ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4799/18 от 03.07.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 03 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Самохиной Л.М. и Синельниковой Л.В.,

при секретаре Тамазян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Серебрякова С.П. на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 28 марта 2018 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Серебрякову С.П. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения прокурора Трофимова А.А., против удовлетворения апелляционной жалобы возражавшего, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Советского района г. Орска Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ИП Серебрякову С.П. и Л.Р.С. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка деятельности ИП Серебрякова С.П. и было установлено, что Серебряков С.П. осуществляет деятельность по эксплуатации АЗС на земельном участке общей площадью – *** кв.м., расположенном по адресу: (адрес), по договору аренды с собственником Л.Р.С., со сроком действия до 31.12.2017.

В ходе проверки установлено, что ИП Серебряков С.П., в нарушение требований законодательства, не осуществил страхование своей ответственности, как владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.

Кроме того, ИП Серебряковым С.П. при эксплуатации АЗС нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, просил суд обязать ИП Серебрякова С.П. и Л.Р.С. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов на АЗС, расположенной по адресу: (адрес), а именно: территорию, здания и сооружения автозаправочной станции обеспечить наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы), в срок до 01.07.2018 г.; резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., в срок до 01.07.2018 г.; на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в срок до 01.04.2018 г., расстояние от края автомобильной дороги до АЗС (ТРК) установить не менее 12 метров, в срок до 01.07.2018 г.; автозаправочную станцию оснастить жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции, в срок до 01.05.2018 г.; на постоянной основе открытым способом производить наполнение резервуара топливом; АЗС оборудовать молниезащитой, в срок до 01.05.2018 г.; резервуары оснастить системами деаэрации, в срок до 01.07.2018 г.; резервуары для хранения топлива оборудовать системой контроля их герметичности, в срок до 01.07.2018 г.; расстояние от АЗС до открытой стоянки для автомобилей установить не менее 30 метров, в срок до 01.07.2018 г.; расстояние от операторной АЗС до ТРК установить не менее 9 м., в срок до 01.07.2018 г.; расстояние между АЗС (ТРК) и индивидуальными гаражами установить не менее 30 м., в срок до 01.07.2018 г.; расстояние между ТРК АЗС и зданием соседнего предприятия установить не менее 25 м., в срок до 01.07.2018 г.; расстояние между АЗС (операторной АЗС) и складированием лесоматериалов установить не менее 40 м., в срок до 01.03.2018 г.; устранить наличие воздушной линии электропередачи над территорией АЗС, в срок до 01.07.2018 г.; заправочный островок для заправки автомобилей, автобусов оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Площадка для автоцистерны оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации), в срок до 01.05.2018 г.; на покрытии дорог автозаправочной станции нанести отличительную разметку или иные визуальные указатели, в срок до 01.05.2018г.; утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, в срок до 01.04.2018 г.; АЗС обеспечить системой громкоговорящей связи, в срок до 01.07.2018 г.; обеспечить размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено», в срок до 01.04.2018 г.; разработать декларацию пожарной безопасности на АЗС, в срок до 01.07.2018 г.; разработать технико-эксплуатационную документацию, подтверждающую применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС, в срок до 01.07.2018 г.; на АЗС оборудовать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, в срок до 01.07.2018 г.; пожарный щит, установленный на территории АЗС укомплектовать асбестовым полотном, 2 огнетушителями (пенный или водяной вместимостью 10л/9 кг), лопатой совковой, в срок до 01.05.2018 г.; на постоянной основе к работе на АЗС допускать лиц, прошедших обучение мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж); на въезде и выезде с территории АЗС оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в срок до 01.07.2018 г., обязать ответчиков заключить договор обязательного страхования АЗС за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в срок до 01.05.2018 г.. До устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов просит запретить эксплуатацию автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: (адрес),

Определением суда от 28.02.2018 г. производство в отношении Л.Р.С. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов прекращено, ввиду частичного отказа прокурора от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области Кудашова А.Ж. исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ИП Серебряков С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещался по указанному в иске адресу, конверты в адрес суда возвращены с отметкой об истечении срока хранения, судом вынесено определение о рассмотрении дело в отсутствие ответчика, как лица надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 28 марта 2018 года исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Серебрякову С.П. о понуждении выполнить требования законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов удовлетворены, суд постановил:

обязать индивидуального предпринимателя Серебрякова С.П. в срок до 01.07.2018 г. устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов, а именно:

- территорию, здания и сооружения автозаправочной станции обеспечить наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы);

- резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.;

- на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- расстояние от края автомобильной дороги до АЗС (ТРК) установить не менее 12 метров;

- автозаправочную станцию оснастить жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции;

- на постоянной основе открытым способом производить наполнение резервуара топливом;

- АЗС оборудовать молниезащитой;

- резервуары оснастить системами деаэрации;

- резервуары для хранения топлива оборудовать системой контроля их герметичности;

- расстояние от АЗС до открытой стоянки для автомобилей установить не менее 30 метров;

- расстояние от операторной АЗС до ТРК установить не менее 9м.;

- расстояние между АЗС (ТРК) и индивидуальными гаражами установить не менее 30м.;

- расстояние между ТРК АЗС и зданием соседнего предприятия установить не менее 25м.;

- расстояние между АЗС (операторной АЗС) и складированием лесоматериалов установить не менее 40м.;

- устранить наличие воздушной линии электропередачи над территорией АЗС;

-заправочный островок для заправки автомобилей, автобусов оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Площадка для автоцистерны оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей ) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем ( с учетом климатических условий эксплуатации);

- на покрытии дорог автозаправочной станции нанести отличительную разметку или иные визуальные указатели;

- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ;

- АЗС обеспечить системой громкоговорящей связи;

- обеспечить размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено";

- разработать декларацию пожарной безопасности на АЗС;

- разработать технико-эксплуатационную документацию, подтверждающую применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС;

- на АЗС оборудовать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении;

- пожарный щит, установленный на территории АЗС укомплектовать асбестовым полотном, 2 огнетушителями (пенный или водяной вместимостью 10л/9 кг), лопатой совковой;

- на постоянной основе к работе на АЗС допускать лиц, прошедших обучение мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж);

- на въезде и выезде с территории АЗС оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

-заключить договор обязательного страхования АЗС за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Запретить индивидуальному предпринимателю Серебрякову С.П. эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: (адрес), до устранения вышеуказанных нарушений законодательства.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Серебрякова С.П. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения были неправильно применены нормы процессуального права, поскольку не было удовлетворено ходатайства представителя ответчика об отложении судебного заседания, в которое планировалось представить доказательства об устранении большей части нарушений выявленных прокурором.

Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Серебряков С.П. не явился, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.

Судом установлено и из материалов дела следует, что основным видом деятельности ИП Серебрякова С.П. является торговля розничным моторным топливом в специализированных магазинах.

В соответствии с договорами аренды земельного участка от 01.09.2017 г. и от 01.01.2018 г., заключенными между Л.Р.С. и ИП Серебряковым С.П., последний принимает в безвозмездное срочное пользование по целевому назначению земельный участок, расположенный по адресу (адрес). Срок последнего договора аренды земельного участка устанавливается с 01.01.2018 по 31.12.2018, то есть актуален на дату рассмотрения дела судом.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с заданием прокуратуры области от 23.10.2017 г. № 7-1-р-2017, в период времени с 08.11.2017 г. по 07.12.2017 г. прокуратурой Советского района г. Орска была проведена проверка законодательства о пожарной безопасности и о страховании опасных объектов в деятельности ИП Серебрякова С.П. по адресу: (адрес), в ходе которой установлено, что ИП Серебряковым С.П. не осуществлено страхование себя, как владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что является нарушением ст. 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» № 225-ФЗ от 27.07.2010 г., согласно которой владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» № 225-ФЗ от 27.07.2010 г., договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

С учётом названных обстоятельств, поскольку они не оспаривались, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что указанными действиями ИП Серебряков С.П. нарушил обязательное требование названной правовой нормы, которыми в свою очередь нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске на возможное возмещение вреда их жизни и здоровья.

Кроме того, из акта проверки от 07.12.2017 г., проведенной прокуратурой района с участием ОНД по (адрес) МЧС по Оренбургской на АЗС по (адрес), находящейся в пользовании ИП Серебрякова С.П., следует, что ответчиком допущены многочисленные нарушения законодательства.

Так, данным актом подтверждается, что ответчиком допущены следующие нарушения:

-территория, здания и сооружения автозаправочной станции не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы) (Основание: Федеральный закон № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч.1 ст. 62; НПБ 111-98* п. 94*);

-резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек. (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ ст.4; п. 7.18 СП 156.13130.2014; п. 54 НПБ 111-98*);

-на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". (Основание: п. 20 ППР в Российской Федерации);

-расстояние от края автомобильной дороги до АЗС (ТРК) менее 12 метров (фактически составляет 10 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

-автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции. (Основание: п. 455 ППР в Российской Федерации);

-наполнение резервуара топливом производится открытым способом (Основание: ППР в Российской Федерации п. 445);

-АЗС не оборудована молниезащитой (Основание: п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014);

-резервуары не оснащены системами деаэрации. (Основание: ч.4 ст.4 ФЗ-123,п.7.17 СП156.13130.2014; п. 53 НПБ 111-98*);

-резервуары для хранения топлива не оборудованы системой контроля их герметичности. (Основание: ч.4 ст.4 ФЗ-123, п.7.10 СП156.13130.2014; п. 46 НПБ 111-98*);

-расстояние от АЗС до открытой стоянки для автомобилей менее 30 метров (фактически составляет 2 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15; НПБ 111-98* п. 12* таблица 1);

-расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 м. (по факту 6 м.). Основание: п.7.3, таблица №3 СП 156.13130.2014; п. 14*, таблица №3 НПБ 111-98*;

-расстояние между АЗС (ТРК) и индивидуальными гаражами менее 30 метров (фактически составляет 8,8 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15; НПБ 111-98* п. 12* таблица 1);

-расстояние между АЗС (ТРК и зданием соседнего предприятия менее 25 метров (фактически составляет 11 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

-расстояние между АЗС (операторной АЗС) и складированием лесных материалов менее 40 метров (фактически составляет 13 м.) (Основание: Федеральный закон №123-ФЗ статья 71 табл. 15);

-над территорией АЗС в нарушении норм допускается устройство воздушной линии электропередачи. Основание: ч. 4 ст. 4 ФЗ-123, п. 6.33 СП156.13130.2014; п. 42 НПБ 111-98*);

-заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Площадка для автоцистерны не оснащена не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). (Основание: п. 457 ППР в Российской Федерации);

-на покрытии дорог автозаправочной станции отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции) (Основание: ППР в Российской Федерации п. 450 в);

-руководитель организации не утвердил инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в Российской Федерации (Основание: ППР в Российской Федерации п. 2);

-руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (Основание: ППР в Российской Федерации п. 4);

-АЗС не обеспечено системой громкоговорящей связи (Основание: ст. 4 Федеральный закон №123-ФЗ; п. 6.34 СП 156.13130.2014; п. 43 НПБ 111-98*);

-не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". (Основание: п. 14 ППР в РФ);

-на объект защиты (АЗС) не разработана декларация пожарной безопасности (Федеральный закон №123-ФЗ ст. 6, ст. 64; Приказ МЧС России от 21.06.2009 г. № 91);

-не предоставлена технико-эксплуатационная документация, подтверждающее применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС. Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. 23. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования. (Основание: п. 6.1, п. 6.2 СП156.13130.2014; п.3*, п. 4 НПБ 111-98*);

-на АЗС отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении (ППР в РФ п. 450 (б)); пожарный щит установленный на территории АЗС не укомплектован согласно приложению №6 ППР в Российской Федерации (отсутствует асбестовое полотно, 2 огнетушителя (пенный или водяной вместимостью 10л/9 кг), лопата совковая) (Основание: ППР в Российской Федерации п. 482);

-лица допускаются к работе на объекте не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж) (Основание: ППР в Российской Федерации п. 3);

-планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (Основание: ст.4 Федеральный закон №123-ФЗ; п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 111-98*).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., ст. 25 Закона Оренбургской области «О пожарной безопасности в Оренбургской области» № 1673/276-III-ОЗ от 23.12.2004 г., ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Вместе с тем, судом установлено, что ответственность ИП Серебрякова С.П. за соблюдение требований пожарной безопасности на рассматриваемом объекте установлена п. 2.2.2 договора аренды с Л.Р.С. от 01.01.2018 г..

В силу ст. 1065 ГК Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Эксплуатация объекта капитального строительства допускается лишь после подтверждения в установленном порядке его соответствия требованиям безопасности.

Исследовав представленные доказательства, и, приняв во внимание требование названных правовых норм, суд пришёл к обоснованному выводу, что ответчиком нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности, что в свою очередь, влечёт нарушение прав и интересов лиц, проживающих в г. Орске, а также работников АЗС на обеспечение безопасности жизни и здоровья, а при таких обстоятельствах пришёл к правильному выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

Довод апелляционной жалобы, фактически сводится к несогласию с действиями суда по разрешению ходатайства представителя ответчика об отложении рассмотрения дела.

Вместе с тем, данное ходатайство судом было рассмотрено с учётом требования гражданского процессуального законодательства в связи с чем, данный довод основанием для отмены законного решения суда первой инстанции служить не может.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что доказательства об устранении требований выявленных прокурором нарушений, могут быть предъявлены и при обращении решения суда первой инстанции к исполнению.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 28 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Серебрякова С.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: