитального ремонта - 1997).

Не проведение капитального ремонта железнодорожных путей, по которым перемещаются, в том числе скорые пассажирские поезда и опасные грузы, в установленный техническими требованиями срок угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям, чрезвычайным ситуациям, причинению ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Таким образом, исследовав совокупность представленных доказательств, суд первой инстанции вершено пришел к выводу, что ОАО «РЖД» нарушает требования законодательства Российской Федерации о безопасности движения железнодорожного транспорта.

Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан РФ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Кавказского транспортного прокурора.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2017 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от
23 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» по доверенности Захарова Е.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.

Председательствующий: Судьи: