ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-27572/2016 от 03.11.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Чахов Г.И. Дело № 33 – 27572/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Перовой М.В.,

судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при секретаре Иванове П.В.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дорошенко Л.Ф. на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 08 июля 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением к ИП Дорошенко Л.Ф. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Краснодарского края с участием прокуратуры Калининского района с привлечением специалистов ОГПН и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и Росстардарта 11.02.2016г. проведена проверка автозаправочных станций (далее - АЗС) ИП Дорошенко Л.Ф., расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>, б/н; <...>, <...>

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-Ф3) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно- технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Выездной проверкой установлено, что ИП Дорошенко Л.Ф. допускаются нарушения вышеуказанного законодательства, что выражается в следующем:

1) АЗС по адресу <...>:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 Норм пожарной безопасности от 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» далее по тексту - НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.04.2012г. <...> «О противопожарном режиме» (далее по тексту - ППР);

- на покрытии дорог АЭС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п. 35 НПБ 111-98*);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 42 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР).

2) АЗС по адресу <...>

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п. 9 НПБ 111- 98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п. 13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ) до края проезжей части автомобильной дороги общей сети (нарушение п. 12* НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п.20 ППР;

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источникам противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- заправочные островки АЗС не укомплектованы одним воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) (нарушение п. 457 ППР);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п. 97 НПБ 111-98*);

- на АЗС заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не укомплектован 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- площадка для автоцистерны не укомплектована 2 передвижными порошковыми огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР).

3) АЗС по адресу <...>:

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п. 13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п. 20 ППР;

- на территорию АЗС не предусмотрены раздельные въезд и выезд (нарушение п.17* НПБ 111-98*);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 42 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*);

4) АЗС по адресу <...> б/н:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №129-ФЗ п.20 ППР;

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 42 ППР);

- не обеспечена очистка территории АЗС от горючих отходов, мусора, тары (нарушение п. 77 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*).

Данные нарушения отражены в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 15.02.2016г. <...>.

Перечень вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности является не окончательным, так как ИП Дорошенко Л.Ф. не обеспечила доступ в помещения АЗС и к технологическому оборудованию, а также не предоставила технико-эксплуатационную документацию на АЗС и используемое на нем технологическое оборудование, в том числе проектную документацию на здания, сооружения (технический паспорт), расположенные на АЗС; распорядительные документы (приказы, распоряжения) о назначении ответственного за пожарную безопасность; документы подтверждающие прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму работников АЗС; распорядительные документы (приказы, инструкции, распоряжения и так далее) по обеспечению пожарной безопасности на АЗС; журналы учета первичных средств пожаротушения на АЗС и проведения противопожарного инструктажа с работниками АЗС; документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию систем противопожарной защиты АЗС и договор на техническое обслуживание и испытания данных систем; документы, подтверждающие соответствие требованиям нормативных документов состояния огнезащиты строительных конструкций зданий АЗС; расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и наружных установок АЗС; деклараций по пожарной безопасности на АЗС.

Прокурор полагает, что невыполнение ИП Дорошенко Л.Ф. требований законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму нарушает правовые, экономические и социальные основы обеспечения нормальной эксплуатации потенциально опасных объектов, создает опасность причинения вреда в будущем, в связи с чем обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от <...> заявленные требования прокурора удовлетворены в части.

С указанным решением суда не согласилась Дорошенко Л.Ф. и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать.

Свои доводы мотивирует тем, что была нарушена только часть правил пожарной безопасности, указанных в решении Калининского районного суда от 08.07.2016г., а также, что автозаправочные станции не относятся к хозяйственным объектам, создающим опасность причинения вреда в будущем.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Руденко М.В., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснодарского края с участием прокуратуры <...> с привлечением специалистов ОГПН и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и Росстандарта 11.02.2016г. проведена проверка автозаправочных станций (далее - АЗС) ИП Дорошенко Л.Ф., расположенных по адресам: <...>; <...>; <...> б/н; <...>, <...> по результатам которой установлено, что на указанных объектах ответчиком в соответствии с имеющимся разрешенным видом экономической деятельности (Код по ОКВЭД 50.50) осуществляется розничная торговля моторным топливом для автомобилей, при этом ответчиком допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1) АЗС по адресу <...>:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. (нарушение п.9 Норм пожарной безопасности от 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» далее по тексту - НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.04.2012г.<...> «О противопожарном режиме» (далее по тексту - ППР);

- на покрытии дорог АЭС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п. 35 НПБ 111-98*);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР).

2) АЗС по адресу <...>, <...>

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111- 98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п. 13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ) до края проезжей части автомобильной дороги общей сети (нарушение п. 12* НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п.20 ППР;

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источникам противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- заправочные островки АЗС не укомплектованы одним воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) (нарушение п. 457 ППР);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п. 97 НПБ 111-98*);

- на АЗС заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не укомплектован 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- площадка для автоцистерны не укомплектована 2 передвижными порошковыми огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР).

3) АЗС по адресу <...>:

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п. 13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона <...>-Ф3, п. 20 ППР;

- на территорию АЗС не предусмотрены раздельные въезд и выезд (нарушение п.17* НПБ 111-98*);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 42 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п. 35 НПБ 111-98*);

4) АЗС по адресу <...> б/н:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п. 9 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п. 97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п. 92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №129-ФЗ п. 20 ППР;

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п. 455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п. 481 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 42 ППР);

- не обеспечена очистка территории АЗС от горючих отходов, мусора, тары (нарушение п. 77 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*).

При этом перечень вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности является не окончательным, так как ИП Дорошенко Л.Ф. не обеспечила доступ в помещения АЗС и к технологическому оборудованию, а также не предоставила технико-эксплуатационную документацию на АЗС и используемое на нем технологическое оборудование, в том числе проектную документацию на здания, сооружения (технический паспорт), расположенные на АЗС; распорядительные документы (приказы, распоряжения) о назначении ответственного за пожарную безопасность; документы подтверждающие прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму работников АЗС; распорядительные документы (приказы, инструкции, распоряжения и так далее) по обеспечению пожарной безопасности на АЗС; журналы учета первичных средств пожаротушения на АЗС и проведения противопожарного инструктажа с работниками АЗС; документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию систем противопожарной защиты АЗС и договор на техническое обслуживание и испытания данных систем; документы, подтверждающие соответствие требованиям нормативных документов состояния огнезащиты строительных конструкций зданий АЗС; расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и наружных установок АЗС; деклараций по пожарной безопасности на АЗС, что подтверждается информацией начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 15.02.2016г. <...>.

Судом первой инстанции установлено, что на АЗС по адресу <...> б/н, под объектами недвижимости отсутствует сформированный и поставленный на кадастр в установленном законом порядке земельный участок, в связи с чем в настоящее время невозможно установить его правообладателя, а также вид разрешенного использования под указанные на нем цели.

Согласно информации начальника ОНД и ПР <...><...> от 08.07.2016г., по состоянию на 07.07.2016г. по результатам обследования территорий АЗС ИП Дорошенко Л.Ф. по адресам: <...>; <...>; <...>, б/н; <...>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа), установлено, что:

1) АЗС по адресу <...>: - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*);

2) АЗС по адресу <...>, <...> (справа): - Противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания согласно требований п. 13* табл.2 НПБ 111-98* должно составлять 9 метров, по факту - 9 метров 35 сантиметров. - Противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ до края проезжей части автомобильной дороги общей сети согласно требований п.12* НПБ 111-98* должно составлять 12 метров, по факту - 13 метров 40 сантиметров;

3) АЗС по адресу <...>: - Не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (п. 13 табл.2 НПБ 111- 98*) (ведется строительство здания операторской и сервисного обслуживания, после ввода в эксплуатацию которого, противопожарные разрывы до топливораздаточных колонок будут соответствовать вышеуказанным требованиям), - на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (п. 450 ППР РФ) (гравийное покрытие территории АЗС не позволяет нанести отличительную разметку), - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*) (строительство данной площадки выполнено на 70% готовности);

4) АЗС по адресу <...> б/н: - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 07.07.2016г. ответчик осуществляет деятельность на территории <...> с нарушениями требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Согласно п.п. 1,3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» предусмотрено, что одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Как следует из материалов дела, ИП Дорошенко Л.Ф. несет обязанность по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих вышеуказанные АЗС, охране их жизни и здоровья, а также оборудования АЗС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, поскольку автозаправочные станции относятся к хозяйственным объектам, обладающим повышенной возможностью террористического посягательства, где в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, в результате которых может быть нарушена общественная безопасность, а также оказано воздействие на принятие решений органами власти. В результате нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 15.02.2016г. <...>, а также информации начальника ОНД и ПР <...><...> от 08.07.2016г., обеспечение соблюдения которых возложено вышеуказанными положениями закона и правилами пожарной безопасности на владельца АЗС ИП Дорошенко Л.Ф., влечет наличие постоянной возможности для возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих АЗС и работающих на них.

Согласно п.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об установлении несоблюдения ИП Дорошенко Л.Ф. требований правил пожарной безопасности, указанных в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 15.02.2016г. <...>, а также в информации начальника ОНД и ПР <...><...> от 08.07.2016г., при эксплуатации АЗС, и такая эксплуатация АЗС, влечет нарушение прав и охраняемые законом интересов неопределенного круга лиц, посещающих АЗС и работающих в нем, создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью людей, при условии, что невыполнение ИП Дорошенко Л.Ф. требований законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму фактически указывает на отсутствие у предпринимателя готовности к предупреждению возможных аварий их локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора в части, следует признать законным и обоснованным.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что была нарушена только часть правил пожарной безопасности, указанных в решении Калининского районного суда от 08.07.2016г., а также, что автозаправочные станции не относятся к хозяйственным объектам, создающим опасность причинения вреда в будущем, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом вышестоящей инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 08 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дорошенко Л.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи