ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3086/2018 от 22.06.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Толошинов П.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2018 года № 33-3086/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Кипиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница» и Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 11 апреля 2018 года, которым исковые требования Кузьмина К. Н. удовлетворены.

На бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница» возложена обязанность обеспечить доставление Кузьмина К. Н. автотранспортом к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения.

На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность возмещать расходы бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница», связанные с доставлением Кузьмина Константина Николаевича к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителей ответчика - бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница» на основании прав по должности Ефремова И.В., по доверенности Позднякова А.А., представителя ответчика - Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Гуденовой В.В., представителя третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Центр гемодиализа «Бодрость» на основании прав по должности Филинова В.В., судебная коллегия

установила:

Кузьмин К.Н., 05 октября 1986 года рождения, проживающий в г. Белозерске Вологодской области, является инвалидом ... группы с детства (справка №...), диагноз - ..., находится на пожизненном лечении заместительной почечной терапией методом хронического программного гемодиализа с 22 марта 2017 года, которое проходит по графику 3 раза в неделю (вторник-четверг-суббота) по 4 часа в обществе с ограниченной ответственностью «Центр гемодиализа «Бодрость» (далее – ООО «Центр гемодиализа «Бодрость»), расположенном по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Олимпийская, д. 53а.

Указывая, что проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью, подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, а специфика заболевания и сама процедура гемодиализа обусловлены необходимостью доставления к месту проведения гемодиализа, Кузьмин К.Н. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области (далее также – Департамент), бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница» (далее – БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ»), в котором просил возложить обязанность на БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке его автотранспортом от места жительства: <адрес> до места получения медицинской помощи методом гемодиализа: г. Череповец, ул. Олимпийская, д. 53а и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив обязанность на Департамент по возмещению БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» указанных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что заместительная почечная терапия методом хронического программного гемодиализа является для него жизненно необходимой процедурой. На территории г. Белозерска такая услуга не оказывается, в связи с чем вынужден три раза в неделю посещать ООО «Центр гемодиализа «Бодрость», расположенный в г. Череповце, используя при этом общественный транспорт.

В судебное заседание истец Кузьмин К.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Кушеев С.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что истец в силу заболевания лишен возможности самостоятельно приезжать к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа, нуждается в постоянном сопровождении. Затраты на поездки к месту получения медицинской помощи и обратно составляют около 20 000 рублей в месяц.

Представители ответчиков Департамента, БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «Центр гемодиализа «Бодрость» на основании прав по должности Филинов В.В. с исковыми требованиями Кузьмина К.Н. согласился. Указал, что транспортировка больного к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно является составной частью медицинской услуги, при этом транспортировка пациента должна осуществляться специализированным медицинским автотранспортом и в сопровождении медицинского работника, поскольку несоблюдение данного условия создает необоснованный риск для жизни и здоровья истца.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» просит решение отменить и прекратить производство по делу, указывая, что действующим законодательством доставка пациента к месту лечения законом не регламентирована.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов. При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Государственной программой «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1112, также не предусмотрено право пациента, находящегося на амбулаторном гемодиализе, на бесплатную доставку в медицинское учреждение для проведения плановых процедур гемодиализа. Доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. На основании Закона Вологодской области от 24 сентября 2008 года № 642 «О ежемесячном социальном пособии лицам с хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом гемодиализа» истцу выплачивается пособие в размере 1 500 рублей в месяц.

В отзыве на апелляционные жалобы Кузьмин К.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, и обсудив доводы возражений на них, полагает, что решение суда принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что транспортировка больных в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по её оказанию, в силу чего обязанность по организации обеспечения бесплатной медицинской услугой по транспортировке Кузьмина К.Н. к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должна быть возложена на БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» с возмещением Департаментом медицинскому учреждению расходов по доставке истца автотранспортом.

Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, основанным на действующем законодательстве и материалах дела.

В силу статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В понятие медицинской помощи включается комплекс мероприятий, притом, что медицинские услуги являются частью оказания медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ).

Согласно положениям пункта 2 статьи 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (пункт 1 статьи 81 Закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Согласно разделу 2 данной программы бесплатно предоставляются: специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее - соответствующие бюджеты) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» установлено, что заместительная терапия методом гемодиализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Из приведенных выше норм с учетом фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа возложена на субъект Российской Федерации – Вологодскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Департамент.

ООО «Центр гемодиализа «Бодрость», где истец получает необходимое лечение, внесено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Вологодской области с 01 января 2018 года.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно пунктам 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Следовательно, как верно указано судом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности на БУЗ ВО «Белозерская ЦРБ» обеспечить доставление Кузьмина К.Н. автотранспортом к месту получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, а на Департамент обязанность производить медицинскому учреждению возмещение расходов по доставке больного к месту получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно.

Доводы жалоб о том, что перевозка пациента является транспортной услугой, которая не включена в тариф на оплату медицинской помощи, в связи с чем отсутствуют основания для возмещения затрат, связанных с доставкой больного к месту получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно, субъектом Российской Федерации – Вологодской областью в лице Департамента являются несостоятельными ввиду следующего.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (пункты 1, 2 статьи 34 Закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Из содержания пункта 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который, согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

На основании письма Минздрава России от 13 декабря 2017 года № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в тариф на оплату медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования не включены расходы на проезд пациентов до места оказания услуг.

Поскольку расходы на доставку пациентов к месту проведения гемодиализа (оказания услуги, транспортная доступность которой не обеспечена, так как отсутствует такая услуга по месту жительства истца) действительно не включены в тариф услуги по обязательному медицинскому страхованию, однако являются необходимыми только для получения истцом лечения применением процедуры гемодиализа, жизненно необходимой истцу в постоянном режиме по графику, определенному лечебным учреждением, учитывая вышеприведенные нормы, суд правомерно указал на обязанность субъекта Российской Федерации – Вологодской области в лице Департамента финансировать такие расходы.

Доводы подателей жалоб об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи не могут быть приняты во внимание, так как по существу противоречат нормам статей 10, 11 Закона № 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения истец лишен возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно для гражданина.

Ссылка ответчиков на то, что Кузьмин К.Н. в оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается в плановом режиме, его жизни и здоровью ничего не угрожает, являются необоснованными, поскольку опровергаются материалами дела, в связи с чем не могут служить основанием для вмешательства в состоявшееся судебное решение.

Отсутствие в Государственной программе «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2014-2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1112 обязанности субъекта по бесплатной доставке больных, находящимся на амбулаторном гемодиализе, в медицинское учреждение для проведения плановых процедур гемодиализа и не указание такого обязательства в качестве расходного, не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Факт получения истцом ежемесячного пособия в размере 1 500 рублей в соответствии с Законом Вологодской области от 24 сентября 2008 года № 642 «О ежемесячном социальном пособии лицам с хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом диализа» не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Кузьмина К.Н.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований ля вмешательства в решение суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Белозерская центральная районная больница» и Департамента здравоохранения Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи