ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4553/20 от 09.06.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Чередниченко О.В. Дело №33-4553/2020 (2-163/2020)

Докладчик: Казачков В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2020 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Молчановой Л.А.,

судей: Казачкова В.В., Хамнуевой Т.В.,

с участием прокурора Сысоевой О.В.,

при секретаре Сергиенко А.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 20 февраля 2020 года,

по делу по иску Прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском к администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка по заданию прокуратуры Кемеровской области -Кузбасса проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), по результатам которой в деятельности администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, администрации г. Новокузнецка выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации в указанной сфере правоотношений. Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района установлено, что на территории Куйбышевского района г. Новокузнецка в секторе индивидуальной жилой застройки создано 175 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на которых установлено 206 контейнеров.

Вместе с тем, администрацией Куйбышевского района г. Новокузнецка в 2019 году заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по уборке и надлежащему содержанию лишь 103 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сектора индивидуальной жилой застройки. Кроме того, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на которых установлены контейнеры не имеют бетонного или асфальтового покрытия, не ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Указанное недопустимо и противоречит требованиям федерального законодательства.

Таким образом, в деятельности администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района выявлены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, которые могут повлечь нанесение ущерба окружающей среде, имуществу и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо.

С учетом уточнений просил суд обязать администрацию города Новокузнецка оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Куйбышевского района в г. Новокузнецке в соответствии с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», обязать администрацию г. Новокузнецка и администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка обеспечить содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес> г. Новокузнецка, установить срок для выполнения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 20 февраля 2020 года исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, Администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка просит решение суда отменить в полном объеме, отказав в удовлетворении исковых требований.

Считает, что СанПиН 2.1.2.2645-10, на который ссылается истец, устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания; предназначен для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Исходя из чего, СанПиН 2.1.2.2645-10 в данном случае не может быть применен.

Указывает на то, что в рамках вопросов местного значения, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, на городской округ возложено именно создание условий для обеспечения эффективности очистки от твердых коммунальных отходов (часть целостного полномочия), но не вся ответственность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что также согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), выраженной среди прочего в Постановлениях КС РФ: от 29.03.2011 N 2-П, от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П).

Полагает, что согласно законодательным актам РФ в области обращения с отходами, полномочия по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в секторе индивидуальной жилой застройки, указанных в решении о создании таких мест (площадок), за исключением установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Новокузнецкого городского округа случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, органах администрации города Новокузнецка, делегированы, в том числе администрации Куйбышевского района города Новокузнецка. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Положение об администрации Куйбышевского района города Новокузнецка были внесены соответствующие изменения, тем самым определив уполномоченного органа.

Указывает, что в соответствии с Письмом Минприроды России от 11.10.2019 №08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия) подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

Ссылается на то, что во исполнение возложенных полномочий, администрацией района был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по уборке и надлежащему содержанию мест накопления ТКО сектора индивидуальной жилой застройки. В связи с тем, что нормы законодательства РФ в области обращения с отходами в части полномочий органов местного самоуправления, начали действовать с ДД.ММ.ГГГГ, и требовалось проведения ряда мероприятий, то в рамках доведенных лимитов контракт был заключен только на уборку 103 контейнерных площадок.

В январе 2020 года администрацией района был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по уборке и содержанию 174 контейнерных площадок сектора индивидуальной жилой застройки.

В связи с чем полагает, что администрацией района надлежащим образом обеспечиваются организационные функции по обеспечению содержания мест накопления ТКО. Однако суд пришел к неверному выводу о том, что обязанность по оборудованию и содержанию месте накопления ТКО на территории <адрес> необходимо возложить на администрацию города Новокузнецка.

Относительно апелляционной жалобы прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка принесены письменные возражения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав явившихся в заседание лиц, настаивавших на своих правовых позициях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 1ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей. статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления», установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее -Правила обустройства).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) (данный документ применяется с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АЛЛ 12-27)), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Согласно п.п. 11, 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации г. Новокузнецка о реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым были созданы места (площадки) накопления ТКО, определены схемы размещения мест (площадок) накопления территории Новокузнецкого городского округа, в том числе на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Куйбышевского района г.Новокузнецка и ИП БАН заключен муниципальный контракт на оказание услуг по уборке и надлежащему содержанию 174 мусорных контейнерных площадок, расположенных на территории <адрес>.

Также судом было установлено, что в ходе проверки прокуратуры Куйбышевского района г. Новокузнецка по заданию прокуратуры Кемеровской области выявлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на которых установлены контейнеры не имеют бетонного или асфальтового покрытия, не ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.

Из ответа администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что контейнерные площадки планируется обустроить в 2020 - 2021 годы.

Таким образом, суд исходя из вышеуказанных обстоятельств, пришел к выводу о том, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес> не оборудованы надлежащим образом, а ответчиком не обеспечено надлежащее их содержание, что свидетельствует о нарушении прав населения <адрес>, лиц пребывающих в указанном районе, на благоприятную окружающую среду, а также доказывает ненадлежащую охрану земель как основу жизни и деятельности населения соответствующей территории и несоблюдение требований санитарного законодательства.

Поскольку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов находятся на территории <адрес>, то суд пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность по оборудованию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес> необходимо возложить на администрацию г. Новокузнецка.

Возлагая также и на администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка обязанность по оборудованию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, суд исходил из того, что именно администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка является ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, за участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; за создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, так как это предусмотрено Уставом <адрес>, утвержденного Постановлением Новокузнецкого уродского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117.

Обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес> суд возложил на администрацию Куйбышевского района г.Новокузнецка, поскольку данная обязанность соответствует Положению об администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальных органах Администрации города Новокузнецка».

Разрешая вопрос о сроках исполнения, возложенных на ответчиков обязанностей, суд первой инстанции обоснованно исходил из требований ч.2 ст.206 ГПК РФ, а также учитывая материальные и технические возможности ответчиков, установил срок ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда найдя его реальным, разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов относительно несогласия со сроком исполнения решения суда, в связи с чем оснований для проверки решения суда в указанной части у судебной коллегии в силу ст. 327.1 ГПК РФ не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что создание мест накопления ТКО — это принятие только лишь решения о создании таких мест, являются необоснованными.

Согласно п.п. 11, 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 78 ст. 45 Устава в пределах своих полномочий администрация г. Новокузнецка создает и содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальных органах Администрации города Новокузнецка» утверждено (далее Положение).

Из пунктов 2.3.2.6, 2.3.2.20 Положение об администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальных органах Администрации города Новокузнецка», следует, что администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка на подведомственной территории осуществляет следующие полномочия: содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в секторе индивидуальной жилой застройки, указанных в решении о создании таких мест (площадок), за исключением установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Новокузнецкого городского округа случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, органах администрации города Новокузнецка.

Соответственно судом первой инстанции была обоснованно возложена обязанности по содержанию мест (площадок) накопления ТКО не только на администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка, а также на администрацию г. Новокузнецка поскольку администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка является территориальным органом и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции от лица администрации г. Новокузнецка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства по делу, так как истцом приведен СанПиН 42-128-4690-88, который не может быть применен по данному спору подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Судом обоснованно учтены требования СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", поскольку он содержит требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности указанные выше обстоятельства, судебная коллегия, находит, что при постановлении решения, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А. Молчанова

Судьи: В.В. Казачков

Т.В. Хамнуева