ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3664 от 30.08.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3664 судья Кирилина И.Н. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2016 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,

при секретаре судебного заседания Галушкиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.

дело по апелляционному представлению Конаковского межрайонного прокурора

на решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 июня 2016 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Конаковского района, МБДОУ «Детский сад № 3 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 12 г. Конаково», об обязывании привести в соответствие с действующим законодательством Уставы, утверждённые распоряжениями Администрации Конаковского района от 14 июля 2015 года № 158, от 14 июля 2015 года № 162, от 14 июля 2015 года №170 путём отмены пункта 3.8 и зарегистрировать изменения в установленном законом порядке, оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц с исками к Администрации Конаковского района, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №3 г. Конаково», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 г. Конаково», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №12 г. Конаково» о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством Устав МБДОУ.

Требования мотивированы тем, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МБДОУ), в ходе которой установлено, что при разработке и принятии уставов МБДОУ допущены нарушения федерального законодательства, регламентирующего деятельность учреждений дошкольного образования.

Так, пунктами 3.8 Уставов МБДОУ, принятых общим собранием работников МБДОУ и утвержденных распоряжениями администрации Конаковского района, определено, что в летний период Учредитель вправе приостанавливать деятельность учреждения на срок до 45 суток для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году.

Детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, Учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района в летний период.

Исходя из системного анализа норм федерального законодательства, гражданину Российской Федерации гарантируется право на получение непрерывного образования на любой из его ступеней, приостановление деятельности учреждений для проведения ремонтных работ и подготовки к новому учебному году не предусматривается.

В нарушение федерального законодательства пунктом 3.8 Устава МБДОУ фактически закреплено право учредителя и учреждения прерывать деятельность МБДОУ на летний период.

Ранее по выявленным нарушениям прокурором приносился протест с требованием об отмене вышеуказанных пунктов, однако требования прокурора не удовлетворены, изменения не внесены.

На основании изложенного прокурор просил суд первой инстанции обязать администрацию Конаковского района Тверской области и Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения «Детский сад № 3 г. Конаково», «Детский сад № 7 г. Конаково», «Детский сад № 12 г. Конаково» привести в соответствие с действующим законодательством Уставы, утвержденные распоряжениями администрации Конаковского района, путем отмены пунктов 3.8 Уставов и регистрации изменений в установленном законом порядке.

Определением суда от 20 июня 2016 года гражданские дела объединены в одно производство.

В судебном заседании старший помощник Конаковского межрайонного прокурора Короткова Е.А. поддержала заявленные исковые требования.

Ответчики МБДОУ «Детский сад № 3 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 12 г. Конаково» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны.

Представитель Администрации Конаковского района Кожехов М.С. в судебном заседании с иском не согласился.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Конаковского межрайонного прокурора поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения.

В обоснование доводов представления указано, что федеральным законодательством не установлены основания добровольного приостановления деятельности бюджетных образовательных учреждений, в том числе и для проведения ремонтных работ.

На территории Конаковского района Тверской области в летний период времени по решению Учредителя приостанавливают деятельность 23 из 27 МБДОУ, в 13 муниципальных образованиях района полностью прекращают работу дошкольные образовательные учреждения.

Сроки проведения ремонтных работ не определены.

Кроме того, в договоре между родителями и МБДОУ положение о приостановлении деятельности учреждения в летний период, не предусмотрено.

Учредителем не создаются, не развиваются и не используются иные формы дошкольного образования, предусмотренные Национальной Стратегией действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761.

Учредителем не обеспечивается потребность семей Конаковского района Тверской области в услугах дошкольного образования, услугах по уходу, присмотру и воспитанию детей дошкольного возраста, что является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также положений статьи 9 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены исчерпывающие основания для перевода обучающихся, в том числе по программам дошкольного образования, в иное образовательное учреждение.

Добровольное приостановление деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения, в том числе по решению и инициативе Учредителя для проведения ремонтных работ, законом не предусмотрено и включение данного пункта в Уставы учреждений является незаконным и нарушающим права и законные интересы самой незащищенной категории граждан – малолетних воспитанников детских садов.

Администрацией Конаковского района Тверской области, МБДОУ «Детский сад № 3 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Конаково», МБДОУ «Детский сад № 12 г. Конаково» представлены возражения на апелляционное представление, в которых критикуются доводы представления и предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав мнение прокурора Машуто Д.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, пояснения представителя Администрации Конаковского района Тверской области по доверенности Боровиковой Ю.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Из материалов дела усматривается, что детский сад № 3 г. Конаково, детский сад № 7 г. Конаково и детский сад № 12 г. Конаково являются муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями, что подтверждается представленными копиями свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.В соответствии с представленными Уставами учредителем и собственником имущества указанных детских садов является Муниципальное образование «Конаковский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Конаковского района Тверской области.

В соответствии с пунктом 7 Порядка утверждения устава муниципального учреждения и внесения в него изменений, утвержденного постановлением администрации Конаковского района Тверской области от 19 мая 2011 года №469 «О муниципальных учреждениях», инициатором внесения изменений в устав муниципального учреждения могут быть муниципальное учреждение или структурное подразделение администрации Конаковского района Тверской области, осуществляющее координацию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее - структурное подразделение). Устав муниципального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются постановлением администрации Конаковского района Тверской области в соответствии с постановлением администрации Конаковского района Тверской области о создании муниципального учреждения с предварительным согласованием с курирующим заместителем Главы администрации Конаковского района Тверской области (пункт 2).

Новая редакция Устава МБДОУ детского сада № 3 г. Конаково, утверждена распоряжением администрации Конаковского района № 158 от 14 июля 2015 года.

Новая редакция Устава МБДОУ детского сада № 7 г. Конаково, утверждена распоряжением администрации Конаковского района № 170 от 14 июля 2015 года.

Новая редакция Устава МБДОУ детского сада № 12 г. Конаково, утверждена распоряжением администрации Конаковского района № 183 от 24 июля 2015 года.

Судом первой инстанции установлено, что в указанных Уставах содержится пункт 3.8, устанавливающий, что в летний период учредитель вправе приостановить деятельность учреждений на срок до 45 дней для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году. Детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района Тверской области на летний период.

Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству Уставов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

По результатам проверки вносился протест прокурора с требованием об отмене вышеуказанного пункта Уставов, который не удовлетворен.

Заявляя исковые требования, прокурор указал на нарушение пунктом 3.8 Уставов МБДОУ действующего федерального законодательства, поскольку указанным пунктом Уставов фактически закреплено право учредителя и учреждения прерывать деятельность МБДОУ на летний период, что влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних на получение непрерывного образования.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности привести в соответствие с действующим законодательством Уставы путем отмены пунктов 3.8 и регистрации изменений в установленном законом порядке.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными.

Пунктом 3.8 названных Уставов предусмотрено, что в летний период учредитель вправе приостановить деятельность учреждений на срок до 45 дней для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году.

Вопреки утверждениям апеллянта, прямого запрета приостановления деятельности детских дошкольных учреждений на время проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году, законом не предусмотрено.

Возможность приостановления деятельности детских дошкольных учреждений для проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году обусловлена обязанностью учредителя обеспечивать их надлежащее содержание.

Органом местного самоуправления должно быть обеспечено право на безопасные условия обучения и воспитания детей, для достижения которых созданы данные образовательные учреждения, право на безопасные условия труда работников, пребывающих в данных образовательных учреждениях.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к нарушению упомянутых прав неопределенного круга лиц.

Судом первой инстанции установлено, что ремонтные работы в детских дошкольных учреждения производятся в летнее время, как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций, которые заключают договоры на ремонтные работы в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным по итогам проведения аукционов, которые планируются заблаговременно.

В соответствии с пунктом 17.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 (ред. от 27 августа 2015 года) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»), все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей.

Приказом управления образования администрации Конаковского района Тверской области № 171 от 07 июня 2016 года работникам учреждений на период с 01 июля 2016 года по 14 августа 2016 года предоставлены очередные отпуска, детским дошкольным учреждениям предписано организовать работы по проведению косметического ремонта, благоустройству территории и охране помещений, организовать мероприятия по подготовке к новому учебному году и приведению групповых помещений и пищеблока в соответствии с СаНПиН 2.4.1.3049-13, отделу дошкольного и дополнительного образования организовать набор в дежурные группы.

На период с 01 июля 2016 года по 14 августа 2016 года определены дежурные детские сады, сформированы списки детей, посещающих дежурные группы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующим законодательством об образовании вопрос срока приостановления деятельности образовательного учреждения, а также возможность перевода детей в другое образовательное учреждение, не регламентирован.

Как установлено судом, формирование дежурных детских садов на летний период, составление списков дежурных групп проводилось ответчиками на основании личных заявлений родителей.

Из представленных списков следует, что в дежурные группы зачислены не только дети, посещающие детские сады в г. Конаково, но и воспитанники детских садов <адрес>. Наличие жалоб со стороны родителей не установлено.

Таким образом, указанный пункт Уставов не влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних, поскольку детям работающих родителей (законных представителей), которым не может быть предоставлен отпуск в летний период, учредитель предоставляет места в дежурных образовательных учреждениях Конаковского района Тверской области на летний период, тем самым обеспечивая, в том числе и непрерывность образования.

К тому же, судом установлено, что на летний период в МБДОУ детских садах №3, №7, №12 г. Конаково предусмотрен оздоровительный период, образовательная программа в данный период не реализуется.

Учитывая, что включение в пункт 3.8 Уставов положения, предоставляющего право учредителю приостанавливать деятельность учреждения на срок до 45 суток для проведения ремонтных работ и подготовки учреждения к новому учебному году, не противоречит общим положениям гражданского законодательства и изложенным в статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации принципам соотношения гражданского законодательства с иными актами, содержащими нормы гражданского права, оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционного представления о том, что в договоре между родителями и МБДОУ положение о приостановлении деятельности учреждения в летний период, не предусмотрено, не могут быть приняты во внимание, поскольку договором предусмотрена возможность временного перевода детей в другие группы.

Так, постановлением администрации Конаковского района Тверской области №951 от 23 июля 2014 года утверждена примерная форма договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Пунктом 2.1.4 договора предусмотрена возможность осуществлять по производственной необходимости временный перевод детей в другие группы без прекращения образовательной деятельности с сохранением условий присмотра и ухода.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционном представлении, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке указанных выводов, тогда как выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Конаковского межрайонного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи