ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2714/17 от 19.07.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Новожилов Е.Я. Дело № 33-2714/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 19 июля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,

судей Скакун А.И., Игнатьевой А.Р.,

при секретаре Яковлевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2017 года, которым

по гражданскому делу по иску Якутского транспортного прокурора к Казенному предприятию Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» о запрете осуществления на судах «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН -710 Б» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах без переоформления лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах МР-4№001902 от 20.10.2015 г., о запрете осуществления деятельности на судах «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов без переоформления лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов серии МР-1 № 0011628 от 16.04.2015 г., а также о запрете деятельности судов без документов о годности к плаванию

постановлено:

Запретить Казенному предприятию Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» осуществлять на судах «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах без переоформления лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах серии МР-4 № 001902 от 20.10.2015, на судах «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710 Б» запретить осуществлять деятельность по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов без переоформления лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов серии МР-1 № 0011628 от 16.04.2015, а также запретить осуществлять на судах «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» деятельность без документов о годности судна к плаванию, выданных ФАУ «Российский речной регистр» - до переоформления указанных лицензий и получения документов о годности судна к плаванию.

Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р., пояснения прокурора Бурнашевой А.А., пояснения представителей ответчика Капитан А.А., Бузовой Я.А., судебная коллегия

установила:

Якутский транспортный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Казенному предприятию Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» (далее КП РС(Я) «АТК») о запрете действий без переоформления лицензии, запрете действий без документов к годности к плаванию. Заявленные требования обосновывал тем, что КП РС(Я) «АТК» осуществляет эксплуатацию технически негодных судов «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б». Ответчик не имеет лицензии, разрешающей использовать судна для перевозки, погрузки и разгрузки опасных грузов на внутреннем водном транспорте, также отсутствуют документы о годности судов к эксплуатации. Суда не отвечают требованиям безопасности их плавания, охраны жизни и здоровья судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов, что может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде. Указывая на выявленные нарушения, просил суд запретить осуществлять на судах «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; в морских портах без переоформления лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах серии МР-4 № 001902 от 20.10.2015; на судах «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» запретить осуществлять деятельность по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов без переоформления лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов серии МР-1 № 0011628 от 16.04.2015; запретить деятельность судов без документов о годности судна к плаванию, выданных ФАУ «Российский речной регистр».

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, генеральный директор КП РС(Я) «АТК» Бударин Е.Г. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указывает на то, что предприятие является стратегическим, создано с целью обеспечения северного завоза, и запрет погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте приведет к срыву северного завоза и арктической навигации 2017 г.

Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) привлеченный в качестве третьего лица извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явился, с ходатайством об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам не обратился. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 5 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 утверждены Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов и о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, включающие работы по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов, работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу, должна иметь разрешение (лицензию), в приложении к которой указываются эксплуатируемые объекты (суда).

Статьей 34 КВВТ РФ установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно ст. 35 КВВТ РФ, классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов. Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102 утверждено Положение о классификации и об освидетельствовании судов.

Пунктом 54 данного Положения установлено, что если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 14.01.2015 № 10-РГ создано казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания».

Согласно Уставу КП РС(Я) «АТК» является организацией гарантированного обеспечения завоза топливно-энергетических ресурсов, социально значимых и непродовольственных товаров до потребителей Янской группы улусов по реке Яна, в числе которых указаны и нефтепродукты.

Согласно п. 22 раздела 2 Устава установлено, что право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получение специально разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).

КП РС(Я) «АТК» на праве оперативного управления переданы суда «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» с дислокацией данных судов в Нижнеянске и Усть-Куйге. Данные судна были задействованы при перевозке, погрузке-разгрузке опасных грузов, к которым относится каменный уголь, нефтепродукты.

По информации Ленского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» вышеперечисленные суда признаны негодными к эксплуатации, свидетельств о годности к плаванию не имеют, что подтверждается актами Ленского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» о внеочередном освидетельствовании судов.

Суда «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» не указаны и приложениях к лицензиям серии МР-1 № 001628 от 16 апреля 2016 года на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов, серии МР-4 № 001902 от 20 октября 2015 года на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в качестве объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Решениями Усть-Янского районного суда от 21.12.2015 г., от 10.02.2016 г. удовлетворен иск Якутского транспортного прокурора о возложении обязанности на КП РС(Я) «Арктическая транспортная компания» в течение 3 месяцев с момента вступления решений суда в законную силу переоформить лицензию на перевозку внутренним водным транспортом опасных грузов, а также лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и получению документов в ФАУ «Российский Речной Регистр» о годности к плаванию всех эксплуатируемых судов. Указанные решения вступили в законную силу, что в силу ст. 61 ГПК РФ является обязательным для суда первой инстанции.

Исходя из указанного, судебная коллегия приходит к выводу, что деятельность ответчика не отвечает требованиям законодательства, что в свою очередь может повлечь за собой нарушение прав, законных интересов, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что судна эксплуатируемые КП РС(Я) «АТК», отвечают требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется. Эксплуатация таких судов создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

Довод представителя ответчика о том, что предприятие является стратегическим, создано с целью обеспечения северного завоза, и запрет погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте приведет к срыву северного завоза и арктической навигации 2017 г. является не состоятельным. Суд первой инстанции дал оценку указанному доводу, что из отзыва Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) перевозки в бассейне реки Яна осуществляет иная транспортная компания.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2017 года по данному делу иску Якутского транспортного прокурора к Казенному предприятию Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» о запрете осуществления на судах «Т-117», «Т-162», «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН -710 Б» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах без переоформления лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах МР-4№001902 от 20.10.2015 г., о запрете осуществления деятельности на судах «СПН-717Б», «СПН-696Б» и «СПН-710Б» по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов без переоформления лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов серии МР-1 № 0011628 от 16.04.2015 г., а также о запрете деятельности судов без документов о годности к плаванию оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Скакун А.И.

Игнатьева А.Р.