Судья: Муравьева М.А. № 33-7735
Докладчик: Казачков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Першиной И.В.,
судей: Казачкова В.В., Бычковской И.С.,
с участием прокурора Гейэр Е.И.,
при секретаре Гордиенко А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России, ФГУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области Илюшкиной О.Н. на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2018 года
по делу по иску кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области (далее ИК-4), ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛА:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что в исправительном учреждении проведена проверка исполнения администрацией ИК-4 требований соблюдения законодательства о государственной геномной регистрации.
На момент проверки в январе 2018 года установлено, что из 532 осужденных, подлежащих обязательной геномной регистрации, забор материалов для проведения регистрации проведен только 203 осужденным. В отношении 329 осужденных забор материалов не проведен.
В связи с выявленными нарушениями 16.02.2018 в адрес начальника ИК-4 внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Данное представление прокурора рассмотрено, ответ направлен в прокуратуру. До настоящего времени нарушения, указанные в представлении, не устранены.
Администрация ИК-4 самостоятельно не может устранить нарушения закона в связи с тем, что для их для устранения необходимо получение геномных наборов в медицинскую часть из ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России, материальное обеспечение которого, в свою очередь осуществляется Управлением организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Данные организации находятся в подчинении ФСИН России.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которую возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Просил суд обязать ФКУ с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения требований Федерального закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», а именно, провести обязательную государственную геномную регистрацию лиц, в том числе провести мероприятия по получению биологических материалов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности, и обеспечить последующее направление его на исследование в экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Кемеровской области.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России организовать в Федеральном казенном учреждении с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области материально-техническое обеспечение геномными наборами для последующего проведения обязательной геномной регистрации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности.
Помощник Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чебанов Н.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ИК-4, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России Плюшкина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 42» ГУФСИН России по Кемеровской области» в судебное заседание не явился, представив суду отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2018 года постановлено:
Обязать ФКУ ОУХД «Исправительная колония № 4» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области провести мероприятия по получению биологических материалов осужденных, отбывающих наказание в Федеральном казенном учреждении с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности, и обеспечить последующее направление его на исследование в экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Кемеровской области.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России организовать в ФКУ ОУХД «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области материально-техническое обеспечение геномными наборами для последующего проведения обязательной геномной регистрации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ОУХД «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности.
Установить ФКУ ОУХД «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России срок исполнения решения в течение месяца, с даты вступления решения в законную силу.
На решение представителем ГУФСИН России по КО, ФСИН России, ФГУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по КО Илюшкиной О.Н. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить.
Указывает, что в штатном расписании ФКУ ИК-4 отсутствуют должности медицинских работников, соответственно проведение мероприятий по получению биологических материалов осужденных невозможно.
Также ссылается на то, что большое количество осужденных, отбывающих наказание, не прошедших геномную регистрацию на начало 2018 года обосновывается тем, что не поступает достаточное количество специальных носителей в учреждение, хотя неоднократно медицинской службой учреждения направлялись заявки на основании списков осужденных не прошедших регистрацию. В связи с недостаточным количеством карт - носителей работа построена так, чтобы исключить случаи освобождения осужденных без проведения обязательной геномной регистрации.
Указывает, что в Постановлении Правительства не указаны конкретные сроки проведения геномной регистрации, а лишь указание в отношении лиц, подлежащих геномной регистрации осужденных отбывающих наказание.
Ссылается на то, что из 329 человек не прошедших геномную регистрацию в 2018 году подлежало освобождению 44 осужденных. На 01.03.2018 года данные осужденные прошли геномную регистрацию.
Полагает, что суд первой инстанции, установив срок исполнения решения в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, вышел за рамки заявленных требований, так в исковом заявлении истец не просил установить сроки исполнения.
Считает, что решение суда в установленный судом срок исполнить невозможно, так как закупка не может быть спланирована и осуществлена в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, а также длительностью проведения процедуры закупки и заключения государственного контракта.
Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения старшего помощника Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чебанова Н.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, принесенных возражений, заслушав представителей сторон и третьего лица, натсаивавших на своих правовых позициях, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации. Геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.
