ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6769 от 31.05.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Девятиярова О.Ю. Дело № 33-6769

Докладчик: Гребенщикова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Гребенщиковой О.А.,

судей Латушкиной Е.В., Гордиенко А.Л.,

при секретаре Южиковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело

по апелляционной жалобе администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 февраля 2016 года

по иску Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе к администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, администрации г. Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, в лице территориального отдела в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе обратилось в суд с иском к ответчикам администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, администрации г. Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе поступили обращения К.. и Кандаковой Н.С. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства в части образовавшихся несанкционированных свалок на территории <адрес>).

Указанные нарушения привели к ухудшению условий проживания жителей, экологической обстановки, являющейся источником загрязнения почвы и атмосферного воздуха.

В ходе осмотра вышеперечисленных улиц муниципальной территории Орджоникидзевского района, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований Федерального закона ст.ст. 11, 21 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2., СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционными мероприятий против синантропных членистоногих», а именно: обнаружены несанкционированные свалки мусора ТБО от жизнедеятельности жителей на муниципальной территории <адрес> вдоль дороги напротив улиц <адрес>, что подтверждается фотоснимками.

С учетом уточненных требований просил: обязать администрацию <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо- бытовые отходы, строительные отходы), расположенных: на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес> на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес> обязать администрацию г. Новокузнецка, ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо-бытовые отходы, строительные отходы), расположенных: на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес>; на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес>; обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо-бытовые отходы, строительные отходы), расположенных: на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес> на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес>.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 января 2016г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация города Новокузнецка, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 февраля 2016 года постановлено:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе к администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, администрации г.Новокузнецка, Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Орджоникидзевского района г.Новокузнецка и Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо-бытовые отходы, строительные отходы), расположенные на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес>; на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес>.

Установить для совершения ответчиками указанных действий срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе к Администрации г.Новокузнецка - отказать.

В апелляционной жалобе администрация Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, в лице и.о. заместителя Главы города- руководителя администрации - М. просит решение суда изменить в части – исключить обязанность администрации Орджоникидзевского района города Новокузнецка ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо-бытовые отходы, строительные отходы), расположенные на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес> на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес>.

Полагает, что суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального права - неправильно истолковал закон.

Ссылается на то, что администрация Орджоникидзевского района города Новокузнецка действует на основании Положения об администрации Орджоникидзевского района, принятого решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, администрация Орджоникидзевского района города Новокузнецка функциями и полномочиями по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, строительного и иного мусора не наделена.

Согласно данному Положению, администрация наделена лишь полномочиями на участие в организации мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации благоустройства и озеленения территории района и осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории района, что предполагает лишь частичную ответственность и частичное финансирование в организации указанных выше мероприятий.

Согласно п. 4.2 «Правил по обращению с отходами на территории города Новокузнецка», утвержденных Постановлением Администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, организация сбора и вывоза ТБО, ЖБО от жилых домов и территории города возлагается на администрации районов города и Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Указывает, что утверждение бюджетной сметы и финансирование деятельности администрации Орджоникидзевского района города Новокузнецка осуществляется администрацией города Новокузнецка. Бюджетная смета администрации Орджоникидзевского района на 2016-2017 г. г. не содержит статьи расходов на сбор и удаление отходов.

Отсутствие финансирования администрации Орджоникидзевского района по п. 6 ч. 3 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации - сбор и удаление отходов соответствует функциям и полномочиям администрации района, указанным в Положении об администрации Орджоникидзевского района, и исключает обязанность администрации района по ликвидации несанкционированных свалок.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области С. возражавшую против доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 42 Конституции РФ установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктами 1.1.,1.3. Положения об Администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, принятого решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Орджоникидзевского района города Новокузнецка является территориальным органом Администрации города Новокузнецка, осуществляющим деятельность в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка по выполнению исполнительно-распорядительных функций, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и Главы города. Районная администрация является юридическим лицом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.

Согласно пункту 2.2. данного Положения, основной задачей деятельности Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка является выполнение исполнительно-распорядительных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на подведомственной территории.

В соответствии с подпунктами 2.3.2.4.-2.3.2.6. пункта 2.3 Положения, в целях выполнения указанной задачи районная администрация выполняет на подведомственной территории следующие полномочия: участие в организации мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации благоустройства и озеленения территории района; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории района.

В соответствии с пунктами 1.1.,1.4. Положения об Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, принятого решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах ( л.д. 93-102).

Из подпункта 11 пункта 3.1 Положения следует, что в соответствии с возложенными задачами Управление выполняет следующие функции: организацию уборки, сбора и вывоза мусора с объектов, расположенных в границах городского города и находящихся на балансе Управления.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ «о мероприятиях по обращению с отходами производства и потребления на территории Новокузнецкого городского округа», обязанность по организации сбора и вывоза ТБО с территории Орджоникидзевского района г.Новокузнецка возложена на ответчиков - администрацию Орджоникидзевского района г.Новокузнецка и Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (л.д.72-78).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ года на официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, поступило обращение К.. с просьбой принять меры по ликвидации незаконной несанкционированной свалки ТБО за домом расположенным по <адрес>, а также обращение гр. О.. с просьбой принять меры по ликвидации незаконной несанкционированной свалки ТБО расположенным по <адрес> л.д. 31-33).

Указанные обращения были направлены для рассмотрения и принятия мер начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе (л.д.30-32).

По результатам рассмотрения данных обращений должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе ведущим специалистом-экспертом С.. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка по ст.8.2 КРФ об АП и проведении административного расследования (л.д.4).

Из материалов дела следует, что вблизи (за оградой) частных жилых домов по <адрес> на муниципальной территории обнаружена несанкционированная свалка ТБО от жизнедеятельности жителей, также вдоль дороги напротив улиц <адрес> обнаружен мусор (ТБО, коробки, мешки и т.д.)несанкционированные свалки ТБО (муниципальная территория Орджоникидзевского района).

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, данными фотосъемки на телефон Samsung (л.д. 6-7; 8-17).

Таким образом, указанные в обращении граждан факты нашли свое подтверждение.

Согласно данным Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, территории в районе <адрес> относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки под данной территорией не образовывались, постановка на государственный кадастровый учет не осуществлялась, и права на их пользование не предоставлялись (л.д. 112).

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов лежит на ответчиках, неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований о понуждении к совершению действий и обязании ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки мусора (твердо-бытовые отходы, строительные отходы), расположенные на земельном участке, находящемся за частными жилыми домами по <адрес>; на земельном участке, находящемся вдоль грунтовой дороги напротив улиц <адрес>.

При этом, суд правомерно признал администрацию г.Новокузнецка Управлению Роспотребнадзора по Кемеровской области в лице территориального отдела в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза ТБО с территории Орджоникидзевского района г.Новокузнецка возложена на администрацию Орджоникидзевского района г.Новокузнецка и Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их правильными, постановленными с соблюдением норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Орджоникидзевского района города Новокузнецка функциями и полномочиями по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, строительного и иного мусора не наделена, являются несостоятельными, противоречащими имеющимся в материалах дела доказательствам, направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования администрации Орджоникидзевского района на осуществление функций по сбору и удаление отходов, судебной коллегией отклоняются, поскольку недостаточное финансирование не может являться основанием для нарушения законных прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц. Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, занятой представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка – без удовлетворения.

Председательствующий: О.А. Гребенщикова

Судьи: Е.В. Латушкина

А.Л. Гордиенко