ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-4817/20 от 25.06.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Савина О.В. Дело № 33-3–4817/2020

УИД 26RS0002-01-2019-002536-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 25 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Минаева Е.В.

судей Калединой Е.Г. и Тепловой Т.В.

при секретаре Гриб В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В.

на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 октября 2019 года по исковому заявлению Ф.Н.Н., Ф.Я.В., действующих в интересах своей несовершеннолетней дочери Ф.М.Н. к Министерству Здравоохранения Ставропольского края о возложении обязанности на Министерство Здравоохранения Ставропольского края принять меры по организации обеспечения Ф.М.Н. лекарственным препаратом в необходимом объеме рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией и до момента отмены ей данного препарата,

заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.

УСТАНОВИЛА:

Ф.Н.Н., Ф.Я.В., действующие в интересах своей несовершеннолетней дочери Ф.М.Н. обратились в суд с иском, (впоследствии с уточненным), к Министерству Здравоохранения Ставропольского края об обеспечении лекарственным препаратом, указав, что истцы являются родителями малолетней Фоменко Марии Николаевны, 15 апреля 2013 года рождения, ребенка-инвалида. Инвалидность присвоена вследствие выявленного редкого генетического заболевания - нейронально цероидный липофусциноз тип 2, которое постоянно прогрессирует и требует незамедлительного медикаментозного лечения специфическим препаратом. 30 октября 2018 года Ф.М.Н. экстренно госпитализировали в отделение медицинской генетики РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Согласно заключению консилиума РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года, установлен диагноз: нейронально цероидный липофусциноз тип 2, характер течения заболевания быстро прогрессирующий с вовлечением в патологический процесс центральной нервной системы. В качестве единственного возможного варианта лечения данного заболевания консилиумом указано о назначении незарегистрированного в Российской Федерации фермент-заместительного лечения препаратом «Церлипоназа альфа», производимого компанией Биомарин, США. В соответствии с Протоколом заседания врачебной комиссии РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 06 ноября 2018 года № 146, врачебная комиссия единогласно постановила разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям пациентке Ф.М.Н., **года рождения, препарат «Церлипоназа альфа» в дозе 300 мг 1 раз в 2 недели интравентрикулярно, медленно, длительно, постоянно. Однако лечение соответствующим препаратом в данном медицинском учреждении не проведено, в связи с тем, что препарата нет в наличии и для его получения необходимо разрешение на ввоз незарегистрированного в Российской Федерации препарата, его последующая закупка и направление в клинику, т.к. согласно Порядку ввоза лекарственных средств утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 771, ввоз лекарственных препаратов разрешается Министерством Здравоохранения Российской Федерации по запросу Министерства Здравоохранения региона, в котором проживает больной, в настоящем случае - Министерство здравоохранения Ставропольского края. На неоднократные обращения в адрес Министерства Здравоохранения Ставропольского края, истцами были получены ответы о том, что Министерством субъекта будет направлено заявление в Министерство Здравоохранения Российской Федерации о получении разрешения на ввоз незарегистрированного препарата «Церлипоназа альфа, что Министерство Здравоохранения Ставропольского края обращается в благотворительные фонды с целью сбора денежных средств для закупки препарата для Ф.М.Н., однако фонды отвечают отказом, что является более чем странным, по мнению истцов, обстоятельством, так как на лечение больных детей-инвалидов государством выделяются денежные средства. Министерство Здравоохранения Ставропольского края указывает, что направлены заявки в адрес оптовых организаций для рассмотрения возможности ввоза на территорию Российской Федерации указанного препарата, однако ответы на запросы в адрес ведомства не поступали. Не получив положительного ответа за 6 месяцев, которые для резко прогрессирующего заболевания Ф.М.Н. являются огромным сроком, истцы обратились с обращениями на имя Президента Российской Федерации, в адрес Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Ставропольского края. Администрацией Президента Российской Федерации, обращение истцов было перенаправлено в адрес Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Правительства Ставропольского края, для решения вопроса по существу. 29 марта 2019 года от Правительства Ставропольского края в адрес родителей Ф.М.Н. поступил ответ, в котором сообщалось, что Министерство Здравоохранения Ставропольского края готово организовать направление на получение высокотехнологичной медицинской помощи в рамках федеральной территориальной программы государственных гарантий в федеральную клинику, где в тариф включено применение лекарственного препарата «Церлипоназа альфа». Таким образом, из вышеуказанного ответа на обращение следовало, что Министерством Здравоохранения Ставропольского края уже получено разрешение на ввоз незарегистрированного в Российской Федерации препарата «Церлипоназа альфа» по индивидуальным жизненным показаниям, препарат уже закуплен Министерство Здравоохранения Ставропольского края и направлен в федеральную клинику, где имеются специалисты по вводу данного препарата. Из ответа от 05.04.2019 года следует, что территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов (Постановление Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 596-п) не предусмотрена возможность приобретения указанного препарата за счет средств бюджета края. В связи с тем, что согласно пункта 6 Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н, запрещается осуществлять выписку лекарственных препаратов незарегистрированных в Российской Федерации. Следовательно, Министерством Здравоохранения Ставропольского края не может быть закуплен препарат «Церлипоназа альфа» в рамках государственных программ. Министерством Здравоохранения Ставропольского края повторно направлены заявки в оптовые организации с просьбой рассмотреть вопрос о возможности ввоза на территорию Российской Федерации препарата, отсутствие ответов на запросы, по мнению Министерства Здравоохранения Ставропольского края, не дает возможности обратиться в Министерство Здравоохранения РФ с заявлением на получение разрешения на ввоз препарата. Из ответа Межрайонной прокуратуры г. Москвы от 17 апреля 2019 года следует, что финансовое обеспечение социальных услуг (в данном случае лекарственное обеспечение) осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. Пациент с протоколом врачебной комиссии обращается в медицинскую организацию по месту жительства самостоятельно и решение об обеспечении пациента принимает орган исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта. Учитывая длительное нарушение Министерством Здравоохранения Ставропольского края прав ребенка-инвалида на жизнь, усложняется доступ Фоменко Марии Николаевны к единственному лекарственному препарату «Церлипоназа альфа», без введения которого жизнь ребенка находится в потенциальной опасности. На момент подачи искового заявления, Фоменко Мария Николаевна уже практически не разговаривает, плохо неуверенно ходит, приступы эпилепсии, сопровождающие данное заболевание продолжаются. Родители ребенка-инвалида постоянно находятся с больным ребенком и не имеют возможности купить данный препарат, который для их семьи стоит огромных денег и начать лечение. Истцы считают, что ожидание вступления в силу судебного решения может привести к необратимым последствиям для здоровья ребенка. Из медицинской документации следует, что характер течения заболевания является быстро прогрессирующий с вовлечением в патологический процесс центральной нервной системы. При таких обстоятельствах, истцы полагают, что вынесенное решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