В силу с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
В соответствии со ст. 9 названного закона, обязательная государственная геномная регистрация указанных лиц проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
На основании ст. 20 данного закона финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 828 определен порядок проведения обязательной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 828, основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признано виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания.
Пунктами 5 и 6 Постановления закреплено, что учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.
В соответствии с части 2 статьи 14 вышеназванного закона, геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также выявления и установления лиц, их совершивших.
В соответствии с частью 2 статьи 2 УИК РФ, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются, в том числе порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
На основании части 1 статьи 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях, кроме прочего, это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.
В данной связи уголовно-исполнительное законодательство РФ во взаимосвязи с Федеральным законом от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» имеют своей целью организацию надлежащего порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии со статьями 3, 5, 9 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляет Конституция Российской Федерации, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление технического обслуживания имущества уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы».
Подпунктами 25, 55, 56 пункта 11 раздела 3 «Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» предусмотрено, что в компетенцию ГУФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно- изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение ФСИН России).
На основании пункта 5 Положения, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктов 3, 7 Положения, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которую возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с пунктом 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов' других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.
Судом установлено, ИК-4 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом 1.7 Устава, ИК-4 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, что подтверждается и сведениями из ЕГРЮЛ.
Согласно справке о проверке состояния законности в ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области в феврале 2018 от 28.02.2018 проведена проверка исполнения администрацией ИК-4 требований соблюдения законодательства о государственной геномной регистрации.
На момент проверки в январе 2018 установлено, и не оспаривается сторонами, что из 532 осужденных, подлежащих обязательной геномной регистрации, забор материалов для проведения регистрации проведен только 203 осужденным. В отношении 329 осужденных забор материалов не проведен.
16.02.2018 в адрес начальника ФКУ ИК-4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также предостережение о недопустимости нарушения закона.
16.03.2018 направлен ответ на представление в Кузбасскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ начальником ФКУ ИК-4 о проведении служебной проверки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требованиями действующего законодательства предусмотрена обязанность ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области по проведению обязательной геномной регистрации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4, за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности, половой свободы личности, в то время в январе 2018 года из 532 осужденных, подлежащих обязательной геномной регистрации, забор материалов для проведения регистрации проведен только 203 осужденным. В отношении 329 осужденных забор материалов не проведен.
Суд первой инстанции, учитывая, что нарушение закона о геномной регистрации было выявлено в подведомственном ГУФСИН России и ФСИН России бюджетном учреждении, пришел к верному выводу о возложении обязанности именно на подведомственное учреждение ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, находящемся в подчинении ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России, с чем соглашается судебная коллегия.
При этом доводы жалобы о том, что суд обязал исправительное учреждение осуществить действия, не возложенные на указанное учреждение Федеральным законом от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», судебная коллегия не может признать обоснованными.
Анализ п. 1 ч. 1 ст. 9, п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», п. 5 и п. 6 Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года № 828, в своей совокупности позволяет сделать вывод о том, что непосредственно на администрацию исправительного учреждения ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области законом возложена обязанность по проведению обязательной государственной геномной регистрации лиц, в том числе по получению биологического материала осужденных и последующему направлению его на исследование в целях получения геномной информации.
Ссылки в жалобе на отсутствие поступления денежных средств для приобретения карт-носителей для проведения геномной регистрации, а также короткий срок исполнения решения не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В соответствии с приказом ФСИН РФ от 19.05.2006 года № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, самостоятельно разрабатывает планы и показатели деятельности, отчеты об исполнении, а также доклады о результатах и основных направлениях деятельности.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы жалобы о неразумности установленного судом первой инстанции месячного срока его исполнения, поскольку суд первой инстанции установил реальный срок исполнения судебного решения с учетом фактических обстоятельств дела.
Кроме того, с момента проведения проверки состояния законности в ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области прошло более 4-х месяцев, однако материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что ответчиками предпринимались меры по устранению выявленных нарушений.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу выражают несогласие с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Першина
Судьи: В.В. Казачков
И.С. Бычковская