ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3362/18 от 28.06.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело а

Судья ФИО7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего ФИО17-Н.К., судей ФИО4 и ФИО22

при рассмотрении апелляционной жалобы <.>» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора <адрес> г. Махачкалы к <.>», ФИО1 удовлетворить частично.

Признать деятельности <.>», осуществляемой ФИО1 по эксплуатации объектов: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов, станция газозаправочная, резервуар для хранения СУГ на АГЗС, расположенных <адрес> незаконной.

Приостановить деятельность <.> до приведения в соответствие с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО4, объяснения представителя <.>» - адвоката ФИО9 ( ордер от <дата>), просившего решение суда отменить, возражения прокурора ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы обратился в суд с иском к <.>», директору ФИО1, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований-ОНД и ПР по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по РД, Кавказское ФИО2 по РД о признании деятельности <.>», осуществляемой директором ФИО1 по эксплуатации объектов: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов, станция газозаправочная, резервуар для хранения СУГ на АГЗС, расположенных по пр<адрес> незаконной, просил обязать ФИО1 привести осуществляемую им деятельность по эксплуатации объектов <.> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной и пожарной безопасности, указанных в справке специалистов Кавказского ФИО2 и ГУ МЧС России по <адрес>, приостановлении деятельности <.> до приведения в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование иска ссылался на то, что комиссией Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка деятельности ООО «Спецгазстройсервис», в результате выявлены многочисленные нарушения.

Проверкой установлено, что общество на основании лицензии противопожарных производственных объектов от 24.02.2009г. использует в предпринимательской деятельности следующие ОПО 3 класса опасности: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, 2 станции газозаправочные.

Оборудование и технологические узлы на ГНС и станции газозаправочной (автомобильной) в нарушение 4.1, 2 ст.8, ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ размещены с отступлением от проектной документации.

Так, резервуары для хранения, расположенные на территории ГНС <.>», оснащены одним предохранительным сбросным клапаном, однако проектной документацией предусмотрена установка 2 клапанов на каждый резервуар. При въезде на территорию ГНС размещен резервуар для хранения СУГ в надземном исполнении, не предусмотренный проектом. Резервуар СУГ станции газозаправочной (автомобильной) не огорожен брандмауэрной стенкой, выполненной из монолитного бетона, с последующей засыпкой песчаным грунтом.

В нарушение ст. 15 Федерального закона №116-ФЗ, ч.1 ст.4 Федерального закона от <дата> №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» <.> не произведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте - участке транспортирования опасных веществ (per. № А32-00665-0004).

Вопреки положениям ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона №116-ФЗ, п. 6 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом ФИО5 от <дата>, предприятием не проведена экспертиза промышленной безопасности используемого резервуара для хранения СУГ и компрессоров для его перекачки, в результате чего не определен срок их безопасной эксплуатации.

Не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, что является нарушением ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 2, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

Соединительные рукава для налива СУГ в автоцистерны используются при наличии видимых дефектов (трещины, потертости), чем нарушены требования п. 155 Правил .

В нарушение п. 156, 157 Правила эстакада слива СУГ из железнодорожных цистерн, а также пункт налива СУГ в автоцистерны оснащены соединительными рукавами, не прошедшими гидравлические испытания на прочность и не имеют необходимых обозначений.

Не обеспечена возможность отсоединения резервуаров для хранения СУГ от подводящих газопроводов с помощью заглушек для очистки, дегазации, обслуживания резервуаров, произведена установка задвижек путем вварки в газопровод без фланцевых соединений, что является нарушением п. 143 Правил , п. 328 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом ФИО5 от <дата> (далее - Правила ).

Вопреки положениям п. 57, 234 Правил не произведена установка опоры на участке трубопровода паровой фазы СУГ, имеющего провисание в зоне налива в автоцистерны.

Не проведен комплекс мероприятий по содержанию в безопасном состоянии ГНС <.> территория ГНС засорена сухой растительностью и кустарниками, чем нарушен п. 27 Правил .

На резервуаре для хранения СУГ не вывешена табличка с указанием: номера оборудования, разрешенных параметров, даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, в результате чего нарушаются требования п. 212 Правил .

Вопреки требованиям п. 158 Правил , отсутствует заземление желез­нодорожных цистерн на железнодорожной эстакаде слива СУ Г.

В нарушение п. 169 Правил ГНС не укомплектована тормозными башмаками в искробезопасном исполнении для закрепления железнодорожных цистерн на эстакаде слива СУГ, закрепление железнодорожных цистерн производится с помощью деревянного бруса.

Железнодорожный путь <.> не очищен от растительности, чем нарушены п. 1.1.2, 1.1.7, 6.1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от <дата>.

В ходе проверки <.>» установлены также нарушения требований пожарной безопасности.

На территории ГНС - пожарный щит, расположенный возле компрессорной, не укомплектован соответствии с проектом (п. 481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее Правила ); отсутствует система наружного пожаротушения (п. <дата> СНиП 42-01-2002); компрессоры размещены в не отапливаемом помещении (п. 9.4.2 СНиП 42-01-2002); не предусмотрена стационарная автоматическая система водяного охлаждения _надземных резервуаров хранения ГНС (п. <дата> СНиП 42-01-2002); отсутствует устройство сигнализаторов довзрывоопасных концентраций 1 категории надежности электроснабжения (п. <дата>-<дата> СНиП 42-01-2002); не предусмотрены лестницы-переходы (п. 9.4.3 СНиП 42-01-2002); не оборудована вентиляция компрессорной (п. <дата> и <дата> СНиП 42-01-2002); отсутствует аварийное освещение компрессорной (<дата> СНиП 42-01-2002).

На территории АЗС, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют пологие повышенные участки или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»); не доукомплектован пожарный щит (п. 481 Правил ); площадка для автоцистерн не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны и аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка (п. 35* НПБ 111-98*);-расстояние от территории АЗС до строящегося здания составляет менее 15м (таблица П.6.1. ПБ 111 -98*).

Указанные нарушения отражены в информации по результатам проверки деятельности <.> комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации и справках специалистов ГУ МЧС России по <адрес> и Кавказского ФИО2.

Выявленные нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, допущенные <.> при эксплуатации опасных производственных объектов могут привести к возникновению аварийных ситуаций и, тем самым, создают непосредственную угрозу причинению вреда жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от <дата>г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и на заседании судебной коллегии представитель <.>» ФИО9 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что до вынесения решения судом все недостатки были устранены, не устраненными остались лишь те нарушения, которые касаются сварочных работ - установка на резервуары для хранения СУГ, расположенные на территории ГНС <.> 2-ого клапана на каждый резервуар. Однако указанные работы невозможно сделать без опорожнения и дегазации резервуаров, в случае проведения сварочных работ может возникнуть воспламенение и взрыв. В порядке обеспечительных мер судебным приставом резервуары с СУГ были опечатаны. Кроме того, прокурором не доказана возможность наступления опасности окружающей среде, суд вышел за пределы требований, приостановив деятельность Общества. В случае установления времени для реализации СУГ в резервуарах, последние недостатки будут устранены.

В возражениях на жалобу прокурор ФИО8 просит решение суда оставить без изменения.

Извещенные надлежащим образом ФИО10, ОНД и ПР по г. Махачкала УНД ГУ МЧС России по РД, ФИО10, КУ «ФИО5 по РД» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что <.> зарегистрировано в качестве юридического лица с 01.07.2005г., согласно приказа от 19.01.2018г., ФИО1 назначен директором <.>» с <дата>.

В соответствии со ст.9 ФЗ РФ от <дата> N 116-ФЗ (ред. от <дата>) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону; они подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, пунктом 3 которых предусмотрено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.

Судом установлено, что станция газозаправочная (автомобильная) относиться к 3 классу опасности (per. № A32-00665-0001); станция газонаполнительная – к 3-му классу опасности (per. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станция газозаправочная (автомобильная) - 3 класс опасности (per. № А32-00665-0003) (далее -АГЗС); участок транспортирования опасных веществ - 3 класс опасности, все они эксплуатируются <.>» и зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ РФ от <дата> N 116-ФЗ (ред. от <дата>) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп., вступ. в силу с <дата>), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

Федеральным законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, государственного и муниципального имущества определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям (далее -N 123-ФЗ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Об утверждении норм пожарной безопасности "перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ-110-03), устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации.

Судом установлено, что названные требования федерального законодательства на станции газозаправочной (автомобильная) 3 класса опасности (per. № А32-00665-0001); станции газонаполнительной 3 класса опасности (per. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станции газозаправочной (автомобильная) 3 класса опасности (per. № А32-00665-0003) (далее - АГЗС); участок транспортирования опасных веществ 3 класса опасности <.> не соблюдаются, что подтверждается справками ГУ МЧС России по <адрес> от <дата> и ФИО19 по надзору нефтегазового комплекса ФИО5.

Согласно справке по результатам осмотра территории, на которой расположены опасные производственные объекты, эксплуатируемые <.>, в части обеспечения пожарной безопасности от 01.02.2018г. проведено обследование ГНС <.> расположенного по адресу: <адрес>), в ходе осмотра установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: ненадлежащим образом укомплектованы пожарные щиты (п.481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>). На ГНС отсутствует система наружного пожаротушения, включающую резервуары с противопожарным запасом воды, насосную станцию и кольцевой водопровод высокого давления с пожарными гидрантами (<дата> СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); Компрессоры ГНС размещены в не отапливаемом помещении (9.4.2 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы).; на ГНС с надземными резервуарами хранения СУГ не предусмотрена стационарная автоматическая система водяного охлаждения резервуаров (<дата> СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); на территории ГНС не предусмотрено устройство сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, I категории надежности электроснабжения (<дата>-<дата> СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); для входа на территорию резервуарного парка по обе стороны обвалования или ограждающей стенки не предусмотрены лестницы- переходы шириной 0,7 м, не менее двух, расположенные с противоположных сторон обвалования (9.4.3 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); отсутствует вентиляция компрессорной (<дата> и <дата> СНиП 42-01- 2002 Газораспределительные системы); отсутствует аварийное освещение компрессорной, предусмотренное аккумуляторными фонарями во взрывозащищенном исполнении (<дата> СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы)

Согласно справке от 01.02.2018г. по итогу проведенной проверки в отношении <.> () заместителем начальника отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления ФИО19 по надзору за объектами комплекса ФИО5ФИО11, заместителем межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора ФИО2 Т.А., главным государственным инспектором межрегионального отдела общепромышленного надзора Кавказского ФИО2ФИО12 в 0.01.2018г. по 01.02.2018г. совместно с представителями комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения <.>» законодательства в области промышленной безопасности.

Установлено, что эксплуатация опасных производственных объектов <.>» осуществляется в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных генных объектов I, II и III классов опасности от 24.02.2009г.

Согласно свидетельству о регистрации от <дата><.>» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов следующие объекты: станция газозаправочная(автомобильная) 3 класса опасности (per. № A32-00665-0001); станция газонаполнительная 3 класса опасности (per. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станция газозаправочная (автомобильная) 3 класса опасности (per. № А32-00665-0003) (далее -АГЗС); участок транспортирования опасных веществ 3 класса опасности.

В ходе проведенной проверки станции газонаполнительной и участка транспортирования опасных веществ <.>», <адрес>), выявлены следующие нарушения законодательства в области промышленной безопасности: - резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ), расположенные на территории ГНС <.>» не оснащены двумя предохранительными сбросными клапанами, предусмотренными проектной документации 2006 года «<.>» в г. Махачкале», разработанной <.>», а именно: фактически на резервуарах СУГ установлено по одному предохранительному сбросному клапану, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;- при въезде на территорию ГНС <.>» установлен резервуар для хранения СУГ в надземном исполнении, который не предусмотрен проектом, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; - не произведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте - участок транспортирования опасных веществ, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9, статьи 15 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», части 1 статьи 4 ФЗ РФ от 07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; не определен срок безопасной эксплуатации резервуаров для хранения СУГ, компрессоров для перекачки СУГ, используемых на ГНС <.>», что является нарушением ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: не разработаны планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО <.>»: станция газонаполнительная (per. № А32-00665-0002), участок транспортирования опасных веществ (per. № A32-00665-0004), что является нарушением части 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 2, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>: - не произведена замена соединительных рукавов для налива СУГ в автоцистерны, имеющих видимые дефекты (трещины, потертости) на новые, что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 155 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: - эстакада слива СУГ из железнодорожных цистерн, пункт налива СУГ в автоцистерны оснащены соединительными рукавами для проведения сливоналивных операций, которые не подвергнуты гидравлическим испытаниям на прочность и не имеющим обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 156, 157 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»: - не обеспечена возможность отсоединения резервуаров для хранения СУГ от подводящих газопроводов с помощью заглушек для очистки, дегазации, обслуживания резервуаров, а именно: произведена установка задвижек путем вварки в газопровод без фланцевых соединений, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «0 промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>, пункта 328 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: - не произведена установка опоры на участке трубопровода паровой фазы СУГ, имеющем провисание в зоне налива СУГ в автоцистерны, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 57, 234 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: - не проведен комплекс мероприятий по содержанию в безопасном состоянии ГНС <.>», а именно: территория ГНС засорена сухой растительностью и кустарниками, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата> 558: - на резервуарах для хранения СУГ не вывешены таблички с указанием: мера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией); - разрешенных параметров (давление, температура); даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, о является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ РФ от <дата> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: - отсутствует заземление железнодорожных цистерн на железнодорожной эстакаде слива СУГ, что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 158 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>:- станция газонаполнительная <.>» не укомплектована тормозными башмаками в искробезопасном исполнении для закрепления железнодорожных цистерн на эстакаде слива СУГ (закрепление железнодорожных цистерн производится с помощью деревянного бруса), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>; нарушены требования к содержанию железнодорожный путей, а именно: железнодорожный путь не общего пользования на территории ГНС <.> не очищен от растительности, вследствие чего невозможно оценить его прочность, устойчивость и состояние всех элементов, появляется нарушением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> к 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 1.1.2, 1.1.7, 6.1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Росгортехнадзора России от <дата>.

В ходе проведенной проверки ОПО: станция газозаправочная 3 класса опасности (per. № А32-00665-0001) <.> расположенного по адресу: <адрес>), выявлены следующие нарушения законодательства в области промышленной безопасности: - на территории АГЗС <.>» допущено размещение резервуара для хранения СУГ объемом 10 куб.м. в надземном исполнении без выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных проектной документацией 2004 года на «Строительство газовой автозаправочной станции <адрес> (заказ ),разработанной <.>-5», а именно: не произведено ограждение резервуара СУГ брандмауэрной стенкой, выполненной из монолитного бетона, последующей засыпкой песчаным грунтом, что является нарушением частей, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1ункта 18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом ФИО5 от <дата> ; - не определен срок безопасной эксплуатации резервуара для хранения СУГ используемого на АГЗС <.>», что является нарушением ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от <дата> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной ясности», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>: - не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО АГЗС <.>», что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 2 и 10 ФЗ РФ от <дата> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 2, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; - соединительные рукава для слива СУГ из автоцистерн не подвергнуты гидравлическим испытаниям на прочность и не имеют обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и следующего испытания (месяц, год), что является нарушением части 1. и 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной опасности опасных производственных объектов», пунктов 180, 181 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»; - на резервуаре для хранения СУГ не вывешена табличка с указанием: номера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией); разрешенных параметров (давление, температура); даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от <дата> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом ФИО5 от <дата>.

Суд пришел к правильному выводу, что выявленные нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, допущенные <.>» при эксплуатации опасных производственных объектов, могут привести к возникновению аварийных ситуаций и тем самым создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Суд пришел к правильному выводу, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что в соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, поэтому требования прокурора, направленные на предотвращение угрозы возникновения вреда, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако из материалов дела следует, что согласно письму и.о. заместителя руководителя Кавказского ФИО2 от <дата> ( до вынесения решения судом) <.>» устранены все нарушения, кроме нарушений связанных с проведением сварочных работ и ремонтом резервуаров. Проведение ремонтных работ резервуаров до полного опорожнения и дегазации, в соответствии с п. 141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» от <дата>, не допускается.

Административным ответчиком также представлено письмо начальника ОНД по г. Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от <дата>, согласно которому в ходе обследования АГЗС установлено, что на территории АГЗС выполнено устройство дренажного лотка с устройством емкости для промасленных атмосферных осадков; - на площадке для АЦ выполнены пологие участки; - укомплектован имеющийся на территории пожарный щит;- представлен договор со специализированной организацией на выполнение работ по дегазации и установке устройств охлаждения резервуара, установке газаанализатров. Для проведения данных работ согласно п. 143 ПНР в РФ руководитель организации при выполнении планового или внепланового ремонта или профилактического осмотра технологического оборудования обеспечивает соблюдение следующих необходимых мер пожарной безопасности: 1) согласно п. 330. ППР в РФ ремонт цистерны, его элементов, а также его внутренний осмотр разрешается проводить только после дегазации объема цистерны; 2)согласно п.441. ППР в РФ ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20 процентов нижнего концентрационного предела распространения пламени, и при непрерывном контроле газовой среды. В письме начальник ОНД считает необходимым в целях исключения и недопущения образования горючей среды, способной воспламеняться при воздействии источника зажигания и в целях исключения возникновения пожара, взрыва с непредсказуемыми последствиями при проведении сварочных работ, разрешить временную эксплуатацию АГЗС для полного опорожнения и дегазации резервуара для хранения СУ Г ( л.д. 113).

Согласно письма И.О. зам. руководителя Кавказского ФИО3 А.Р., структурное подразделение по РД Кавказского ФИО2 рассмотрело отчет о выполненной работе <.>», которые выявлены <дата> комиссия Генпрокуратуры РД, установлено, что все нарушения, кроме нарушений, связанных с проведением сварочных работ и ремонтом резервуаров, устранены. Проведение ремонтных работ резервуаров до полного опрожнения и дегазации, в соответствии с п. 141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности « Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» от 21.11. 2013 г. , не допускается ( л.д. 114).

Суд, установив факт невозможности производства ремонтных работ резервуаров с СУГ без их опорожнения и дегазации, срок для устранения оставшихся недостатков не установил, приостановив деятельность <.>», лишил возможности административного ответчика добровольно устранить оставшиеся недостатки с соблюдением указанных технических требований, не учел, что в случае производства ремонтных работ на резервуарах, заполненных сжиженным газом, также будут нарушены требования пожарной и промышленной безопасности, могущие повлечь за собой человеческие жертвы, чрезвычайные ситуации вследствие взрыва газа.

Суд пришел к выводу, что без опорожнения резервуаров от сжиженного газа возможно производство ремонтных работ, при этом сослался на «ФИО16 54982-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация"-п.п.9.<дата>. Однако с этим выводом суда согласиться нельзя, поскольку суд не обладает специальными познаниями в этой области, в подтверждение своего вывода на заключение специалиста, эксперта или иное письмо специализированной организации не сослался. К тому же вывод суда противоречит указанным выше письму И.О. зам. руководителя Кавказского ФИО3 А.Р., начальника ОНД по г. Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от <дата>.

Помимо этого, суд приостановил деятельность <.>» «до приведения в соответствие с действующим законодательством», тем самым вынес не ясное, не конкретное решение, затрудняющее его исполнение. В деле имеется заявление судебного пристава-исполнителя о разъяснений положений исполнительного документа ( л.д. 104). Согласно объяснениям представителя <.> судебному приставу отказано в разъяснении исполнительного листа.

Суд пришел также к правильному выводу, что требования ФЗ РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, что в указанную категорию субъектов попадают как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, однако в отношении физических лиц – граждан - проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводиться не могут, поэтому в удовлетворении иска прокурора к ФИО1 отказал.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, изложив его в следующей редакции:

«исковые требования прокурора <адрес> г. Махачкалы к <.>» удовлетворить частично.

Признать деятельность <.>» по эксплуатации объектов: - станции газонаполнительной, - участка транспортирования опасных веществ, - резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов,- станции газозаправочной, - резервуаров для хранения СУГ на АГЗС, <адрес>) незаконной.

Обязать <.>» устранить недостатки, указанные в справке главного специалиста ГУ МЧС России по <адрес>ФИО13, старшего специалиста ГУ МЧС России по <адрес>ФИО14, в составе комиссии Генеральной прокуратуры РФ от <дата>, в срок – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае не устранения нарушений, приостановить деятельность <.>» по эксплуатации указанных в справке объектов.

В удовлетворении остальной части иска прокурора отказать.

Председательствующий ФИО17-Н.К

Судьи ФИО4

ФИО23