Истцы просили суд обязать Министерство Здравоохранения Ставропольского края обеспечить Ф.М.Н. лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» в назначенном ей консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года объеме и до момента отмены ей данного препарата; обязать Министерство здравоохранения Ставропольского края в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения суда организовать направление заявления в Министерство здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 771 от 29 сентября 2010 года, на получение разрешения на ввоз незарегистрированного в РФ лекарственного препарата «Церлипоназа альфа» разрешенного к индивидуальному применению Фоменко Марии Николаевны консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года в назначенном ей объеме; обязать Министерство Здравоохранения Ставропольского края в течение пяти дней с момента получения от Министерства здравоохранения Российской Федерации разрешения на ввоз незарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата выделить денежные средства на закупку и ввоз препарата «Церлипоназа альфа» на территорию Российской Федерации, организовать осуществление и закупку препарата «Церлипоназа альфа» на территорию Российской Федерации, передать лекарственный препарат в Федеральное медицинское учреждение РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И, Пирогова Минздрава России для лечения малолетней Ф.М.Н. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 октября 2019 года исковые требования Ф.Н.Н., Ф.Я.В., действующих в интересах своей несовершеннолетней дочери Ф.М.Н. удовлетворены частично.

Суд обязал Министерство Здравоохранения Ставропольского края обеспечить Ф.М.Н. лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» в назначенном ей консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года объеме и до момента отмены ей данного препарата.

Суд обязал Министерство здравоохранения Ставропольского края в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения суда организовать направление заявления в Министерство здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 771 от 29 сентября 2010 года, на получение разрешения на ввоз незарегистрированного в РФ лекарственного препарата «Церлипоназа альфа» разрешенного к индивидуальному применению Ф.М.Н. консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года в назначенном ей объеме.

Суд обязал Министерство Здравоохранения Ставропольского края в течение пяти дней с момента получения от Министерства здравоохранения Российской Федерации разрешения на ввоз незарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата выделить денежные средства на закупку и ввоз препарата «Церлипоназа альфа» на территорию Российской Федерации, организовать осуществление и закупку препарата «Церлипоназа альфа» на территорию Российской Федерации.

В удовлетворении требования об обязании Министерства Здравоохранения Ставропольского края передать лекарственный препарат в Федеральное медицинское учреждение РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России для лечения малолетней Ф.М.Н. - отказано.

Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 31 января 2020 года исправлена описка, допущенная в мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 14 октября 2019 года.

