ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5644/19 от 26.09.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Полоцкая Е.С. № 33-5644/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 26 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.

при секретаре Жуковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 21 июня 2019 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по организации водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Омского муниципального района Омской области организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечить рекультивацию нарушенных земель на земельном участке, местоположение которого установлено на расстоянии около 700 м. от автозаправочной станции в направлении Усть-Заостровского лесничества в установленном законом порядке».

Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу обратился в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений. В обоснование своей позиции истец указал, что 27.11.2017 в Управление поступило обращение Касимовой А.А. по факту несанкционированного сброса жидких коммунальных отходов в границах Усть-Заостровского сельского поселения с приложением протоколов испытаний почвы. В ходе проведения административного расследования специалистами Управления было установлено, что на расстоянии около 700 м. от автозаправочной станции «Омсктрансойл», которая располагается на пересечении автомобильных дорог А-320 направлением Омск — Черлак и дороги, ведущей от Усть-Заостровского сельского поселения в направлении Усть-Заостровского лесничества, расположена свалка, обнесенная металлической конструкцией. С северо-восточной стороны от свалки устроена накатанная грузовым автотранспортом дорога. В теле свалки установлены признаки сброса жидких коммунальных отходов, о чем свидетельствует запах, характерный для хозфекальных стоков. Также было установлено, что место сброса жидких отходов представлено в виде углубления в грунте глубиной около 0,5 м. и покрыто значительным настилом льда, что свидетельствует о регулярном сбросе жидких отходов на рельеф местности. В результате сброса жидких отходов IV класса опасности оказывается острое токсическое воздействие на компоненты окружающей среды. Земельный участок, на котором осуществляется сброс жидких коммунальных отходов, согласно публичной кадастровой карте не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. В связи с отсутствием установленных лиц, осуществляющих сброс жидких отходов, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель должна быть возложена на органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков. По итогам административного расследования Управлением Росприроднадзора по Омской области в адрес Администрации Омского муниципального района Омской и Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области были направлены письма о необходимости принятия мер по организации системы водоотведения в границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского района Омской области, а также приведения земельного участка, на котором осуществляется сброс жидких коммунальных отходов в соответствие с законодательством Российской Федерации. Однако Администрацией Омского муниципального района Омской области указанные меры приняты не были. На территории Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области централизованное водоотведение и места, специально отведенные под утилизацию жидких бытовых отходов, до настоящего времени отсутствуют.

На основании изложенного истец просил признать бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не организации водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, незаконным; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области принять меры по организации системы водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечить рекультивацию нарушенных земель на земельном участке, местоположение которого установлено на расстоянии около 700 м. от автозаправочной станции в направлении Усть-Заостровского лесничества.

В судебном заседании представитель истца Саввина О. В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что Усть-Заостровское сельское поселение имеет нецентрализованную систему канализации: водоотведение сточных вод осуществляется в выгребную яму, расположенную возле каждого индивидуального дома, находящегося в частной собственности. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечивать водоотведение от частного дома, не являющегося муниципальной собственностью. Действующие СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривают при отсутствии системы канализации оборудование выгребов на участках собственников. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Собственники индивидуальных жилых домов самостоятельно имеют право заключить прямой договор на возмездное оказание услуг по сбору, вывозу и очистки сточных жидких бытовых отходов. Услугу вывоза ЖБО на территории Усть-Заостровского сельского поселения осуществляет индивидуальный предприниматель С. что свидетельствует о том, что на территории организовано водоотведение. Кроме того, между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Омского муниципального района Омской области» от имени Омского муниципального района Омской области и ООО «Энергопроект» 18.07.2016 заключен муниципальный контракт на разработку схемы водоснабжения и водоотведения Омского муниципального района Омской области (в том числе и Усть-Заостровского сельского поселения) на период с 2016 до 2026 года. Данный контракт не исполнен, так как ООО «Энергопроект» ненадлежащим образом оказало услуги по разработке схемы, в связи с чем в настоящее время ведётся судебный спор. Кроме того, Администрацией 10.06.2019 подано в Омский районный суд Омской области заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество (сети водопровода и канализации, территории насосных станций и т.д.). Таким образом, оснований говорить о наличии со стороны Администрации незаконного бездействия по решению вопроса об организации водоотведения не имеется. Факт порчи почв именно Администрацией также не установлен. 11.01.2019 в Администрацию поступило обращение Б. о сливе ЖБО водителями ассинезационных машин в рассматриваемом месте. Так как у Администрации отсутствуют правовые основания для принятия мер к лицам, осуществляющим незаконный слив ЖБО, указанное обращение и фотоматериалы перенаправлены в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области для принятия решения в рамках их полномочий. Министерством природных ресурсов и экологии Омской области были установлены транспортные средства, осуществляющие сброс сточных вод непосредственно в почву, в отношении собственников данных транспортных средств вынесены 7 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Возложение на Администрацию осуществления государственных полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, само по себе не может служить основанием для привлечения ее к ответственности за загрязнение земельного участка, в котором нет его вины.

Представитель третьего лица администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещён.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить. Полагает, что данное дело следовало рассматривать в порядке не гражданского, а административного судопроизводства. Повторяет изложенные в суде первой инстанции доводы о том, что на территории Усть-Заостровского сельского поселения имеется нецентрализованная система водоотведения, что нарушением действующего законодательства не является. Услуги по вывозу жидких бытовых отходов оказываются индивидуальным предпринимателем, который осуществляет их сброс в колодцы самотечной канализации в округах г. Омска. Указывает, что многие сельские поселения в Российской Федерации не имеют централизованных систем водоотведения. Считает, что суд не принял во внимание факт принятия Администрацией мер для признания права собственности на бесхозяйные сети водопровода и канализации, а также факт заключения муниципального контракта на разработку схемы водоснабжения и водоотведения. Полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем исполнении Администрацией своих полномочий в сфере организации водоотведения. Также суд возложил на Администрацию обязанность осуществить рекультивацию земельного участка, не дав оценки представленным доказательствам, на основании которых можно было установить конкретных лиц, виновных в загрязнении данного участка путем сброса жидких бытовых отходов. Кроме того, полагает, что решение суда является неисполнимым, так как в нём отсутствуют сведения, индивидуализирующие земельный участок, который подлежит рекультивации.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриеву Ю.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу Тиханович А.Ю., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия полагает, что дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 14.11.2017 в прокуратуру Омской области поступило обращение президента Фонда возрождения и развития культуры, духовности и нравственности граждан «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» К в котором она указывала, что на территории Усть-Заостровского сельского поселения организована стихийная свалка, где регулярно сбрасываются жидкие бытовые отходы.

Данное обращение было направлено в Управление Росприроднадзора по Омской области для рассмотрения по принадлежности.

Управление Росприроднадзора по Омской области 26.12.2017 направило главе администрации Омского муниципального района Омской области и и.о. главы Усть-Заостровского сельского поселения письмо, в котором указало, что в непосредственной близости от дороги, ведущей от Усть-Заостровского сельского поселения в сторону Усть-Заостровского Лесничества осуществляется сброс жидких коммунальных отходов, в связи с чем просило принять меры по организации системы водоотведения в границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского района Омской области, а также привести земельный участок, на котором осуществляется сбор жидких коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В декабре 2018 года, январе 2019 года к прокурору Омского района также поступали обращения от Б. которая просила взять под контроль незаконный слив жидких бытовых отходов в непосредственной близости от Усть-Заостровского сельского поселения.

12.02.2019 инспекторами департамента Росприроднадзору по Сибирскому Федеральному округу был проведен рейдовый осмотр территории, расположенной в границах Усть-Заостровского сельского поселения. В ходе обследования было установлено, что на пересечении автомобильных дорог А-320 направлением Омск-Черлак и дороги, ведущей от Усть-Заостровского сельского поселения в направлении Усть-Заостровского участкового лесничества, расположена автозаправочная станция (АЗС). На расстоянии 700 м. от АЗС в направлении Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества расположена табличка с надписью: «Свалка закрыта» с северной стороны которой расположена свалка жидких отходов. От таблички в сторону свалки устроена грунтовая дорога, проезд по которой перекрыт металлической конструкцией. При этом с восточной стороны свалки на ее территорию устроен проезд, ведущий к непосредственному месту сброса жидких отходов. Место сброса жидких отходов представлено в виде углубления в грунте глубиной около 0,5 метров и покрыто значительным настилом льда, что свидетельствует о регулярном сбросе жидких отходов. Территория свалки покрыта снежным покровом, ограждение отсутствует, доступ на территорию свалки свободный (акта № ЗТ-112-в от 19.02.2019 о результатах рейдового осмотра).

По результатам биотестирования проб содержащихся на данной свалке жидких отходов было выявлено, что они относятся к четвёртому классу опасности для окружающей среды (протокол биотестирования отходов № 58Г-ПО-Б от 18.02.2019, заключение к протоколу биотестирования № 58Г- ПО-Б от 18.02.2019).

Ссылаясь на данные обстоятельства, департамент Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу обратился в суд с настоящими исковыми требованиями о возложении на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также произвести рекультивацию земель в месте образования указанной свалки.

При рассмотрении требований истца, касающихся организации системы водоотведения, судом было установлено, что централизованная система водоотведения в Усть-Заостровском сельском поселении отсутствует.

При этом суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что организация системы централизованного водоотведения в границах сельского поселения является обязательной и что соответствующая обязанность по её организации должна быть возложена на Администрацию Омского муниципального района Омской области, в состав которого входит Усть-Заостровское сельское поселение.

Принимая решение в данной части, суд руководствовался нормами законодательства об охране окружающей среды, а также нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые, по мнению суда, в целях защиты окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривают обязательную организацию в границах сельского поселения централизованного водоотведения.

Между тем, данные выводы суда обоснованными признать нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28 ст. 2).

Согласно п. 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Таким образом, данным Федеральным законом регулируется именно система централизованного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из приведённых норм не следует, что организация централизованной системы водоотведения в поселениях является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.

Необходимо отметить, что действующее законодательство закрепляет не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.

При этом законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься и что в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).

Так, в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», которым закреплены требования, которым должно отвечать жилое помещение, указано, что в поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).

Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, представляющих собой хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов потребитель – это гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу жидких бытовых отходов по возмездному договору.

В соответствии с п. 6 Правил исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.

Если исполнитель - коммерческая организация уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Цена услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 11).

Исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления жидких бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами. Указанные в договоре сроки вывоза жидких бытовых отходов не должны превышать установленных органами местного самоуправления предельных сроков вывоза жидких бытовых отходов (п. 14).

Согласно п. 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

В соответствии с п. 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.

Таким образом, действующее законодательство допускает, что на территориях поселений система централизованного водоснабжения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов.

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (ст. 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).

Таким образом, каких-либо предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности организовать централизованное водоотведение в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не имелось, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

Судебная коллегия также отмечает, что оснований для возложения на ответчика обязанности организовать работу нецентрализованного водоотведения, то есть надлежащего вывоза с территории поселения жидких бытовых отходов также не имеется, поскольку в материалах дела есть сведения о том, что деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов в границах Усть-Заостровского сельского поселения организована.

Так, в ходе рассмотрения данного гражданского дела представителем Администрации Омского муниципального района Омской области было сообщено, что услугу вывоза жидких бытовых отходов на территории Усть-Заостровского сельского поселения осуществляет ИП <...>

В ответ на запрос судебной коллегии ИП <...> представил сведения о том, что им действительно заключены договоры по ассенизации (вывозу жидких бытовых отходов) с Детским садом «Усть-Заостровский» и Усть-Заостровской средней общеобразовательной школой.

При этом представитель ответчика указывал, что ИП <...>. оказывает услуги и по вывозу жидких отходов из неканализированных домовладений при обращении к нему граждан.

Из представленных документов видно, что ИП <...> имеет право заниматься оказанием данных услуг, что подтверждается договором водоотведения, заключенным между ним и ОАО «ОмскВодоканал», согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а также выданными ему в ОАО «ОмскВодоканал» техническими условиями от 31.08.2017 на сброс стоков из выгребных ям, с указанием адресов канализационных коллекторов на территории г. Омска, куда может осуществляться их сброс (Центральный АО, Ленинский АО, Кировский АО г. Омска). Данные технические условия выданы на срок 3 года.

Согласно представленному ответу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» на запрос ИП <...> лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности для транспортирования отходов из выгребных ям не требуется.

Таким образом, коллегией установлено, что на территории Усть-Заостровского сельского поселения осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель, который оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов обратившимся к нему гражданам.

Оснований для возложения на ответчика обязанности организовать какое-либо специальное место для сброса жидких бытовых отходов на территории рассматриваемого поселения или в границах муниципального района у суда также не имелось, поскольку действующее законодательство не содержит требований об обустройстве таких мест на территории каждого муниципального образования.

В настоящем случае установлено, что ИП <...> занимающийся рассматриваемой деятельностью на территории Усть-Заостровского сельского поселения, должен осуществлять сброс стоков из выгребных ям в указанные в технических условиях колодцы самотечной канализации, то есть в централизованную систему водоотведения, что соответствует требованиям СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр).

Согласно п. 6.10.1 Свода правил прием жидких фракций, доставляемых с не канализированных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.

Сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметрами не менее 400 мм. При этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, должно быть не более 20% общего расчетного расхода по коллектору (п. 6.10.2).

Таким образом, на территории Усть-Заостровского сельского поселения сливные станции организованы быть не могут ввиду отсутствия на его территории канализационной сети и очистных сооружений, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности организовать место для слива жидких бытовых отходов также не имеется.

По изложенным основаниям коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу о возложении на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области следует отказать.

В то же время судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности осуществить разработку проекта рекультивации нарушенных земель (на месте свалки, куда сбрасываются жидкие бытовые отходы) и обеспечить рекультивацию нарушенных земель на данном земельном участке.

Из материалов дела следует, что данный земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, государственная собственность на него не разграничена.

Факт загрязнение данного земельного участка, местоположение которого установлено на расстоянии около 700 м. от автозаправочной станции в направлении Усть-Заостровского лесничества, жидкими бытовыми отходами достоверно подтверждён материалами дела и ответчиком не оспаривался.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

При возложении обязанности по рекультивации нарушенных земель на ответчика суд правильно руководствовался п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800), согласно которому в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в частности, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

В ходе рассмотрения спора представитель ответчика не отрицала, что на органы местного самоуправления муниципальных районов возложены государственные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что в материалы дела представлены копии постановлений о назначении административных наказаний за сбросы жидких бытовых отходов на данном участке конкретным лицам (ст. 8.2 КоАП РФ), основанием для отмены решения суда в данной части не являются, поскольку, как обоснованно отметил суд, из представленных в материалы дела доказательств видно, что несанкционированное место, куда осуществляется сброс жидких бытовых отходов, на данном участке существует уже продолжительное время и в этой ситуации установить всех лиц, деятельность которых привела к загрязнению участка, не представляется возможным.

В этой ситуации обязанность по рекультивации земельного участка правильно была возложена на Администрацию Омского муниципального района Омской области, которая согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должна принимать участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.

Следовательно, ответчик в рамках реализации своих полномочий должен следить за организацией незаконных свалок и мест сброса жидких бытовых отходов и принимать меры для устранения последствий данной деятельности.

Доводы автора жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, так как в нём отсутствуют сведения, индивидуализирующие земельный участок, который подлежит рекультивации, коллегией отклоняются, поскольку в решении суда содержатся достаточные сведения для определения территории земельного участка, который подлежит рекультивации.

То обстоятельство, что данный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт, не может послужить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по его рекультивации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области частично удовлетворить, решение Омского районного суда Омской области от 21 июня 2019 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по организации водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и возложении на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Председательствующий: Полоцкая Е.С. № 33-5644/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

г. Омск <...>

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.

при секретаре Жуковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 21 июня 2019 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по организации водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Омского муниципального района Омской области организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечить рекультивацию нарушенных земель на земельном участке, местоположение которого установлено на расстоянии около 700 м. от автозаправочной станции в направлении Усть-Заостровского лесничества в установленном законом порядке».

Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

О п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области частично удовлетворить, решение Омского районного суда Омской области от 21 июня 2019 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по организации водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и возложении на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности организовать систему водоотведения в административных границах Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи