ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4635/2018 от 04.06.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Говорова А.Н.

Судья-докладчик Ринчинов Б.А.

по делу № 33-4635/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Быковой А.В.,

судей Орловой Л.В., Ринчинова Б.А.,

при секретаре Мельниковой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ленфорест» о приостановлении деятельности,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ООО «Ленфорест» Штеренберг Д.Г.

на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2018 года,

установила:

в обоснование исковых требований указано, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации пункта приема, переработки и отгрузки древесины ООО «Ленфорест» по адресу: <адрес изъят>

При проведении проверки выявлены нарушения ООО «Ленфорест» законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о карантине растений, нарушение требований пожарной безопасности.

При осмотре территории установлено отсутствие мест для временного накопления отходов; договоры на передачу отходов обществом не представлены; имеются стационарные источники с организованным выбросом и источники с неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников обществом не проведена, проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.

Кроме того, ООО «Ленфорест» не обеспечена своевременная очистка территории от горючих отходов; не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности; руководителем не назначено ответственное за пожарную безопасность лицо; ответственным за обеспечение пожарной безопасности не пройдена специальная подготовка по пожарной безопасности; отсутствуют таблички с номерами телефона для вызова пожарной охраны; руководитель не обеспечил отведение специального места для курения, обозначенное знаками «Место для курения»; обществом не представлены сведения о наличии и исправности источника наружного противопожарного водоснабжения.

При проверке также выявлено захламление территории хранения лесоматериалов старой отработанной древесиной с ходами лесных вредителей, которые являются местами обитания карантинных организмов.

Выявленные при проверке нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации и являются основанием для приостановления деятельности ООО «Ленфорест» на проверенном пункте приема, переработки и отгрузке древесины до устранения нарушений.

Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил суд приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Ленфорест» на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес изъят> до устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно:

– до проведения инвентаризации источников выбросов, разработки проекта предельно допустимых выбросов;

– до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– до оборудования мест для временного накопления отходов производства и потребления;

– до очистки территории от горючих отходов;

– до утверждения инструкции о мерах пожарной безопасности;

– до прохождения специальной подготовки по пожарной безопасности руководителя ответственного за обеспечение пожарной безопасности;

– до утверждения лица, ответственного за пожарную безопасность, установки табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, обозначения знаками «Место для курения» специально отведенного места для курения;

– до предоставления сведений о наличии и исправности источника наружного противопожарного водоснабжения.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 22.02.2018 исковые требования удовлетворены частично. Приостановлена деятельность общества с ограниченной ответственностью «Ленфорест» на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес изъят>, до устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно до: проведения инвентаризации источников выбросов, разработки проекта предельно допустимых выбросов; получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; оборудования мест для временного накопления отходов производства и потребления.

В удовлетворении искового требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ленфорест» на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес изъят> до устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно до: очистки территории от горючих отходов; утверждения инструкции о мерах пожарной безопасности; прохождения специальной подготовки по пожарной безопасности руководителя ответственного за обеспечение пожарной безопасности; утверждения лица, ответственного за пожарную безопасность, установки табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, обозначения знаками «Место для курения» специально отведенного места для курения; предоставления сведений о наличии и исправности источника наружного противопожарного водоснабжения - отказано.

С ответчика в доход соответствующего бюджета взыскана госпошлина в размере 6 000 рублей.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ООО «Ленфорест» Штеренберг Д.Г. просит об отмене решения в части удовлетворения исковых требований, принятии нового судебного постановления в указанной части об отказе в удовлетворении иска, оставлении решения без изменения в остальной части.

В качестве доводов к отмене указывает на отсутствие доказательств причинения вреда деятельностью ответчика. Ответчиком представлены доказательства исполнения требований действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось.

Судом не учтено, что приостановление деятельности общества приведет к невозможности извлечения доходов от своей предпринимательской деятельности, приведет к убыточности и банкротству, невыплате заработной платы, невозможности расчетов с бюджетом различных уровней по уплате налогов и сборов, а также с контрагентами.

В резолютивной части решения не указано, какую именно деятельность надлежит приостановить ответчику. На земельном участке, на котором расположен пункт, имеются строения, в которых осуществляется деятельность общества, в том числе: ведется бухгалтерский учет, заключаются сделки, связанные с куплей-продажей древесины, осуществляется иная деятельность.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к ней прокурор Миллер И.Б. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., объяснения представителей ООО «Ленфорест» Костина А.А., Хликовой Л.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просивших об отмене решения суда, прокурора Мальхановой Е.В., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 №511, ГОСТом 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: I- вещества чрезвычайно опасные; II- вещества высокоопасные; III- вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные. Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей ПДК, ОБУВ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Утв. Госкомприроды СССР, 1991).

На основании п. 1 п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 п. 12 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.

В соответствии с пп. «а» п. 8 указанного Положения Государственный комитет Российской Федерации по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух утверждает по представлению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм.

На основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17 сентября 2010 г. № 319. «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет). Заполненные формы ежегодно до 20 января после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Согласно пп. «а», п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

На основании ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с п.1, п. 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.4 ст.17 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» на предприятии, имеющем передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, должен заполняться «Журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям».

В соответствии с п.2.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано отнести свои отходы к конкретному классу опасности с I по V, т.к. в соответствии с п.2.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

На основании п.2, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. (Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»).

В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 № 30 субъекты малого и среднего бизнеса, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе Росприроднадзора.

Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуемые респонденты). Заполненные формы ежегодно до 1 февраля после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны выполнять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), который осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов и выброс загрязняющих веществ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое, в свою очередь, согласно ч.1 ст. 16, ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» является платным. Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

Приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации, органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при проведении выездной проверки Дата изъята территории – <адрес изъят> установлено, что на территории производственной базы расположены административно-бытовой корпус, 5 сушильных камер, котельная, склад древесного сырья, площадка для хранения автотранспорта и техники, общежитие, 3 выгребных ямы, емкость для хранения и заправки ГСМ.

В процессе осуществления ООО «Ленфорест» хозяйственной деятельности на территории образуются и накапливаются отходы I-V класса опасности. Места для временных накоплений указанных отходов на территории не предусмотрены. Отработанные шины, тара из-под нефтепродуктов складируются по всех территории, имеются места розлива на грунт нефтепродуктов, территория захламлена ломом от разборки автотранспорта. Договоры на передачу отходов, документы, подтверждающие передачу отходов за 2016-2017 года, не представлены.

На территории производственной базы имеются стационарные источники с организованным выбросом и источники с неорганизованным выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная, открытая стоянка автотранспорта, пост технического ремонта и обслуживания автотранспорта, емкости с ГСМ).

Данные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста от Дата изъята , составленным советником отдела государственного экологического надзора – старшим государственным инспектором Иркутской области в области охраны окружающей среды Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Старковой Т.Ю.

Ответчиком наличие отходов и источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие мест для временного хранения отходов не оспаривалось. Им представлены заключенные с ООО «Строй Мэк», ООО «ПромЭкоЛайн» договоры на разработку проектной, экологической, природоохранной документации и ее согласование с государственными органами в срок до 30.06.2018.

Разрешая заявленные требования, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, дав им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленные при проведении проверки нарушения законодательства об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха ответчиком не устранены, противоречие общественным интересам приостановления деятельности ответчика на пункте приема и отгрузки не доказано, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска в части приостановления деятельности ООО «Ленфорест» на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес изъят> до устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно до: проведения инвентаризации источников выбросов, разработки проекта предельно допустимых выбросов; получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; оборудования мест для временного накопления отходов производства и потребления.

Выводы суда мотивированы, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда деятельностью ответчика несостоятельны, противоречат материалам дела.

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Вопреки доводам жалобы, доказательств исполнения требований действующего законодательства ответчиком не представлено.

При установленных судом обстоятельствах дела, доводы о том, что приостановление деятельности общества в пункте приема и отгрузки древесины приведет к невозможности извлечения доходов от своей предпринимательской деятельности, приведет к убыточности и банкротству, невыплате заработной платы, невозможности расчетов с бюджетом различных уровней по уплате налогов и сборов, а также с контрагентами, не влекут отмены решения суда.

Из решения суда следует, что, что на ответчика возложена обязанность приостановления деятельности, производящей выбросы в атмосферный воздух, отходы производства и потребления.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя ООО «Ленфорест» Штеренберг Д.Г. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий А.В. Быкова

Судьи Л.В. Орлова

Б.А. Ринчинов