Суд указал в мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 14 октября 2019 года: «В удовлетворении требования об обязании Министерства Здравоохранения Ставропольского края передать лекарственный препарат в Федеральное медицинское учреждение РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России для лечения малолетней Ф.М.Н. - отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В. просит решение суда отменить, указав, что судом неправильно применены нормы материального права. Ф.М.Н. как ребенок-инвалид имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Однако, лекарственные препараты, не зарегистрированные в установленном порядке в Российской Федерации и не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, не могут закупаться за счет средства федерального бюджета. Препарат «Церлипоназа альфа» не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р. Кроме того он не входит в Государственный реестр лекарственных препаратов, разрешенных для применения на территории Российской Федерации. Препарат предназначен для лечения только в стационаре. В крае отсутствуют медицинские организации и врачи имеющие опыт лечения и введения такого препарата, он в стационарах края не применялся. Кроме того, в установленные судом сроки в течение 5 дней исполнить решение суда невозможно. Также суд не учел, что ребенок в настоящее время находится на лечении в клинике Германии и его транспортировка не рекомендована.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В., поддержавшую доводы жалобы и просившую об отмене решения, представителя истцов Ф. адвоката Ж.Е.В., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ф.М.Н. *** года рождения, имеет статус ребенок-инвалид и страдает редким (орфанным) наследственным заболеванием (дегенеративное заболевание нервной системы из группы лизосомных болезней накопления (G31.8), нейрональный цероидный липофусциноз 2 типа (Е75.4).

30 октября 2018 года Ф.М.Н. экстренно госпитализировали в отделение медицинской генетики РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Согласно заключению консилиума РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года, вышеуказанный диагноз подтвержден: (дегенеративное заболевание нервной системы из группы лизосомных болезней накопления (G31.8), нейрональный цероидный липофусциноз 2 типа (Е75.4), характер течения заболевания быстро прогрессирующий с вовлечением в патологический процесс центральной нервной системы.

В качестве лечения данного заболевания консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России указано о назначении незарегистрированного в Российской Федерации фермент-заместительного лечения препаратом «Церлипоназа альфа», производимого компанией Биомарин, США.

Протоколом заседания врачебной комиссии РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 06 ноября 2018 года № 146 врачебная комиссия единогласно постановила разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям пациентке Ф.М.Н. ** года рождения, препарат «Церлипоназа альфа» в дозе 300 мг 1 раз в 2 недели интравентрикулярно, медленно, длительно, постоянно.

Лечение назначенным препаратом в период нахождения с 30.10.2018 по 12.11.2018 Ф.М.Н. в стационаре РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России не проведено, в связи с тем, что препарата нет в наличии и для его получения необходимо разрешение на ввоз незарегистрированного в Российской Федерации препарата, его последующая закупка и направление в медицинское учреждение.

Разрешая заявленные требования, обязав Министерство Здравоохранения Ставропольского края обеспечить Ф.М.Н. лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» в назначенном ей консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года объеме и до момента отмены ей данного препарата, суд первой инстанции суд первой инстанции руководствовался Конституцией Российской Федерации (статьи 7, 41), положениями статей 37, 48, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям".

Суд первой инстанции исходил из диагноза Фоменко М.Н., назначении ей консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России незарегистрированного в Российской Федерации фермент-заместительного лечения препаратом «Церлипоназа альфа», производимого компанией Биомарин, США. Протоколом заседания врачебной комиссии РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 06 ноября 2018 года № 146 врачебная комиссия единогласно постановила разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям пациентке Ф.М.Н. * года рождения, указанный препарат длительно, постоянно.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку материалами дела подтверждено наличие права Ф.М.Н. по жизненным показаниям на получение лекарственного препарата "Церлипоназа альфа", не зарегистрированного на территории Российской Федерации, бесплатно. Такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно пункту 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 596-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Разделом V названной программы предусмотрено, что за счёт средств бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

С учетом приведенных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об обязании Министерство Здравоохранения Ставропольского края обеспечить Фоменко Марию Николаевну лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» в назначенном ей консилиумом РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 02 ноября 2018 года объеме и до момента отмены ей данного препарата.

Суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о том, что заболевание, установленное Ф.М.Н. не включено в Перечень жизнеугрожаюпщх и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также что назначенный ей лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, поскольку указанные доводы противоречат приведенным выше нормам материального права.

В апелляционной жалобе представитель ответчика приводит аналогичные доводы, которые подлежат отклонению.

Как правильно указано судом первой инстанции, несмотря на невключение имеющегося у Фоменко М.Н. редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей с 04 июля 2019 г. установлена инвалидность.

Консилиумом врачей РДКБ ФГБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России ей назначен по жизненным показаниям лекарственный препарат «Церлипоназа альфа» - единственно возможный вариант её лечения, разрешено применение препарата.

Устанавливая сроки исполнения решения, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, сослался на то, что длительное не обеспечение Ф.М.Н. лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» способствовало ухудшению состояния ее здоровья, и ожидание момента вступления в силу судебного решения может привести к необратимым последствиям для здоровья ребенка.

Судебная коллегия находит доводы суда в этой части правильными, а доводы жалобы ответчика о не обоснованном установлении сроков исполнения решения суда – подлежащими отклонению.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи