Судья: Вишнякова Л.В. Дело № 33-624/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2014 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шинкиной М.В.,
судей Абрамова Д.М., Утемишевой А.Р.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.
при секретаре Магакьян Е.М..,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Шинкиной М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шеремет В.Я. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 02 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Шеремет В.Я. о запрете эксплуатации воздушного судна. В качестве третьего лица привлечено Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В обоснование требований истцом было указано, что во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры Таганрогской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов. Проверкой установлено, что на территории стоянки сельскохозяйственной техники, на окраине села АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находится воздушное судно АН-2, желтого цвета, имеющее опознавательный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с нанесенным на борт судна флагом Российской Федерации. Воздушное судно закреплено тросами к специальным наземным креплениям. На данное воздушное судно установлено оборудование для выполнения авиационно-химических работ. Собственником указанного воздушного судна является Шеремет В.Я.
Согласно объяснениям Шеремета В.Я., право собственности на воздушное судно АН-2 подтверждается свидетельством НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о постановке в Единый регистр учета воздушных судов и удостоверением о годности к полетам воздушного судна № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданными ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Федерацией любителей авиации России. Документы, подтверждающие государственную регистрацию воздушного судна АН-2 в Федеральном агентстве воздушного транспорта, у Шеремета В.Я. отсутствуют, что подтверждается, в том числе и письмом начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Кроме того, согласно информации начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Шеремет В.Я. за оформлением и выдачей сертификата летной годности на воздушное судно АН-2 не обращался. Указанные нарушения влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна. Выявленные нарушения закона создают угрозу безопасности полетов в Южном транспортном регионе вследствие эксплуатации воздушного судна, незарегистрированного в установленном порядке, могут повлечь наступление неблагоприятных последствий, в том числе, причинение вреда жизни и здоровью лиц, определить круг которых не представляется возможным.
На основании изложенного прокурор просил суд запретить Шеремету В.Я. эксплуатацию воздушного судна АН-2, имеющего опознавательный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, до получения им свидетельства о государственной регистрации указанного гражданского воздушного судна и сертификата летной годности.
Ответчик в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 02 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Шеремет В.Я. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда о необходимости наложения запрета на эксплуатацию воздушного судна АН-2, имеющего опознавательный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН до получения свидетельства о государственной регистрации, поскольку принадлежащий ему самолет зарегистрирован в государственном реестре за № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заводской номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Авиалинии Адыгеи», то есть значится в государственном реестре РФ. Повторная регистрация воздушного судна в Государственном реестре не предусмотрена.
Апеллянт также указывает, что наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта необходимо только для владельцев воздушного судна, максимальный взлетный вес которого составляет более 5700 кг ( в силу п.4 ст. 61 ВК РФ), либо для предоставления услуг по осуществлению коммерческой деятельности. В техническом заключении, имеющемся в материалах дела, указано, что данный самолет имеет взлетную массу 5500 кг, то есть он относится к легким воздушным судам. Кроме того, как указывает Шеремет В.Я., коммерческой деятельностью он не занимается.
В обоснование доводов жалобы также указано на то, что 16.05.2013г. ответчиком в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в Федерации любителей авиации России был поставлен на учет принадлежащий ему самолет и получено свидетельство, а также регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Кроме того, 21.05.2013г. было получено техническое заключение по проверке состояния воздушного судна, в котором указано, что самолет АК-2, заводской номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с двигателем АШ -62 ИР, заводской номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и воздушным винтом АВ-2, осмотрен и допущен к эксплуатации по состоянию с ограничением, указанным в РЛЭ, в соответствии с действующей документацией, регламентирующей работу ФЛАРФ.
В возражении относительно доводов апелляционной жалобы Таганрогский транспортный прокурор указал, что решение суда законно и обоснованно, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд правильно установил круг обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильно определил материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Суд исходил из того, что в соответствии с положениями ст. 33 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов Российской Федерации закреплены в одноименных Правилах, утвержденных приказом Минтранса России от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации - Федеральное агентство воздушного транспорта, в соответствии с возложенными на него Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН полномочиями. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что на территории стоянки сельскохозяйственной техники, на окраине села АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находится воздушное судно АН-2, желтого цвета, имеющее опознавательный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с нанесенным на борт судна флагом Российской Федерации. Воздушное судно закреплено тросами к специальным наземным креплениям. На данное воздушное судно установлено оборудование для выполнения авиационно-химических работ. Собственником указанного воздушного судна является ответчик Шеремет В.Я., что он сам не отрицал в судебном заседании, о чем также свидетельствует договор купли-продажи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Согласно договору купли-продажи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заключенному между индивидуальным предпринимателем БАА (продавец) и Шереметом В.Я. (покупатель), продавец передает в собственность покупателя следующее имущество: планер самолета АН-2 без крыльев и хвоста, регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; двигатель НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Таким образом, ответчик приобрел в собственность комплектующие изделия летательного аппарата, а не воздушное судно в целом. Шеремет В.Я. использует собранное воздушное судно АН-2.
В соответствии с положениями ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Оспаривая обоснованность заявленных требований, ответчик утверждал, что право собственности на воздушное судно АН-2 подтверждается свидетельством НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о постановке в Единый регистр учета воздушных судов и удостоверением о годности к полетам воздушного судна № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданными ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Федерацией любителей авиации России, а следовательно, этого вполне достаточно.
Судебная коллеги полагает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены указанные доводы Шеремет В.Я. Как установлено в судебном заседании, документы, подтверждающие государственную регистрацию воздушного судна АН-2 в Федеральном агентстве воздушного транспорта, у Шеремета В.Я. отсутствуют, чего ответчик и не отрицал.Это же подтверждается и письмом начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. На имеющихся у ответчика документах указано, что свидетельство о постановке в единый реестр учета (л.д. 28) не является документом, подтверждающим государственную регистрацию и право собственности на воздушное судно.
Шеремет В.Я. не оспаривал факт отсутствия у него документов, подтверждающих регистрацию указанного воздушного судна в Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Порядок проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации установлен в разделе II Правил.
Так, пунктом 15 Правил закреплено, что на основании представленных документов данные о гражданском воздушном судне включаются в Государственный реестр и заявителю выдается (направляется) свидетельство о регистрации согласно образцу, имеющее степень защиты.
Необходимо также отметить, что согласно п. 17 Правил внесение изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации производится органом регистрации в следующих случаях: изменение собственника гражданского воздушного судна; изменение адреса собственника гражданского воздушного судна; изменение модификации (наименования) гражданского воздушного
судна, связанное с его переоборудованием.
В указанных случаях заявителем в обязательном порядке предоставляется свидетельство о регистрации воздушного судна.
К числу исковых требований Таганрогского транспортного прокурора, помимо запрета Шеремету В.Я. эксплуатации воздушного судна АН-2 до получения им свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, относилось требование о получении им сертификата летной годности, предусмотренного положениями ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Между тем, доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к освобождению его от обязанности получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта, требование по которому Таганрогским транспортным прокурором не заявлялось.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что он является любителем авиации. В связи с этим, он поставил принадлежащее ему воздушное судно АН-2 на учет в Федерации любителей авиации России, получил свидетельство, регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также техническое заключение по проверке состояния летательного аппарата.
Между тем, Федерация любителей авиации России является общественной организацией, не наделенной в установленном порядке правом выдавать документы, связанные с государственной регистрацией гражданских воздушных судов, а также с допуском к эксплуатации гражданских воздушных судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) установлен приказом Минтранса России от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».
Эксплуатация гражданского воздушного судна без сертификата летной годности не допускается.
Согласно информации начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Шеремет В.Я. за оформлением и выдачей сертификата летной годности на воздушное судно АН-2 не обращался.
Удовлетворяя заявленные требования в части запрета Шеремету В.Я. эксплуатировать воздушное судно АН-2, имеющее опознавательный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН до получения им сертификата летной годности, суд первой инстанции посчитал, что указанные нарушения являются недопустимыми в области воздушной безопасности и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований Воздушного законодательства РФ.
В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута. Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шеремет В.Я. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: